Лекция 10. Научно-технический потенциал организации

План

1. Понятие научно-технического потенциала организации (предприятия).

2. Составляющие научно-технического потенциала предприятия.

3. Научные подразделения производства.

4. Динамизм научно-технического потенциала.

1. Понятие научно-технического потенциала организации (предприятия).

Научно-технологический потенциал предприятия это сово­купность накопленных знаний, имеющихся научно-техниче­ских кадров, материально-технических, информационных, фи­нансовых ресурсов и организационной структуры, обеспечива­ющих разработку и фактическое освоение, во-первых, в произ­водстве новых технических средств, технологий, материалов, новой продукции, новых форм и методов организации произ­водства и труда, во-вторых, новых методов продвижения това­ров на рынок и освоение новых рынков, направленных на по­вышение конкурентоспособности и эффективности произ­водства.

Понятиями, которые связаны с понятием научно-технологи­ческого потенциала, являются научный потенциал, научно-тех­нический потенциал, инновационный потенциал.

Научный потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления научных фундаментальных и ориентированных на фундаментальные исследований.

Научно-технический потенциал— это совокупность ресурсов (прежде всего научных и технических) и условий осуществле­ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Инновационный потенциал— это совокупность всех видов ре­сурсов и условий обеспечения практического освоения результа­тов научных исследований и разработок, повышающих эффектив­ность производства, способов и средств разработки новых техноло­гий и осуществления конкретных технологических процессов по освоению в производстве новых материалов и новой продукции.

В Республике Беларусь основная часть (более 70%) научно-технологического потенциала сосредоточена в производствен­ных отраслях экономики, в том числе в промышленности око­ло 50%, Национальной академии наук Беларуси около 16%, в системе образования около 11% [10].

Научно-исследовательская и конструкторско-технологическая части производственных отраслей представлены научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими и проектно-технологическими организациями, научно-инженер­ными центрами. Отраслевые научно-технические организации проводят прикладные научные исследования, выполняют проектно-конструкторские и технологические разработки, направ­ленные на решение важнейших отраслевых научно-техниче­ских проблем, осуществляют работы по научно-техническому прогнозированию, стандартизации и унификации, совершен­ствованию систем управления. В их задачу входит не только со­здание принципиально новых технических (технологических) решений, но и доведение их до серийного производства.

Научно-технологический потенциал отражает совокупные возможности научно-технической сферы, наиболее полное и эффективное использование которых позволяет получать ре­зультат, необходимый для дальнейшего развития хозяйствен­ной системы. Для анализа и оценки эффективности научно-технологического потенциала используется система показате­лей, позволяющая отразить его структуру, имеющиеся ресурсы, полученные результаты и эффективность инновационной де­ятельности.

Научно-технологический потенциал предприятия характери­зуют следующие группы показателей:

1. Кадровые, к которым относят количество и квалификацию научно-технических специалистов; количество и качество под­готовки лиц с высшим и средним специальным образованием.

2. Финансовые и материально-технические ежегодные расхо­ды предприятия на научно-технические и опытно-конструктор­ские работы и подготовку научно-технических специалистов; уровень оснащенности научной и инженерной деятельности опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, ЭВМ и т.п.

3. Показатели уровня развития и возможностей системы науч­но-технической информации. Они отражают количество и каче­ство накопленных информационных фондов (пакетов приклад­ных программ, алгоритмов и математических моделей, инфор­мационно-поисковых и экспертных систем, банков данных и баз знаний); степень обеспечения научно-технических специалистов необходимой для работы информацией и т.п.

4. Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления научно-технической деятельнос­тью; степень оптимальности взаимодействия предприятия с на­учно-исследовательскими институтами, опытно-конструктор­скими бюро и вузами в интересах активизации инновационной деятельности; степень соответствия организационной и штат­ной структуры научно-технических подразделений предпри­ятия и решаемых ими задач развития инновационной деятель­ности; учитываемые экономические и социальные факторы стимулирования научно-технического прогресса.

5. Обобщающие, характеризующие функционирование и развитие научно-технологического потенциала. Это повыше­ние производительности труда в результате внедрения дости­жений науки и техники; количество новых машин, приборов, оборудования, освоенных за год; экономия от снижения себе­стоимости продукции вследствие проведения научно-техниче­ских мероприятий; параметры изобретений, рационализатор­ских предложений, лицензий, патентов, ноу-хау и т.п. [6]. В усло­виях перехода национальной экономики на инновационный путь развития особую актуальность приобретает оценка резуль­тативности деятельности всей научно-технической сферы.

2. Составляющие научно-технического потенциала предприятия.

Важнейшей составляющей научно-технологического потенциала являются кадры. Они представлены учеными и специалистами, работающими в научных лабораториях, научно-инженерных центрах, экономических, маркетинговых подразделе­ниях, а также сторонними специалистами и изобретателями, работающими по трудовым соглашениям.

Материально-техническая база научных исследований и разработок — это совокупность средств научно-исследователь­ского труда, которая представлена научным оборудованием, установками и другими техническими средствами для проведе­ния экспериментов, контрольно-измерительными приборами, электронно-вычислительной и испытательной техникой, обще­эксплуатационным и вспомогательным оборудованием.

Выделяют четыре группы используемых средств труда в на­учно-техническом секторе предприятий [6]. Первая группа включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, которые используются для получения новой научной информации, вторая — электронно-вычислительные машины для моделирования объектов, автоматизированного конструирования, поиска информации, проведения расчетов и управления научно-производственным циклом. В третью группу входит опытно-производственное оборудование, которым оснащены экспериментальные цехи, участки, лаборато­рии коллективного пользования, в четвертую — средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т. п.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ и интенсификации научно-производственного цикла.

Кроме этого, к средствам труда относятся эксперименталь­ная база, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, средства связи, инвентарь и т.д.

Предметами труда в научно-техническом секторе являются сырье, материалы, которые в процессе исследований преобра­зуются или дополняются новыми данными и новыми решени­ями. Для них характерны особые требования к качеству материально-технических средств и технологических процессов, выполнению опытно-экспериментальных работ, стендовых и других испытаний, освоению производства новой продукции и в связи с эти» обеспечению конструкторской, технологической и организационной подготовки производства.

Важнейшей составляющей научно-технологического потенциала являются кадры. Они представлены учеными и специалистами, работающими в научных лабораториях, научно-инженерных центрах, экономических, маркетинговых подразделениях, а также сторонними специалистами и изобретателями, работающими по трудовым соглашениям.

Материально-техническая база научных исследований и разработок — это совокупность средств научно-исследователь­ского труда, которая представлена научным оборудованием, установками и другими техническими средствами для проведе­ния экспериментов, контрольно-измерительными приборами, электронно-вычислительной и испытательной техникой, обще­эксплуатационным и вспомогательным оборудованием.

Выделяют четыре группы используемых средств труда в на­учно-техническом секторе предприятий [6]. Первая груп­па включает научные приборы, оборудование и измеритель­ную аппаратуру, которые используются для получения новой научной информации, вторая — электронно-вычислительные машины для моделирования объектов, автоматизированного конструирования, поиска информации, проведения расчетов и управления научно-производственным циклом. В третью группу входит опытно-производственное оборудование, кото­рым оснащены экспериментальные цехи, участки, лаборато­рии коллективного пользования, в четвертую — средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т. п.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ и интенсификации научно-производ­ственного цикла.

Кроме этого, к средствам труда относятся эксперименталь­ная база, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, средства связи, инвентарь и т.д.

Предметами труда в научно-техническом секторе являются сырье, материалы, которые в процессе исследований преобра­зуются или дополняются новыми данными и новыми решени­ями. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партий поставок, неравномер­ность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потреб­ность в изделиях специального назначения, имеющих ограни­ченное применение.

Информационная составляющая научно-технологического потенциала предприятия может включать:

■ патентные фонды — описания изобретений, полезных мо­делей, промышленных образцов;

■ нормативно-техническую документацию — технические за­дания, стандарты, технические условия, методики, нормативы;

■ отчеты по выполненным научно-исследовательским рабо­там с разработанными рекомендациями;

■ комплекты проектно-конструкторской и технологиче­ской документации;

■ образцы нововведений — технологические процессы, ре­жимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;

■ научные публикации в журналах, бюллетени;

■ отчеты о зарубежных командировках специалистов пред­приятия, материалы международных конференций, симпозиу­мов, рекламные проспекты международных выставок и ярмарок.

Информация, как составляющая научно-технологического потенциала, обладает исключительной особенностью. Прежде всего и объектом, и предметом, и результатом интеллектуально­го труда является новая информация. А поэтому интеллекту­альный труд является информационным и главным источни­ком социально-экономического развития на основе коммерци­ализации интеллектуального продукта. По­этому наиболее важным является научная организация интеллектуального труда, которая включает следующие на­правления: разделение и кооперация; организация обратной связи между потребителями информации и ее производителя­ми; использование уникальных форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ин­теллектуального труда; организации эффективных форм и сис­тем мотивации труда и заработной платы.

Важнейшая функция организационно-управленческой ин­новационной структуры — гибкость, ее возможность быстрого формирования научно-исследовательских и производственно-технологических групп для решения приоритетных задач пред­приятий, отраслей и всей экономики страны. Выделяют три базовые формы организации инновационно­го процесса: административно-хозяйственную, инициативную и программно-целевую.

Административно-хозяйственная форма предполагает высо­кую кооперацию инновационного труда, наличие крупного на­учно-производственного центра, объединяющего под общим руководством научные исследования и разработки, производ­ство и сбыт новой продукции.

Инициативная форма предполагает венчурное финансиро­вание, научно-техническую и консультативно-управленческую помощь изобретателям — одиночкам, инициативным группам, малым организационным формам, которые работают при на­личии высокой степени неопределенности. При венчурном фи­нансировании интерес крупных финансовых институтов как инвесторов удовлетворяется путем приобретения прав на про­изведенные инновации и получения учредительной прибыли от кооперации рисковых предприятий, добившихся успеха.

Одной из эффективных форм организации научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ признана програм­мно-целевая, позволяющая с помощью программы увязывать поставленные цели НИОКР и ресурсы. Программно-целевая структура особенно эффективна при создании новых организа­ционных образований (на временной основе) для выполнения крупных научно-технических программ и решения различных научно-технических задач конкретных предприятий прежде всего в таких прогрессивных отраслях, как электроника, био­технология, робототехника и др..

3. Научные подразделения производства.

В научно-технической деятельности предприятий выделяют следующие категории основных участников:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:

а) ранее большинство;

б) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) −это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Непосредственно на предприятиях научно-технический сек­тор представлен научно-исследовательскими институтами, вхо­дящими в структуру предприятия научными лабораториями, отделами главного конструктора, главного технолога, новой техники, стандартизации, патентования и маркетинговых ис­следований.

Основными направлениями деятельности научных лабора­торий, конструкторских и технологических подразделений яв­ляются проведение исследований, связанных с разработкой но­вых видов продукции, новых материалов, создание новых технических средств и технологических процессов, выполнение опытно-экспериментальных работ, стендовых и других испытаний, освоение производства новой продукции и в связи с этим обеспечение конструкторской, технологической и организационной подготовки производства.

4. Динамизм научно-технического потенциала.

В условиях жесткой конкуренции предприятия не могут рассчитывать на успех без планомерного развития своего науч­но-технологического потенциала. Сегодня в зарубежных круп­ных промышленных корпорациях создается большая часть технологических инноваций, которые, в свою очередь, стали основным источником структурных преобразований, прибы­лей и экономического роста. Предприятия, имеющие научно-исследовательские подразделения, обеспечивают опережа­ющее применение результатов исследований, изобретений и ноу-хау для решения производственных проблем, повышения технического уровня и конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. Научно-исследовательские подразделе­ния имеют тесные контакты с организациями, ведущими фун­даментальные исследования, успешно проводят прикладные исследования и патентуют результаты своей интеллектуальной деятельности. Для предприятий промышленности Республики Беларусь это ориентиры, которыми предстоит овладеть. Структура передовых производственных технологий в стране желает быть лучшей. Удельный вес инновационно-ак­тивных предприятий (осуществляющих разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, техно­логических процессов и иные виды инновационной деятель­ности) в промышленности Беларуси в 2005 г. составлял всего 14,1%.

Наращивание научно-технического потенциала является важнейшим показателем долгосрочной конкурентоспособ­ности предприятия. Темпы роста потенциала определяют экономическую эффективность использования ресурсов, масштабы получаемых результатов, их коммерческую цен­ность. Однако на пути к результативности научно-технологи­ческого потенциала предприятий возникает ряд факторов, препятствующих его развитию, среди которых необходимо выделить:

■ недостаток собственных финансовых средств для разра­ботки и освоения инноваций;

■ высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости;

■ недостаточность финансовой поддержки государством инновационной деятельности предприятий;

■ невосприимчивость предприятий к нововведениям;

■ отсутствие должной защиты интеллектуальной собствен­ности;

■ недостаток высококвалифицированных кадров для осу­ществления инновационной деятельности;

■ неразвитость инновационной инфраструктуры;

■ слабая мотивация труда научных кадров и инженерно-технических работников, изобретателей за достижения в инно­вационной деятельности.

К числу названных факторов относится слабая стимулиру­ющая функция действующей в стране финансово-кредитной сис­темы, политики цен и налогообложения, низкая активность госу­дарственных органов управления в формировании научно-техни­ческой политики, неразвитость внутренней и внешней коопера­ции при осуществлении крупных инновационных проектов.

Основные показатели научно-технологического потенциала Республики Беларусь в динамике за 1990—2006 гг. представлены в табл. 1. Эти данные показывают проблемы формирования науч­но-технологического потенциала в области кадров и финансиро­вании исследований и разработок. Так, численность персонала, за­нятого исследовательскими разработками в 2006 г., составляла 30,5%, расходы государственного бюджета на фундаментальные исследования, научно-технические программы и проекты, подго­товку кадров высшей научной квалификации и прочие расходы в области науки в 2006 г. составляли всего 0,28% к ВВП.

Таблица 1. Общие показатели научно-технического потенциала Республики Беларусь

Наукоемкость ВВП, т.е. отношение собственных затрат (те­кущих и капитальных) предприятий и организаций на выпол­нение исследований и разработок к ВВП, в Беларуси составля­ет около 0,7% (2000 г. - 0,72%, 2006 г. - 0,66%). Этот показатель значительно ниже, чем в промышленно-развитых странах. Так, например, затраты на исследования и разработки в среднем за 1996—2000 гг. в Швеции составил 4,3% к ВВП, в Финляндии — 3,5%, в Японии — 3,2%, в Южной Корее и США — около 2,6%, в ФРГ — 2,5%. В соответствии с «Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы» наукоемкость ВВП увеличится с 0,7% в 2005 г. до 1,8-2% в 2015.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: