Тема№12 Конституционные основы системы государственных органов в Республике Беларусь

Понятие государственный орган складывается из совокупности следующих основных признаков:

1)Каждый государственный орган наделен государственно властными полномочиями позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы; издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами и обеспечить исполнение этих актов.

Государственно властные полномочия – это совокупность трёх элементов полномочий:

1.принятие решений обязательных для исполнения всеми должностными лицами, организациями и гражданами на которых распространяется компетенция данного государственного органа.

2.организация исполнения принятых решений, как правило, опирающихся на материальную базу.

3.охрана принятых решений от нарушений путем применения различных методов и мер (убеждения, общественного воздействия, государственного принуждения).

2)Каждый государственный орган образуется и действует в соответствии с установленными Конституцией, Законом и иными правовым актом порядка.

3)Каждый государственный орган уполномочивается осуществлять его задачи функции.

4)Органы государства наделяются с помощью правовых норм определенной компетенцией, которую они реализуют путем принятия правовых норм.

5)Государственный орган - это определенная организация, организованный коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности, однако в качестве государственного органа может выступать и отдельный гражданин.

6)все государственные органы являются частью единой системы органов государственной власти Республики Беларусь

Государственный орган – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно властными полномочиями, образуемый и действующий в установленном государстве порядке, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций с помощью, закрепленной за ним компетенцией и являющийся частью единой системы органов государственной власти Республики Беларусь.

Государственные органы Республики Беларусь в совокупности образуют единую систему в соответствии с конституционным принципом разделения властей(статья 6 Конституции), органы государственной власти делятся на законодательную, исполнительную, судебную власти.

Особое ключевое место в системе органов государственной власти Республики Беларусь занимает Президент Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь самостоятелен в организационном отношении и прямо не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование.

Как глава государства Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, так же является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране государственного суверенитета Республики Беларусь, её независимости и государственной целостности.

Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов, они образуются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. Главная их задача законодательство и иное правотворчество, а так же рассмотрение и решение других важных вопросов их компетенции.

Представительные органы на местах – это Советы депутатов областного, базового и первичного уровня.

Органы исполнительной власти – это как правило, назначаемые органы, основная особенность их деятельности это практический и организационных характер деятельности направленный на выполнение Конституции и Законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь и иных нормативно правовых актов. В органы исполнительной власти входят: Правительства, Министерства, органы исполнительной власти на местах (облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, местные администрации и так далее).

Органы судебной власти составляют суды.

Высшие судебные органы Республики Беларусь: Конституционный суд, Верховный суд.

Судьи независимы и подчиняются только Закону.

Особую группу государственных органов Республики Беларусь не относящихся ни к одной из видов органов государственной власти составляют органы прокуратуры и комитеты государственного контроля.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь составляет единую и централизованную систему, которую возглавляет генеральный прокурор назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов Министерствами, другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступления, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях в случаях предусмотренных законом проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Комитет государственного контроля следит за исполнением республиканского бюджета, за использованием государственной собственности, за исполнением актов Президента, Парламента и Правительства, а так же финансовые и налоговые отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: