Тема 1. Предмет метод и задачи курса

Хусаинова Ж.С.,

доцент

КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Национальная экономика»

(__ лекций)

специальность 5В050600 «Экономика»

Караганда 201_

Тема 1. Предмет метод и задачи курса

План:

1) Понятие «национальная экономика

2) Цели и задачи исследования национальной экономики

3) Взаимосвязь национальной и мировой экономики

4) Типы экономических систем

5) Многоуровненвость национальной экономики

1) Понятие «национальная экономика»

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Экономика от греч oikonomike искусство управления домашним хозяйством. Существуют три трактовки понятия экономики:

1) совокупность производственных отношений; 2) хозяйство (или его часть – отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира; 3) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов. Национальная экономика – это комплекс, составляющие которого представляют собой специфические общности. Между ее различными секторами деятельности имеются дополняющие их виды.

Страна, рассматриваемая в экономическом аспекте, выступает как организующее начало: экономическая деятельность индивидов, семей, групп, государства характеризуется определенной интеграцией и определенной взаимозависимостью. Нельзя поэтому представлять себе национальную экономическую деятельность как простой набор актов и фактов. Задача экономиста – показать тесные отношения, объединяющие деятельность различных экономических субъектов.

Страна, как национальной сообщество, имеет верховную власть, которой подчинены (в той или иной мере) все субъекты экономической деятельности.

Страна – есть «духовный принцип»: между ее жителями существует параллелизм в поведенческих установках и сравнительная однородность реакций, что придает национальному экономическому сообществу единство. Национальная денежная единица (система) укрепляет это единство.

Выбор именно национальных рамок при изучении экономической деятельности оправдан также и современным развитием техники анализа общенациональных количественных показателей (национальная статистика) и экономической политикой.

Каждая страна создает те или иные условия для успешного развития экономической деятельности в целом или в ее отдельных секторах. Это имеет принципиальное значение для завоевания страной определенного положения в мировой экономике.

Страна добивается успеха тогда, когда условия в ней благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли национальной экономики. Многие из особенностей страны облегчают, или, наоборот, затрудняют успешное развитие фирм и отраслей национальной экономики. Особенности эти разнородны – от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, до наличия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы, характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собой местные инвесторы.

Существенную роль играет политическая система страны. Она предназначена для интеграции общества в жизнеспособное функционирующее целое.

2) Цели и задачи исследования национальной экономики.

Основной целью курса «Национальная экономика» является изучение основ теории, методологии и методов управления развитием отраслей национальной экономики в условиях экономических преобразований, проводимых в стране.

Поскольку предметом изучения курса «Национальная экономика» является экономическая деятельность в масштабах отдельной страны, главными целями анализа этой деятельности могут быть:

- Выявление условий, исторически складывающихся в международном экономическом развитии, для успешного функционирования национальной экономики той или иной страны;

- Исследование внутренней структуры национальной экономики и выявление факторов, обеспечивающих возможность эффективной борьбы с редкостью благ первого и высшего уровней в рамках отдельной страны;

- Анализ исторических, социальных, экономических, политических, экологических условий и выбор наиболее предпочтительной для той или иной страны формы экономического порядка, обеспечивающего высокий уровень развития национальной экономики;

- Анализ степени прогрессивности микро- и макро-решений, регулирующих экономическую деятельность как отдельных агентов, так и национальной экономики в целом, а также выработку стратегических и тактических решений, обеспечивающих приоритетные позиции страны в международной экономической деятельности.

Главная задача изучаемой дисциплины – получение практических навыков в решении конкретных экономических задач, связанных с выбором оптимальных решений в области формирования механизма управления национальной экономикой.

Важнейшие задачи изучаемого курса:

- знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования и управления национальной экономики;

- изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем;

- развитие аналитических способностей студентов;

- умение самостоятельно осуществлять сравнительный анализ основных тенденций развития страны, региона, отраслевого комплекса, города, предприятия;

- формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем национальной экономики.

Основу теории развития национальной экономики составляет методология и методы формирования управленческого механизма, обеспечивающего нормальное развитие экономических и социальных систем.

Методология – совокупность теоретических положений и принципов, определяющих систему и методы регулирования развития экономических и социальных систем, процесс разработки управленческих решений.

Метод – инструмент (механизм), применяемый в процессе формирования управленческих решений, позволяющий разработать стратегию государственного регулирования развития национальной экономики и тактику государственного регулирования.

Стратегия государственного регулирования – основополагающая часть управления экономикой, формирующая основные управленческие задачи.

Тактика государственного регулирования - составная часть управления экономикой, обеспечивающая решение управленческих задач.

Следовательно, общая задача курса – рассмотреть наиболее важные тенденции развития экономической деятельности в рамках страны. Поскольку страна рассматривается как часть мировой экономической системы, необходимо проанализировать особенности развития национальной экономики во взаимосвязи с мировыми экономическими процессами.

3) Взаимосвязь национальной и мировой экономики.

Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием. Совокупность национальных хозяйств подчиняется объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется целостная система мирового хозяйства.

Мировая экономика является сложной социально-экономической системой, включающей в себя множество составляющих ее элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Подсистемами различного уровня иерархии в структуре мировой экономики выступают транснациональные корпорации, банки, международные организации, политические альянсы, а так же государства с их национальной экономикой и системой воспроизводства.

Национальные хозяйства стран отличаются друг от друга множеством природных, экономических, политических, социальных и исторических особенностей. Каждая страна вносит свой специфический вклад в мировую экономику и развитие интеграционных экономических процессов.

Следовательно, национальные экономики и всемирное хозяйство тесно и глубоко переплелись и взаимодополняют друг друга. В результате почти все национальные экономики становятся все более открытыми.

При изучении данного вопроса необходимо уяснить, что представляет собой понятие «открытая экономика».

Само понятие «открытая экономика» претерпевало изменения по мере усиления интернационализации хозяйственной жизни. В первые два послевоенные десятилетия под «открытостью» подразумевали определенное значение (обычно более 10%) экспортной и импортной квоты (отношение экспорта и импорта к ВВП).

Развитие форм мирохозяйственных связей усложнило и само понятие «открытая экономика» К странам с открытой экономикой стали относить те, которые активно участвуют не только в международной торговле, но и в других формах мирохозяйственных связей, и прежде всего, в международном движении капитала и валютно-расчетных отношениях.

Степень открытости национальных хозяйств неуклонно возрастает. Например, в США доля экспорта в ВВП увеличилась с 5% в 1960 г. до приблизительно 10% в 90-е годы По данным Всемирной торговой организации всего с начала текущего десятилетия на 10% прироста мирового производства приходится 16% прироста мировой торговли. Чтобы национальный экономический организм мог эффективно функционировать, должны быть созданы благоприятные условия для развития внешнеэкономических связей. В силу этого, экономика является открытой, если государство не может реализовать свою макроэкономическую политику, основываясь на предположении, что оно действует в закрытой народнохозяйственной системе.

Существует несколько концепций открытой экономики.

Сторонники радикальной концепции открытой экономики (а ранее – свободной торговли) – Ж.-Б. Сэй, Э.Хекшер, Б. Олин, Р. Вернон, П. Самуэльсон, В. Столпер и др. – исходят из того, что рыночная конкуренция является наилучшим регулятором экономического развития как на национальном уровне, так и в масштабах мировой экономики. Она заставляет каждую страну специализироваться на производстве той продукции, в выпуске которой имеет сравнительные преимущества. Следовательно, все меры, ограничивающие внешнеэкономическую деятельность или создающие для нее препятствия, должны быть упразднены. Свободные потоки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы перемещаются из страны в страну, обеспечивая наилучшее размещение производства в мировом масштабе.

Проблема, однако, заключается в том, что указанная концепция рассматривает как данность наличие в национальной экономике общих условий воспроизводства. Между тем наличие таких условий вовсе не является аксиомой. До тех пор, пока мировое хозяйство состоит из национальных экономических организмов, каждый такой организм должен иметь структуру, позволяющую ему развиваться стабильно, динамично, эффективно и сбалансировано. Разумеется, развитие, как таковое предполагает постоянное нарушение равновесия, однако амплитуда колебаний не должна выходить за известные пределы. Поэтому, как считают критики радикальной концепции открытой экономики, полное открытие национальных рынков (даже в той мере, в какой оно возможно чисто технически), способно разрушить всю национальную хозяйственную структуру, сделав неконкурентоспособным ряд производств (во многих странах – основную их массу). В таком случае возникает экономический и социальный хаос, затраты на преодоление которого многократно превышают экономию от стихийно формирующегося разделения труда.

Представители этого (второго) направления экономической теории – Ф. Зомбарт, Дж. М. Кейнс и др. – указывают также, что либеральная внешнеэкономическая политика в ряде случаев приводит к специализации на вывозе одного или нескольких товаров, которая может оказаться губительной для экономики в результате падения спроса. На этом основании экономисты развивающихся стран настаивали на импортозамещающей индустриализации, которая требует ограничения доступа в страну иностранных товаров. Наконец, часто указывают на то, что отказ от регулирования импорта делает экономику беззащитной перед недобросовестной конкуренцией иностранных экспортеров, которые могут прибегать к искусственному занижению цен (демпингу) или покрывать расходы на освоение рынков с помощью прямых или косвенных государственных субсидий.

Последнее соображение породило концепцию «справедливой торговли» (Я. Вайнер, В. Кейбл, Л. Аньел и др.). Хотя «справедливость» в зависимости от конкретных интересов тех или иных стран трактуется по-разному, основные положения концепции сводятся к тому, что фирмы должны преследовать чисто коммерческие цели, а не стремиться к подавлению конкурента, в процессе конкуренции держаться в общепринятых рамках рыночных отношений. В случае выхода экспортеров за эти рамки государство имеет право применять к импортным товарам контрмеры, нейтрализующие их конкурентные преимущества.

Усиление внешнеэкономической ориентации открывает немалые новые возможности для развития, позволяет решать одни проблемы, но в то же время порождает новые вопросы и трудности. В результате расширения мирохозяйственных связей изменяется общий объем ресурсов, которыми располагает страна, преобразуется их материально-вещественная форма, усиливаются возможности заимствования знаний. По мере развития интеграционных процессов, взаимозависимость стран настолько возрастает, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мировой системы неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Глобализация экономики порождает серьезные проблемы для отдельных национальных хозяйственных систем. В ряде случаев иностранная конкуренция приводит к вымыванию целых отраслей, увеличивая зависимость стран от импорта и размывая сложившуюся в них экономическую структуру и даже образ жизни.

Основные выгоды от расширения мирохозяйственных связей получают, как правило, наиболее конкурентоспособные звенья хозяйства отдельных стран, в первую очередь ТНК и компании с развитой экспортной ориентацией. Они оказываются в особенно выигрышном положении: внешнеэкономические операции еще больше усиливают их конкурентоспособность, снижая издержки производства, расширяя рынки, увеличивая прибыль. Соответственно, будучи заинтересованными в дальнейшей глобализации хозяйственной жизни, они подчеркивают прогрессивность модели открытой экономики.

Многие же звенья национального хозяйства – отстающие отрасли и регионы, мелкие и средние местные предприниматели – в результате усиления взаимодействия с мировым хозяйством оказываются в сложном положении. Именно по ним в первую очередь ударяет конкуренция импортной продукции, расширение производственной деятельности иностранных компаний в стране, а также усиление отечественных ТНК. Отсюда эти круги заинтересованы в меньшей открытости национально-хозяйственного комплекса. Поэтому, для отдельно взятых стран интеграция в мировое хозяйство – это длительный и сложный процесс смены приоритетов экономического развития, видоизменения хозяйственных структур и механизмов регулирования.

4) Типы экономических систем

Слово система в переводе с греческого означает целое, составленное из частей; соединение. Иными словами, система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих, таким образом, определенную целостность. Любая система имеет следующие обязательные свойства: иерархичность; многоуровневость; структурность.

Иерархичность системы состоит в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый уровень выступает при этом как управляющий по отношению к нижележащему и управляемый по отношению к вышележащему уровню. Иерархически построенная система проявляется в структурной и функциональной дифференциации, т.е. каждый уровень системы специализируется на выполнении определенного круга функций. При переходе от нижележащих уровней к вышележащим циркулирующая в системе информация становится менее детальной и более обобщенной.

Многоуровневость системы означает, что в ней функционируют отдельные пласты, находящиеся в определенной связи друг с другом и характеризующие систему по различным критериям. Разделение системы на уровни по какому-либо критерию есть установление определенной иерархии. Например, в системе государственного управления в РК четко выделены следующие уровни: региональный, местный

Структурность системы (от лат. Structura – строение, расположение, порядок) – наличие в ней устойчивых связей, обеспечивающее ее целостность. Структура выражает то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы.

Экономика, хозяйство страны всегда функционирует определенным образом, т.е. как самостоятельная хозяйственная система, имеющая собственную структуру.

Экономическая система – это совокупность всех производственных факторов, инфраструктуры, социальных институтов и прочих элементов, образующих некое общественное хозяйство.

Институциональная структура общества, т.е. соотношение в нем организаций различных форм собственности, и пропорция между методами государственного и рыночного воздействия на экономику связаны между собой и специфичны для отдельных стран. В настоящее время в экономической литературе выделяют пять типов экономических систем:

1. Традиционная экономика (натуральное хозяйство), основанная на обычаях, традициях;

2. Рыночная экономика, называемая также капитализмом свободной конкуренции;

3. Плановая или административно-плановая экономика, основанная на директивном планировании;

4. Смешанная экономика, в которой сочетаются плановые и рыночные методы регулирования;

5. Переходная экономика – неустойчивый тип системы, присущий странам, осуществляющим масштабные институциональные, в ряде случаев – технологические, преобразования.

Данные экономические системы имеют место в современной мировой экономике, но масштабы их распространения не одинаковы. Так, все более редким типом становится традиционная экономика. В настоящее время не осталось ни одной страны, экономика которой целиком принадлежала бы к данному типу. Переходная экономика периодически наблюдается в странах, где спонтанно или целенаправленно происходят радикальные институциональные и/или технологические перемены. На сегодняшний день самым распространенным типом экономической системы является смешанная экономика, характерная для большинства стран мира.

Каждому типу экономической системы присуща своя макроэкономическая сбалансированность, т.е. и свои критерии эффективности распределения ресурсов и готовых продуктов. Иными словами, не может быть однозначно определяемой сбалансированности для плановой и рыночной, традиционной и смешанной экономики.

5) Многоуровневость национальной экономики.

Национальная экономика любой страны есть многоуровневая социально-экономическая система. Это означает, что в ней существует огромное количество связей между различными элементами, образующими тот или иной уровень организации, то есть это сложная иерархически взаимосвязанная структура.

С позиции масштабов управления в национальной экономике выделяются следующие три уровня:

- макросистемы – крупнейшие территориальные системы, например, территория страны или какой-либо автономии внутри государства;

- мезосистемы – территории средней величины, например, в РФ это территории федеральных округов или субъектов РФ;

- микросистемы – малые территориальные социально-экономические системы, например, город, район, сельский населенный пункт.

Сбалансированность национальной экономики в организационном отношении означает определенную упорядоченность ее элементов, структурированность или просто структуру. В практике хозяйствования принято выделять два аспекта структуры национальной экономики: отраслевой и территориальный.

В широком смысле отраслевая структура национальной экономики – это количественное соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами производства, присутствующими в данной стране. В зависимости от того, какова в действительности эта количественная пропорция между тремя базовыми секторами, по критерию технико-технологического развития определяется место страны в мировом рейтинге государств.

Отраслевая структура, сложившаяся в каждой данной стране, позволяет судить о том, к какой группе государств - постиндустриальной, индустриальной или аграрной – она относится. Отраслевая структура производства отражает сформировавшуюся в процессе исторического развития систему распределения экономических ресурсов по видам деятельности, а также показывает долю каждой отрасли в объеме национального производства.

Территориальная структура национальной экономики – это расселение людей по территории страны на основе принятого административного деления с учетом природных, экономических и этнических особенностей. Подобно отраслевой территориальная структура является многоступенчатой, следовательно, иерархичной.

Отраслевая и территориальная структуры национальной экономики в действительности являются не просто взаимосвязанными, а неотделимыми друг от друга: они представляют собой единство, которое лишь в теории и в практическом менеджменте разделено и может рассматриваться изолированно. О единстве отраслевой и территориальной структур свидетельствует наличие в них трех базовых элементов или категорий: люди; территория; отрасль.

Взаимосвязь отраслевой и территориальной структур проявляется также в рассредоточении населения по городским и сельским административным единицам, которые, в свою очередь, включаются в состав того или иного Федерального округа. Различные сочетания данных базовых элементов отраслевой и территориальной структур формируют в национальной экономике определенные пропорции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: