Воздушные операции

Успех операции «Кацу-1» зависел от авиации и в первую очередь от того, могла ли наша авиация раз- бить наступающего противника еще на переходе в Тихом океане. В связи с этим Ставка определила основную так- тику в проведении воздушных операций. Первый воздуш- ным боем, где была применена эта тактика, был бой в районе Лейте. Новое заключалось в сосредоточении в одном месте воздушных сил для нанесения решающего удара. Решающее сражение в районе Лейте началось с сосредоточения авиации. Авиационные части, базирую- щиеся в различных районах всей Великой Восточной Азии, планомерно и быстро были сосредоточены на на- правлении предполагаемого решительного сражения. Осуществлением операции занялась сама Ставка. 18 ок- тября по получении приказа о переходе к операции


«Кацу-1» вся военно-морская и армейская авиация нача- ла сосредоточиваться на филиппинском направлении. 14-я воздушная армия наметила график сосредоточения пер- вого эшелона авиации, которая после прибытия на место должна была сразу вступить в бой.

К концу октября на Филиппинах было сосредоточено до 300 самолетов.

19 октября наша воздушная разведка обнаружила к востоку от Филиппин более 10 авианосцев и около 100 транспортов; по другим источникам, в районе Адмирал- тейских o-вов на якорной стоянке отмечена большая груп- па кораблей в количестве до 70 единиц (в том числе 6 авианосцев) и 30 транспортов; в Холландии — до 80 круп- ных и малых транспортов. По этим данным можно было судить о масштабах операции, предпринимаемой против- ником на филиппинском направлении.

Налеты авиации противника продолжались также 19 октября; в районе Манилы в четырех налетах участвова- ло около 200 самолетов. Наша армейская и морская авиа- ция действовала по кораблям противника в заливе Лей- те; 20 самолетов армейской авиации повредили 3 линко- ра и 3 транспорта, 5 морских самолетов, 2 линкора противника.

20 октября противник начал высадку на восточное по- бережье о. Лейте. 21 и 22 октября в районе к востоку от Филиппин отмечалось десантное соединение противни- ка. Караваны транспортов в большом количестве подхо- дили к заливу Лейте. На восточном побережье о. Лейте противник постепенно расширял занятый плацдарм. В то время в заливе Лейте сосредоточилось до 150 военных кораблей, в том числе 6 линкоров, 6 тяжелых крейсеров,

5 легких крейсеров, 18 конвойных авианосцев и до 420 транспортов.

Наш Объединенный флот уже начал движение к зали- ву Лейте, а 14-й фронт наметил снять с позиций в центре и на юге Филиппин семь батальонов и высадить их в Ор- мок, а главные силы 1-й дивизии — в Лейте. Здесь ар- мейская и морская авиация отказалась от тактики «точеч- ных» атак малочисленным составом и перешла к тактике общего авиационного наступления. В задачу авиации вхо-


дило: завоевать господство в воздухе и одним ударом раз- громить караваны судов противника.

В качестве подготовки к общему авиационному наступ- лению командующий 4-й воздушной армией издал при- каз, в котором говорилось, что противник продолжает высадку в заливе Лейте, что наши морские силы начали действия по уничтожению его в районе восточнее Филип- пин и что воздушной армии надлежит всеми силами раз- бить десантные суда противника в заливе Лейте.

Командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Ониси приказал сформировать специальные ударные от- ряды (отряды смертников) для поддержки действий мор- ских частей по вторжению в залив Лейте. Самолеты 2-го воздушного флота с 20 октября начали прибывать на Фи- липпины; всего туда прибыло 196 самолетов, в том числе

126 истребителей, 40 палубных бомбардировщиков, 30 штурмовиков.

К 22 октября на Филиппинах насчитывалось около 450 самолетов, готовых к боевым действиям. Общее авиаци- онное наступление было намечено на 24 октября, втор- жение и высадка в заливе Лейте десантных частей Объе- диненного флота — на 25 октября.

24 октября 126 истребителей и 63 штурмовика морс- кой авиации поднялись с базы Кларк; за ними взлетели

10 палубных бомбардировщиков. Этот первые удар на- шей авиации был нанесен по авианосному соединению противника, ядро которого составляли 4 обычных и 2 кон- войных авианосца и которое находилось в 160 милях по пеленгу 80° от Манилы. Один крупный авианосец полу- чил прямое попадание, на линкоре и крейсере возникли пожары, было сбито 32 самолета противника. Наши по- тери составили 67 самолетов.

Армейская авиация (150 самолетов) 24 октября с утра и до вечера тремя волнами наносила удары по каравану транспортов противника, находившихся в заливе Лейте. Ночью атаки наших самолетов продолжались. Результа- ты: потоплены авианосец и крейсер, повреждены линкор, три крейсера, пять транспортов.

На 25 октября была назначена высадка морских час- тей в заливе Лейте; в этот день авиационное наступле-


Бомбардировщик Мицубиси Ki-67 («Пегги») использовался также в качестве торпедоносца. Взлетный вес — 13 765 кг; вооружение — одна 20-мм пушка, два 12,7-мм пулемета,

до 800 кг бомб или торпеда; максимальная скорость — 537 км/ч;

потолок — 9470 м; максимальная дальность — 3800 км.

ние продолжалось. Армейская авиация 160 самолетами с утра провела общее авиационное наступление, а за- тем перешла к налетам волнами. К концу дня общее авиа- ционное наступление повторилось. Был потоплен один транспорт противника и повреждено десять. Морская авиация 25 октября с утра до вечера трижды провела массированные налеты (до 150 самолетов) на группу кораблей противника, обнаруженную к востоку от о. Са- мар.

В этот день в боях впервые приняли участие смертни- ки («камикадзе»). Один отряд смертников в 40 милях к востоку от Суригао потопил авианосец, а другой отряд в

30 милях к северо-востоку потопил авианосец и крейсер и поджег авианосец.

26 октября армейская авиация продолжила общее авиа- ционное наступление. До обеда 100, а после обеда 60 са- молетов произвели налеты на объекты в заливе Лейте. Потоплено 2 корабля и транспорт, повреждено 4 транс- порта; на 30 транспортах возникли пожары.

Не обнаружив группу кораблей противника и помня, что высадка морских частей Объединенного флота в за- ливе Лейте провалилась, морская авиация в этот день изменила объекты своих бомбардировок; она трижды в


течение дня и ночи наносила удары по кораблям и аэро- дромам противника.

Таким образом, благодаря нашему общему авиацион- ному наступлению в районе Лейте морским и воздушным силам врага был причинен значительный ущерб, наша авиация удерживала господство в этом районе, и казалось, что именно теперь можно будет разделаться с против- ником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: