Стимульный материал техники представляет собой ряд незаконченных предложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагается их завершить.
Прослушивание себя и других помогает членам семьи лучше понять друг друга, увидеть реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию собственных ожиданий и притязаний. Часто с помощью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы членов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы.
Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказывания друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».
Возможные варианты незаконченных предложений
«Я должен...»
«Я хочу...»
«Я больше всего боюсь...»
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
|
|
«Мне очень трудно забыть, но я...»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
«Когда я сердит, я...»
«Я выражаю любовь тем, что...»
«Моя значимость состоит в том, что...»
«Изменение в моем положении чревато тем, что...»
«Особенно меня раздражает то, что...»
«Мне особенно приятно, когда меня...»
«Моя мечта...»
«Меня беспокоит...»
«Я мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы...»
«Если бы я набрался смелости, я бы...»
«Если бы вы меня знали, то вы бы...»
«Моя мать должна...»
«Мой отец должен...»
«Моя жена...»
«Мой муж...»
«Дома...»
«Человек, которого я люблю, должен...»
«Для меня самое лучшее время, когда...»
Рекомендации по использованию: техника «Завершение предложений» применяется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супружеском и семейном консультировании и терапии.
«Сравнение ценностей»
Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения.
Историческая справка: автором данного варианта техники «Сравнение ценностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982).