Тема№10 Избирательное право и избирательская система Республики Беларусь

Нормы избирательного права определяют порядок избрания самых важных государственных органов Республики Беларусь – Президента, Парламента и местных Советов депутатов.

Значение избирательного права в том, что на его основе формируются представительные органы, участие граждан в выборах осуществляется на легитимной юридической основе по единым принципам и правилам, учитывающим требования важнейших международных документов.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшие проявление демократии. Значение выборов состоит в том, что они позволяют определить наиболее достойных лиц для управления делами государства.

Избирательное право понимается в двух значениях:

1)избирательное право в объективном смысле – это система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления;

2)избирательное право в субъективном смысле – как гарантированное государством и закрепленная в Конституции возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. В этом значении избирательное право граждан подразделяется на активное и пассивное:

Активное избирательное право – это право избирать, т.е. право граждан Республики Беларусь участвовать в выборах в органы государственной власти и местные выборные органы.

Пассивное избирательное право – это право избираться, т.е. право граждан Республики Беларусь быть избранным в органы государственной власти и местные выборные органы.

Субъективное право закреплено в статье 38 Конституции.

Избирательное право Республики Беларусь регулируется следующими правовыми источниками:

1)Конституция Республики Беларусь;

2)Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года с изменениями и дополнениями;

3)декреты и указы Президента Республики Беларусь;

4)постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

5)решения Конституционного суда;

6)постановления центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

7)нормы уголовного права Республики Беларусь предусматривают ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав, право на участие в референдуме либо работе центральной комиссии, избранных комиссий и т.д.

8)нормы кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» закрепляющие ответственность за нарушение норм избирательного права;

9)нормы гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь предусматривающие особенности рассмотрения жалоб на действие избирательных комиссий;

10)решение местных исполнительных и распорядительных органов по созданию избирательных комиссий и местных Советов депутатов о назначении референдума.

Для функционирования политической системы любого государства важное значение имеет избирательная система. Понятие избирательной системы используется в двух значениях – широком и узком.

В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений возникших в процессе реализации и организации выборов в органы власти, в том числе на местах.

Однако термин избирательная система чаще употребляется в узком смысле как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей, т.е. конкретный способ выявления результатов выборов.

В мировой практике сложилось несколько разновидностей избирательной системы:

1)мажоритарная

2)пропорциональная

3)смешанная(сочетаются элементы как мажоритарной так и пропорциональной системы)

4)представительного меньшинства – применяется там, где меньшинства проживают компактными группами и за ними закрепляется соответствующие количества мест в Парламенте.

Исторически первой стала мажоритарная система, в основу которой положен принцип большинства. Самая простая разновидность это мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников.

Существует так же мажоритарная система абсолютного большинства, которая является более справедливой. По ней избранным считается тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей (50% + 1 голос). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (как привило 50%).

Наиболее редко встречающийся вариант мажоритарная система квалифицированного большинства. При ней для победы на выборах требуется, что бы победивший кандидат получил квалифицированное число избирателей, т.е. 2/3, 3/4 и т.д.

Суть пропорциональной системы заключается в том, что каждая политическая партия или избирательный блок получает в Парламенте число мандатов пропорциональное числу поданных за них голосов избирателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: