Техники организации беседы в семейной терапии

Техники организации беседы в семейной терапии, представленные в этом разделе также, как и общие (неспецифические для семейной терапии) техни­ки, обеспечивают реализацию тактических задач терапии, среди которых: под­держание контакта с семьей, достижение взаимопонимания, получение инфор­мации об особенностях семейного функционирования, организация обратной связи для членов семьи. Однако они обладают определенной спецификой в связи с особенностями процесса семейной терапии.

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия

Цель: обнаружение дисфункционального паттерна взаимодействия в семье, имеющего циклический характер.

Историческая справка: техника прослеживания (tracking) была предложена С. Минухиным в 1974 году (Черников А. В., 2001).

Процедура проведения:

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия — это спе­циальная техника терапевтического интервью, которая в наиболее простой форме представляет собой задавание проясняющих вопросов, направленных на выявление последовательности поведения членов семьи. При этом терапевт не бросает вызов семье: не опровергает то, что ему сообщается, и не навязыва­ет собственное мнение о ситуации и семье в целом, выражая заинтересован­ность в происходящем.

Кроме общих технических приемов организации беседы, таких как повто­рение, поддержка, постановка вопросов с целью выяснения содержания, пе­рефразирование, уточнение, выяснение чувств, семейный терапевт, прослежи­вая циркулярную последовательность, использует определенную тактику расспрашивания. Он может задавать следующие вопросы:

П Кто первым сделал что-либо в этой ситуации?

О Что затем делает(ют) другой(ие)?

□ Что тогда сделает первый?

□ Что на это ответит другой?

□ Что в это время делают другие члены семьи, пока это происходит?

Таким образом, семейного терапевта при прослеживании циркулярных по­следовательностей интересует не то, почему что-либо происходит, а в большей степени — «как это происходит» и «каковы последствия этого поведения?». Подобная тактика расспрашивания актуальна до тех пор, пока циркулярная последовательность не окажется восстановленной полностью. В результате те­рапевт получает полную картину того, как члены семьи, демонстрируя опреде­ленное поведение, поддерживают повторяющийся паттерн взаимодействия, на который семья жалуется как на симптом (Черников А. В., 2001).

На основании полученной в результате прослеживания информации тера­певт формулирует гипотезы о семейном функционировании и организует об­ратную связь для членов семьи, позитивно переопределяя поведение каждого из них. Подобная организация обратной связи способствует созданию атмо­сферы сотрудничества и может явиться стимулом для членов семьи к дальней­шим изменениям.

Циркулярное интервью

Цель: прослеживание коммуникаций; получение более точной, по сравне­нию с традиционным опросом, информации об особенностях взаимодействия в семье.

Циркулярное интервью — особая техника постановки вопросов и организа­ции беседы, делающая акцент на обнаружении различий между членами семьи.

Историческая справка: данная техника была изобретена терапевтами милан­ской школы — М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Дж. Прата. Построение интервью вокруг обнаружения различий является одним из наи­более блестящих вкладов миланской школы в усовершенствование техники семейной терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: