Пути реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание» через дополнительное образование

Дополнительное образование - это процесс избранных учеником формыосвоения знаний, способов деятельности и ценностных ориентаций, которые направлены на удовлетворение интересов личности и содействующих ее самореализации.

Если сопоставлять основное и дополнительное образование, то основное является ценным своей системностью. А дополнительное образование ценно своей возможностью индивидуализировать учебный процесс и социализацию школьника. Дополнительное образование обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, и поэтому оно может значительно повысить качество всего школьного образования.

Дополнительное образование отличается своим своеобразием:

- использованием школьниками свободного времени для развития своих способностей и возможностей;

- свободном выборе направлений и видов деятельности;

- исследовательском и творческом характереучебно-воспитательного процесса;

- особых отношениях ученика и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход кучащемуся);

- возможности получить допрофессиональную подготовку.

Привычным является то, что рядом с системой основного образованияобычно существует набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружков, секций, клубов, но их работа, как правило, никак не связана друг с другом.

В гимназии же «Самопознание» мы имеем целостное нравственно-духовное образовательное пространство,представленное помимо основного образования еще и системой кружков и являющееся основой интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в деятельность гимназии.

Направления дополнительного образования:

1. Нравственно-духовное.

2. Учебно-познавательное.

3. Художественно-эстетическое.

4. Спортивно-оздоровительное.

Программа нравственно-духовного образования«Самопознание» вгимназии реализуется также через интеграцию общечеловеческих ценностей в программу дополнительного образования. Поэтому все программы дополнительного образования ориентированы на раскрытие общечеловеческих ценностей. Согласно учебному плану гимназии «Самопознание»в школе действуют следующие клубы и кружки:

-Ансамбль народных музыкальных инструментов «Балдаурен»;

- Вокально-хоровая студия «Капельки счастья»;

- Клуб сольного пения «Стиль»;

- Музыкальный клуб «Музыка сердцем»;

- Хореографический клуб «Мир танцев»;

- Театральная студия «Вдохновение»;

- Изостудия «Гармония»;

- Студия моды и дизайна «Жибекжолы»;

- Клуб «Город мастеров»;

- Спортивный клуб «Аксиомы здоровой жизни»;

- Дыхательная гимнастика;

- Клуб «Дорогою добра»;

- Поэтический клуб «Сокровищница народной духовности».

В гимназии действуют клубы по следующим направлениям:

- интеллектуальное направление, которое объединяет 29 клубов по предметам математика, информатика, биология, русский язык, история, иностранные языки, астрономия.

- спортивно-хореографическое направление, в котором 6клубов по хореографии, танцам и клуб «Олимп».

- музыкально-эстетическое - 9 клубов («Балдаурен», «Вокально-хоровой», «Гитара», «Театр», Изостудия «Гармония», театр моды и дизайна «Жібекжолы»)

Ансамбль народных музыкальных«Балдаурен».

История народной домбровой музыки переплетается с историей народа, эта музыка обобщает жизненный опыт народа, несет знания о человеке и природе. Темы занятий погружают в мир родных интонаций, раскрывают связь музыки с жизнью; помогают глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно-образную речь, обращённую к сердцу, уму, душе ребёнка.

Студия сольного пения «Стиль»и вокально-хоровая студия «Капельки счастья». Музыка, сама по себе влияет на формирование внутреннего мира личности ребенка. Музыка повышает жизненные силы ребенка, хорошая музыка позитивно влияет на настроение ученика, развивает творческие способности, расширяет границы духовности, пробуждает чувство любви. Усиление этого ценностного потенциала дает повышение его эффективности, что ведет к самоактуализации личности, ее духовному развитию. Музыка и пение - это эффективные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укреплять чувства спокойствия, любви и радости. Спокойная, гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и устанавливает в душе детей ощущение покоя и красоты настоящего момента. Музыка приводит в состояние гармонии и уравновешенности и педагогов и учащихся.[11]

Театральная студия «Вдохновение». Известно что, занятия учащихся в театральном кружке раскрывают ихдуховный и творческий потенциал. Занятия в театре дают школьникам колоссальную возможность адаптироваться в обществе. Любой человек рождендля того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рождён для добра и любви, и вся его деятельность должна учить его добру. И учиться добру нужно не просто так - не вообще, а каждый день и на каждом занятии театрального кружка.Театр - самый демократичный и доступный вид искусства для учеников, театрпозволяет решать многиепроблемы современной педагогики, связанные с нравственно-духовным, художественным, эстетическим образованием и воспитанием детей:

- формирование эстетического вкуса;

- нравственно-духовное воспитание на основе вечных общечеловеческих ценностей;

- развитие коммуникативных качеств личности, таких как вербальные и невербальные виды общения;

- развитие речи, памяти, фантазии и воображения, воспитаниеволи и инициативности;

- создание положительного эмоционального настроя, снятиенапряженности, решение различныхконфликтных ситуаций через игру в спектаклях и постановках.

Хореографический клуб «Мир танца». На занятияхтанцевально-хореографического клуба огромное внимание уделяется усилению нравственно-духовной составляющейсодержания этих занятий. Танцевальная деятельность учащихся помогает направить энергию учащихся в нужное русло и учит одновременно лучше ладить друг с другом. В работе танцевального клуба очень легко вводятся ценности через постановки танцев, которые могут быть основаны на хороших морально-нравственных понятиях.

Изостудия «Гармония». Эстетический цикл с опорой на общечеловеческие ценности предполагает усиление в целом художественного образования с необходимостью упреждающего художественного познания мира учащихся. Художественное образование школьников, отражающее нравственно-духовные идеи, приобщает учеников к общечеловеческим ценностям, дает возможность выбора учащихся значимых для него видов и жанров искусства, развивает на этой основе художественный вкус, эстетические потребности, делает ученика свободным в самовыражении.[12]

Твори Добро. Благотворительный клуб «Дорогою добра». Учащиеся выезжают с благотворительными концертами по общечеловеческим ценностям, готовят на праздники поделки, сделанные своими руками на других кружках. Наши ребята любят и хотят делать Добро! Мы шефствуем над детским садиком центра «Бөбек», детскими домами, Домом Ветеранов и домом инвалидов. В рамках этой работы в гимназии проходят благотворительные акции, в которых с удовольствием участвуют ребята. Это такие акции:

- «Протяни руку помощи»;

- «Подари детям радость»;

- «Как живешь ветеран?»;

- «Окажи помощь пожилым людям»;

- «Дари добро».

Поэтический клуб «Сокровищница народной духовности». Интеграция самопознания в кружки и клубы лингвистического цикла позволяет раскрыть талант и творческие способности ребенка, развить образное мышление, сделатьдоступной функцию языка, и тогда рождаются детские произведения, рассказы,стихотворения, которые пишут сами дети и которые носят нравственно-духовную направленность.

Юная писательница нашей гимназии СапарбаеваСитора издала сборник прозаических и поэтических: «Душа как бабочка», эта книга о дружбе и любви, обо всем, что нас окружает на пути ребенка в большой мир. В творческий сборник Ситоры вошли размышления юного авторана разные темы, плоды вдохновения и содержательные нравственные рассказы. Произведения написаны девочкой на трех языках.Нам хотелось бы, чтобы и вы познакомились с детскими мыслями, ведь это лишь начало писательского и поэтического пути ее судьбы:

«Бобек - волшебный сад»

Панорама холмов и вершин сонных гор,

Это сказочный мир, наш Бобек, кинешь взор:

Зазеркалье мечтаний, стремление, знание

И красивый цветок - Самопознание.

…Иду по саду в тишине ночной -

Мой мир процветает под яркой луной

Играют со мной листва и цветы,

Таланты, фантазии, цели, мечты.

Мир любви, пониманья и света,

Он родился в волшебном саду.

Хочу взобраться на вершину, к рассвету,

И покорив ее, смело взлечу.

«Посвящение школе»

Пусть заметает землю снегом,

И ветер с шумом промелькнет,

Нам не страшны ни ложь, ни беды

Пока Бобек в сердцах живет.

Здесь научили нас прощать,

Любить и восхищаться светом,

Встречать холодные рассветы

И их душою согревать.

Века пусть мчатся бесконечно,

И нас, постигнут измененья,

Любовь останется навечно,

И это стоит восхищенья!

«Лес»

«Хруст. Хруст. Хруст» - это сухие листья и мягкая трава с бриллиантами росы. А там, за маленьким кустиком, - журчание речки.

Чудесно, даже не надо стелить одеяльце в клеточку. Ляг на пушистый зеленый ковер под извивающимися кистями дикого винограда.

Но осторожно! Не ложись на норку барсука, а то не сможешь насладиться соловьиной трелью.

О, смотри! Это кузнечик стрекочет. Он потерялся. А там, да-да вон там, его зеленая раса тоже печально стрекочет.

- Надо помочь!

«Хоп - поймала. Не распугай семью», - шепчу себе под нос.

«Теперь скачи на волю! Вон твоя мама! - сказала ему. - И больше не теряйся!»

Лежишь под свежим париком ольхи и думаешь: стать бы ласточкой и улететь далеко, за гору. Свить под ветхой кровлей доброго дедушки гнездышко и принести ему с собой хороший урожай и счастья побольше.

Или, думаешь, пойдешь, завтра на рыбалку, а там златоперый ерш плавает. Не поймаешь ты его, зато увидишь, как Садко с Нептуном шепчутся.

Мечтаешь-мечтаешь и под сладкие мысли спокойно засыпаешь…

«Плюх» - это сережки посыпались с ольхи. Я протираю сонные глаза.

«Пора домой», слышу мамин голос. Но так не хочется покидать полюбивший лес: его тайны и загадки, а вместе с тем и мои легкие, и безграничные мечты…

Но я не расстаюсь, ведь мы вернемся.[13]

Очевидно, что дополнительное образование имеет огромный потенциалдля нравственно-духовного развития личности. Поэтому дополнительное образование в гимназии «Самопознание», в первую очередь, ориентировано на создание нравственно-духовного пространства и выявления у школьников общечеловеческих ценностей.

Важнейшим фактором развития учащихся в гимназии является нравственная направленность, которая охватывает все составляющие учебного и воспитательного процессов и строящаяся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Для того чтобы создать в гимназии атмосферу обучения, воспитания иразвития, педагогическому коллективу необходимо мыслить позитивно иконцентрировать внимание учащихся на ихдостоинствах, что поможет им обрести свободу на пути к самопознанию.

Организуя работу по нравственно-духовному развитию, необходимо запомнить, что воспитание - это, в первую очередь, создание условий для всестороннего развитияличности. Любой школьник имеет право на выбор образовательного учреждения, где ему будет предоставлена возможность постичь радость вдохновения, любви и творчества, так какглавная ценность заключается, в уникальности, которую он воплощает, а не в знаниях, которые ученик получает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: