«Зимние Олимпийские игры»
Зотеева О.С.
учитель-логопед МБДОУ
детский сад «Березка»
г.Когалым, ХМАО-Югра
Цель: Активизация словаря по теме «Зимние олимпийские игры». Автоматизация звука «С» в словах и предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
· Активизация словаря по теме «Зимние виды спорта»;
· Совершенствование грамматического строя речи: упражнение в образовании существительных род.п. мн.числа, в преобразовании названий профессий спортсменов, относительных прилагательных;
· Продолжать учить правильно воспроизводить слоговую структуру сложных слов (сноуборд, фристайл, слалом);
2. Коррекционно-развивающие:
· Развивать правильное произношение звука С в словах и предложениях;
· Развивать фонематическое восприятие и слух;
· Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
· Развитие речемыслительной деятельности.
3. Воспитательные:
· Воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;
· Воспитывать навыки сотрудничества;
· Формировать положительную мотивацию к занятиям;
· Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;
· Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Словарная работа: зимние виды спорта, олимпиада, спортсмены, сноуброд, слалом, фристайл, бобслей, скелетон, фигурное катание, хоккей.
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта»;
· Беседа «Олимпийские игры в Сочи»;
· Просмотр видеоматериалов, слайдов по данной теме;
· Знакомство с акустическими и артикуляционными признаками звука «С», его постановка и автоматизация в речи;
· Дидактическая игра «Один-много»;
· Игровое упражнение «Подбери слово».
Обороудование: электронная презентация на тему «Олимпийские виды спорта», матрешки 6 шт.), интерактивная доска, ноутбук, мяч, медали, цветная фасоль, пластилиновые поверхности (5 шт.), зеркала (5 шт.), сухой бассейн с крупой, звуковые карточки (5 шт.).
Ход занятия
/Дети проходят в зал, здороваются с гостями./
Логопед: Ребята, а вы знаете, какое большое спортивное событие недавно происходило в нашей стране?
Дети: Зимние Олимпийские игры.
Логопед: В каком южном городе?
Дети: в Сочи.
Логопед: Спортсмены из разных стран приехали в город Сочи на соревнования. Проведение Олимпиады - это высокая честь для нашей страны! Все спортсмены сильные и здоровые. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети: Нужно заниматься физкультурой, закаляться, делать каждое утро зарядку, правильно питаться.
Логопед: Ребята, какое место заняла наша команда на Олимпиаде в Сочи?
Дети: 1-е место.
Логопед: Давайте имв подарок за победы мы отправим сувенир – русскую матрешку.
/Логопед предлагает детям сесть за свои столы и начинает расставлять на столе одну за другой матрешек./
Логопед: Ребята, русскаяматрешка издавна является символом России. Давайте представим, что самая большая матрешка – это наша страна. Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Наша страна называется Россия
Логопед: Как называется главный город России, столица нашей родины? Дети: Главный город России – город Москва или Столица нашей родины – город Москва
Логопед: Следующаяматрешка поменьше – наш северный край, округ в котором мы живем. Как называется северный край, в котором мы с вами живем?
Дети: Наш край называется Ханты-Мансийский автономный округ или Югра.
Логопед: Как называется главный город Югры, столица нашего Северного края?
Дети: Главный город Югры или столица– Ханты-Мансийск.
Логопед: Матрешка поменьше – город на севере, в котором мы живем.
Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Мы живем в городе Когалым.
Логопед: Следующаяматрешка, еще меньше – это наш детский сад.
Как называется наш детский сад?
Дети: Наш детский сад называется “Березка”
Логопед: Матрешка еще меньше – это ваша группа. Какую группу вы посещаете?
Дети: Подготовительную, которая называется «Жемчужина».
Логопед: Самая маленькаяматрешка – это каждый из вас, а вместе вы дружный коллектив. И только дружным коллективом вы сможете преодолеть все препятствия и выполнить все задания.
Ребята, матрешкинепростые, каждая из них приготовила нам задание.
Шесть кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
И с сюрпризами внутри…
Быстро выполни заданья,
Поделись с друзьями знаньем,
И спортсменам из России
Взять рекорды помоги!
/После выполнения каждого задания матрешки вкладываются одна в другую, пока не соберется одна большая матрешка./
Но прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте выполним спортивную зарядку для язычка, ведь мы тоже будущие спортсмены.
/Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнения/.
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Хоть и это не легко, потянулся высоко.
Наклонился низко к подбородку близко.
Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.
А теперь как мячик за зубами вверху скачет (дятел).
Поспешило на ипподром, на лошадку сел верхом.
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.
Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал (блинчик).
Логопед: язык наш стал еще сильней и крепче, он подготовился к выполнению всех заданий.
1 задание «Отгадывание загадок и нахождение в них звука «С» (матрешка №6):
Логопед: Ребята, отгадайте спортивные загадки.
/Показ презентации на доске/
На Олимпе в Древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили,
И дарила им награды
Спортивная…..(Олимпиада).
Трудно, что не говори.
Мчать на скорости с горы!
Где препятствия стоят-
Там флажков есть целый ряд
Лыжнику пройти их надо.
Этот спорт зовется…..(Слалом).
Вопрос не лёгкий у меня
Как это называют?
Когда спортсмены на санях
По жёлобу съезжают? (Бобслей).
Посмотрите – вот герой,
Он лежит вниз головой,
Животом на санках лёжа,
Страшно, как мороз по коже. (Скелетон)
Он на вид-одна доска,
Но зато названьем горд и зовется……(Сноуборд).
Логопед: Ребята, в названиях таких видов спорта как СКЕЛЕТОН, СНОУБОРД, ФРИСТАЙЛ, БОБСЛЕЙ, СЛАЛОМ какой звук вы слышите?
Дети: Звук С.
Логопед: А давайте попробуем определить место этого звука в слове. Перед вами лежат карточки-схемы, которые разделены на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова. Положите синюю фишку в ту часть карточки, где находится звук «С» в слове, которое я произнесу. Молодцы, справились с заданием.
/Помещаем 6- ю матрешку в 5-ю/
Логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились хорошо, посмотрим, какое задание нам приготовила следующая матрешка
2 задание. Словообразование существительных.
Логопед: Ребята, перед вами чаша с крупой, в которой спрятано следующее задание: в яйце от киндер-сюрприза находится картинка с каким-либо видом зимнего спорта. Вы должны назвать этот вид спорта и спортсмена, который им занимается.
Играет в хоккей – хоккеист.
Едет на лыжах – лыжник
Летит с горы на сноуборде – сноубордист
Бежит по льду на коньках – конькобежец
Мчится с горы вниз головой на скелетоне – скелетонист
Катается на льду в фигурных коньках – фигурист
Едет с горы в санях – саночник.
Логопед: как мы их назовем одним словом?
Дети: Это спортсмены.
/5-я матрешка помещается в 4-ю/
3 задание. Словоизменение существительных. Игра: “Один - много”
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Один спортсмен-много спортсменов».
Дети встают в круг. Игра с мячом.
Один сноубордист – много сноубордистов;
Один хоккеист – много хоккеистов;
Один саночник – много саночников;
Один скелетонист – много скелетонистов;
Один фигурист – много фигуристов.
Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились
/4-я матрешка помещается в 3-ю/
_- Я знаю, что все вы любите играть. Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ». Я задаю вопрос, а вы быстро на них отвечаете.