Воспитание к жертвенности

"Иной сыплет щедро, и ему еще больше прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет" (Прит.11,24).

С момента моего покаяния я мог испытывать верность моего небесного Отца многократно. В моей дальнейшей жизни, это подтверждалось не раз. В большой бедности я начал доверять Богу.

Однажды весной у нас осталась небольшая кучка картофеля, после того, как мы остальное употребили для посадки. Тогда некто пришел ко мне, прося картофеля. Я подумал: "Надо было ему придти ко мне; не мог он пойти к фермеру". Хотя я эти мысли не высказал, я хотел отправить его обратно. Но Дух Божий обличил меня Словом: "Раздели с голодным хлеб твой" (Исайя 58,7) и "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся" (Матф. 5,42).

После этого я отдал половину своего небольшого запаса. Картофель в то время был нашим основным питанием, и я знал, что у меня не было денег, чтобы купить больше. Но я все же дал этому человеку половину, и он был очень доволен. На следующий день пришел еще один человек. Моя жена дала ему от оставшегося картофеля опять половину. Мы думали: "Теперь у нас осталось только лишь на два обеда". Но с нами случилось также, как со вдовой в Сарепте: Мы могли питаться этим картофелем до нового урожая!

А потом мы испытали еще особенное благословение. Мой ученик (по ремеслу) и моя жена не переставали удивляться при копке, сколько картофеля оказалось под кустами. Хотя ученик копал не спеша, моя жена не успевала собирать за ним, хотя она обычно успевала собирать за двумя-тремя копающими. Ученику пришлось помогать ей собирать и очень скоро все мешки были полны. Он был очень удивлен и попросил у меня день отпуска.

- Что ты хочешь?- возразил я.

- У меня еще есть деньги в банке, я хочу их раздать, – ответил он.

- Почему?

- Я видел, как ты весной раздал картофель и как ты благословлен сейчас.

Я предупредил его, чтобы он хорошо подумал, что он делает. Просто повторить что-то за кем-нибудь, это рисковало. Он вернулся только на второй день и рассказал, что его отец, человек жадный, его ругал и уговаривал не делать такую глупость. Он же не дал себя уговорить, потому что Дух Святой дал ему эту ясность. Вскоре после этого весь зерновой запас его отца был полон червей. Отец понял речь Бога и покаялся от всего сердца. Он признался в своих грехах. Хотя ему пришлось исправлять и возмещать очень многое, он не испугался этого. Он остался радостным христианином до конца своей жизни. Мой ученик, его сын, стал позже кассиром нашего братства. С большой верностью он совершал свой труд до своего перехода в вечность.

Однажды ко мне пришел бедный человек, рассказывая, что у них нечем варить еду. У них кончились дрова, и никто не хочет им дать немного в долг. Он думал,что "штундисты" ему помогут, но и из них ему никто не дал. Я подумал: "У меня есть дрова, и я могу ему помочь. Но что скажут люди, если я, бедный мужик, который должен покупать свои дрова сам, отдам их другому".

Вскоре после этого ко мне пришел знакомый и оставил свою лошадь в моем пустом сарае, спрашивая разрешения оставить ее там до вечера. Я попросил разрешения использовать ее в это время. Он согласился. Тогда я загрузил телегу дровами и отвез их той бедной семье. Еще сегодня я вижу слезы радости, текущие по их лицу. После этого, один из тех, которые отказали бедному в помощи, привез мне от своих дров. От другого я также получил полные сани. Бог наш верен Своему Слову! "Давайте, и дастся вам" (Лука 6,38).

В У. я однажды проводил евангелизацию. Целую неделю проходили собрания, но никто не каялся. Я хотел продолжить еще одну неделю и начал рассказывать о том, как Бог мне помогал. Тогда многие увидели, как глубоко они погрязли в жадности и некоторые покаялись. Я об этих переживаниях рассказываю не очень охотно. Но я думаю, что через них многие могут быть возбуждены ко спасению.

Однажды Бог мне указал на человека, которому я должен был дать 70 раппов. Это было все, что я имел при себе. Я подумал: "Я не могу дать ему только 70 раппов, если уж давать, то хотя бы пять франков. Я дам ему, когда у меня будет больше денег". Через 14 дней я его опять встретил. Теперь у меня было около пяти франков. Мы шли домой с собрания. Было темно. Я попросил его держать руки открытыми, высыпая все свое имущество туда. Как он радовался! Он рассказал, что у них уже 14 дней нет соли и все это время ели несолоно. Тогда я понял: "Если бы я 14 дней назад дал бы ему 70 раппов, они смогли бы купить соль".

Нам не надо иметь много денег, чтобы помогать другим. Мы видим это на примере бедной вдовы (Мар.12, 42-44). Апостолы выбрали мужей, исполненных Духом для заведования пожертвованиями. Они не давали помощь любому. Дух Божий должен руководить нами.

Однажды, когда я уже был на пути в Винтертур, я получил письмо. Брат просил у меня 130 франков для оплаты жилья, но и 110 франков хватило бы. Я подумал, что если бы дома собрать все, что есть, могло бы хватить. Но я уже не мог вернуться домой, так как мой поезд скоро отправлялся. Я обратился с этим письмом к моему небесному Отцу. На пути я посетил одного больного. Уходя от больного, я встретил знакомого человека, который работал там поблизости. Он проводил меня отрезок пути и дал мне 100 франков. Десять франков у меня было при себе. В Винтертуре я отправил эти деньги почтой и нуждающийся получил нужную помощь.

В той местности был другой человек, который об этом услышал. Когда я опять был на том месте, он пришел ко мне и сказал, что он должен заплатить долг в 300 или 400 франков, но у него нет на это денег. Со злостью он добавил: "Другим людям Бог помогает, мне же нет!" Я всю ночь плохо спал. У меня эти деньги были, но так как он вел себя так зло и недовольно, я сомневался, будет ли это по воле Божией, уступить его прихоти. Утром мне пришла в голову мысль, спросить его, не может ли он продлить займа. Эта мысль меня успокоила, и я принял ее как ответ от Бога. Тогда выяснилось, что он это уже сделал восемь дней тому назад. Так обманщик был разоблачен.

Не всегда мы должны давать. Люди нуждаются в воспитании. Бог ведет нас, если мы верны ему и ходим в его страхе. Бог верен. Бели мы обращаем внимание на его указания, мы знаем, каким путем нам идти. "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян.Ап.20,35) "Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною" (Лук.6,38). Что мы посеем, то и пожнем. Никто не пожинает так много, как тот, который действует по Писанию. Я это испытал и переживал чудеса. Написано: "Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоугодны Богу" (Евр.13,16). Тот, кто доверяет Богу, с радостью поступает по его Слову. Путь часто идет через нужды и испытания. Но тот, который не испытывал тяжелой нужды, не набирает большого опыта.

Мы должны мудро распоряжаться нашими деньгами. Для детей, имеющих нуждающихся родителей, первая обязанность помочь им, а не давать в миссию. Слово Божие обещает благословение, если мы почитаем родителей, или же проклятие, если мы ими пренебрегаем. Написано: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6,2-3). Это обетование с повелением, которое действительно, однако только в этом мире и не имеет части в нашем спасении. Это нужно учесть в первую очередь.

Поэтому важно строить наше упование не на наших поступках и делах, но только на спасении во Христе. Нашими делами мы не можем заслужить себе вечности, но мы однажды пожнем соответственно нашим делам. Мирской человек может делать добра сколько угодно, оно ему не принесет пользы, соответственно 1 Кор.13.

Раньше я себя часто спрашивал, где эта граница проходит, какие дела Бог учитывает и какие нет. Некоторые считают,что учитываются только те дела, которые делаются из любви. Сегодня я знаю, что это только дела веры, которые совершаются после возрождения. Только с этого момента Бог учитывает наши дела и вознаграждает. Мы должны родиться свыше. Мы можем проявлять столько активности, сколько хотим. Если любовь Божия не излита в наши сердца Духом Святым, оно нам не принесет пользы, даже если мы все свое имущество раздадим бедным. Еще одно важно для рожденных от Бога.: "Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение" (1 Кор.9,17). Поэтому важно, чтобы мы совершали наши дела с радостным желанием. Раньше мне казалось, что я так многое делаю только по повелению, без радости. Иногда я жалел о сделанном после окончания дела. Что же нам делать, ждать пока у нас появится радость? Тогда мы не будем делать вообще ничего! Однажды один человек попросил у меня туфли, и я их ему отдал. После я подумал: „Ты ведь об этом жалеешь, ты еще жадный!" Но я тогда понял: "Это плоть, а плотские похоти надобно умертвлять". Дух против плоти и плоть против Духа. (Гал.5,17). Я ведь отдал туфли и поступил по Слову Божьему. Я охотно делаю то, что желает Бог, значит, я делаю это с радостью. По убеждению внутреннего человека я дал охотно, пусть плоть говорит к этому что хочет. Я уже больше не должник плоти. В этом положении я хочу остаться.

Воспитание в любви

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла" (1 Кор.13, 4-5).

Отец Небесный всегда имел добрые цели со мной. Он посылал мне интересных людей. Так он послал мне однажды и одного ученика, которого мне пришлось взять. Он мне не нравился, такой сухой, скучный. Языком от творил дела; при работе он становился на цыпочки и шатался взад-вперед; я этого терпеть не мог. Я хотел любить этого ученика от всего сердца. Я молил Бога о помощи, думая при этом: "Если Бог не может любить меня больше чем я этого ученика, то горе мне". Я знал, что мне нельзя злиться. Это было для меня хорошей школой. Я видел свою немощь, и хотел усилиями создать любовь и терпение к нему. Но мое познание было фальшивым. Я еще не знал как можно облечься любовью Божией. Но Иисус победил меня. Он смог поставить меня в благодать. Как важно иметь правильное отношение к другим! Если я не прощаю, Бог не может простить мне. Если я не готов забыть, Бог тоже не забывает, хотя я возможно во всем остальном буду иметь успех. Бывало раньше, что если мне кто-либо насолил, я не мог этого забыть. Оно преследовало меня еще в кровати. Но когда я познал любовь Божию, все изменилось. В такой мере, в какой мы познаем Христа, мы преображаемся в Его подобие. Мы не должны носить в себе огорчения. Мы при этом будем счастливыми, и мы должны думать о последствиях! Дьявол должен быть побежден во всех областях нашей жизни. Отец наш Небесный видит эту борьбу, видит искушения и видит исход этой борьбы. "И это есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Иоанна 5,4).

Однажды одна служанка спросила у меня разрешения придти к нам работать. Она мне понравилась, она умела работать, была быстрой и ловкой. Я подумал: "Теперь у нас будет отличная работница для нашего дома отдыха в Понте". Когда она начала работать у нас, то выявилась болезнь, которая ее сильно мучила; она нам об этом ничего не сказала. Болезнь эта была очень неприятной: это были припадки, при которых она становилась синей и била вокруг себя. Я подумал: "Такого человека я не могу взять с собой в Понт. Если бы она только ушла! Как бы мне от нее избавиться". Мне пришло в голову: "Не будь больше приветливым к ней, тогда она, может быть, уйдет сама". Но тут я вспомнил слово: "Любовь долготерпит и милосердствует". Тогда я понял, что нельзя поступать так, как этого требует плоть. Как я рад! Я часто благодарил Небесного Отца за то, что я не выпроводил тогда эту работницу. При всем этом вышло больше доброго, чем я ожидал. Она исцелилась от своей болезни!

Другим воспитанием для меня стал человек, который сделал мне много злого, Я уже рассказывал о нем, как он поселил в тот же дом того злого человека и дал ему ту же землю в аренду, которую он дал и мне уже раньше. Я хотел его любить. Когда я его встречал, я опускал голову и был разбитым; он смотрел на меня свысока, так что я не решался смотреть ему в глаза. Я знал, что я должен любить врагов и хотел любить также этого человека. Но мне казалось, что я его не люблю. Я искал чувств любви к нему, но не мог их найти и не мог их в себе произвести. Так я мучился больше года. Я молился, чтобы Бог мне дал любовь. Все оставалось как прежде. Однажды я прочитал: "Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Иоан.3,18). Тогда я увидел, что я ведь угождал этому человеку, где только мог. Он звал меня для многих работ, хотя у него не было на это права. Я шел каждый раз, хотя он был мне врагом. Я оставлял свою работу и делал его. Теперь я понял, что я любил его делом. Значит, я его действительно любил. Когда я это понял, у меня нашлись и чувства любви к нему. Когда я его в следующий раз увидел, мне пришлось сдержаться, чтобы не обнять его. Я мог смотреть ему в глаза, и теперь он опустил голову. Было очень интересно. Он ведь не знал о том, что произошло во мне. Я был свободен. Многие дети Божий мучаются этим, потому что они не имеют правильного познания Слова Божия. Я всегда внушал себе, что я должен иметь чувства любви. Но Богом вменяется любовь дел. Эту любовь Бог признает.

Мы должны с долготерпением носить как неверующих так и верующих людей. Любвеобильный Отец Небесный дает нам встречаться с нужными людьми. Он знает, что необходимо для нашего воспитания, что нам еще недостает.

Часто Он сводит нас с враждебно настроенными людьми, пока мы не осознаем, что они для нас не во вред, а на пользу. Многие не видят Божьего водительства и только жалуются. Бог же только хочет освободить нас от неправильных понятий. Поэтому Он ведет нас через огонь и воду. Многие не могут простить, если о них говорят злое, вместо того, чтобы радоваться. Даже в своей семье многие постоянно упрекают других в их ошибках. Если мы не прощаем людям их ошибки, Бог нам тоже не прощает. Нет ничего хуже непрощения. Это равно убийству.

Что мы делаем, когда нас поносят за имя Христово? Благословляем ли мы, или сопротивляемся, думая, что иначе люди поверят этой лжи? Бог меня учил: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня". Это слово из Матфея 5,11 меня часто ободряло. Про меня распространяли страшные истории и мне часто казалось, что я должен предпринять что-то против. Но каждый раз меня Слово Божие от этого удерживало. Как я благодарен Богу! Иначе я бы не мог утверждать с доброй совестью, что надо Слово Божие принимать так, как оно написано. Бели бы я, держась закона, подал бы в суд за оскорбление чести, многие люди пришли бы в затруднение. Те из них, которые распространяли злую ложь в книгах, вынуждены были бы выкупить все свои книги назад. Ведь такое распространение клеветы в принципе недопустимо. Но мы идем Божьим путем, если мы таких благословляем и за них молимся. Так поступал Спаситель!

Что только не говорили обо мне в К. Я находился в Понте (Энгадин). В газете стояло: "В О. один отец застрелил двоих сыновей и себя". Когда я об этом услышал, я сказал: „Тут, наверное, опять я виноват". Хотя я этого отца и сыновей вовсе не знал. И действительно: дальше говорилось, что жена его, будто бы, принесла мне все деньги, и из отчаяния ее муж застрелил детей и себя. Потом меня арестовали и посадили в тюрьму. (Но ведь сначала судят!) Я хотел застрелить себя, но только сильно поранился, потом меня привезли в Б. в больницу, где я умер. В Г. меня похоронили. Все это была ложь. Когда я вернулся из Понта и вышел в Г., многие люди, увидя меня, побледнели и изменились в лице. Я подумал: "В чем же дело?" Дома я спросил свою жену. Она сказала: "Да ты воскрес из мертвых. Тебя давно похоронили". Потом она рассказала мне всю историю. Я сказал ей: "В этот раз их обман обнаружился". Иногда мне казалось, что наш Совет должен вмешаться и привлечь этих людей к ответственности или же исключить меня, если дело верно. Но потом я опять проводил собрания и видел в Слове Божием наставления: "Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь; ибо велика вам награда на небесах" (Лук.6,23). "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня" (Матф. 5,11). О, любимое Слово Божие! В начале я оправдывался, потом я в этом уже не нуждался. Часто, когда обо мне распространяли всякую ложь, мне казалось: "Теперь люди не будут больше приходить на собрания. Им ведь будет стыдно пойти к такому человеку как я". Но собрание становилось все больше. Я, наконец, понял, что Царство Божие строится страданиями. Поэтому мы радуемся, когда можем страдать со Христом. Павел говорит, что он восполняет недостаток скорбей Христовых в плоти своей. Мы имеем основание, радоваться в страданиях. Мы живем только один раз на земле! Мы умираем только один раз. Доверимся Богу, и будем поступать мудро!

Как часто я носил в себе обиду! Были люди, которые меня постоянно обижали. Я знал, что мне нельзя вменять зла. Вначале я думал, что они должны попросить у меня прощения. Но потом я понял: "Бог испытывает меня, ношу ли я обиду в себе. Он смотрит, правильную ли позицию я займу. Если я не прощаю, он мне тоже не прощает". Теперь я имел дело с самим собой. Я хотел забыть. Но еще в кровати оно преследовало меня. Иногда я думал, что имею победу, но ее хватало только до следующего раза. Наконец я нашел путь. Слово из Матфея 7,2 пришло мне на память: "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Так, как я думаю об этом человеке, Бог думает обо мне. Если я имею что-то против кого-либо, Бог тоже имеет что-то против меня. Мне тогда стало ясно, что мне в таком случае туго будет. Я начал молиться за обижающих и мог забыть обиду. Позже 13 глава из 1 Коринфянам мне помогла еще больше. Однажды я слышал, как одна сестра говорила: „Теперь я знаю, как можно жить по 1 Коринфянам 13. Надо только слово любовь заменять нашим именем". Я так и сделал: "Бергер долготерпит, милосердствует, Бергер не бесчинствует, он не раздражается. Бергер не мыслит зла, и т.д." Но, все же, я знал: "Бергер не таков". Заменить слово любовь своим именем не поможет. Я хотел приносить плод, но не видел его – к счастью. Однажды я читал в Послании к Галатам 5,22: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". Там не сказано, плод Бергера, а плод Духа. Тогда я начал радоваться, что Дух Божий излит на меня, и я успокоился. Я понял, что любовь Божия таковая, потому что Бог есть любовь. Значит Бог такой, как описано в 1 Кор.13. А потом еще сказано, что любовь Божия излилась в наши сердца. Когда приходили искушения, я мог сказать: "Любовь долготерпит и милосердствует..." Это значит любовь, которая излилась в мое сердце. Это помогло мне и не только мне.

Однажды я проводил евангелизацию в Берне. Пять минут до начала пришла моя жена и принесла мне толстое письмо от одного брата, который был мне очень близок. Она рассказала мне кое-что из того, что он написал про меня. Меня это очень возмутило, и я подумал: "Ну, к нему домой я так скоро не пойду". Было уже время начинать собрание. Я прочитал 1 Коринф 13. Многие собрания я провожу для себя. Я должен часто проповедовать сам себе. После собрания я и моя жена были излечены. В начале мы оба были "заражены". Это письмо я прочитал только две недели спустя. Никакой горечи тогда во мне уже не было. Когда у нас уже нет необходимости обижаться, это блаженство. Наш Спаситель, который сам себя отдал за нас, живет в нас и производит и хотение и действие по Своему благоволению (Фил.2,13). Он завершает начатое дело и исполняет в нас праведность, требуемую законом (Рим.8,4).

Что же нам остается делать? Я не знаю ничего, кроме как радоваться тому, что Он делал и делает. "А входим в покой мы уверовавшие" (Евр.4,3). В детстве мне приходилось проходить мимо одного двора, в котором находилась злая собака. По крайней мере, ко мне она была злой. Я шел по обочине, чтобы наступать как можно тише. Но собака все равно прибегала и я боялся, хотя мой отец мне говорил, что бояться не надо. Один раз мой отец сопровождал меня. Тогда я шел уже не по обочине, а по дороге, пиная ботинками камни и думал: "Если бы собака только выскочила! Теперь отец со мной". Собака не появилась. Отец призвал бы ее к порядку. Так оно случается и в духовной жизни: если мы боимся греха, он нас скоро преодолеет. Если же мы знаем: "Отец со мной, он будет сражаться за меня", – тогда "собака" не приходит. Это учение продолжается всю жизнь. Кто не перестает молиться о свете, тому Бог открывается. Продвижение вперед заключается в том, что мы все больше покоимся в Боге и в его делах. Так я через 1Кор.13 и через слово из Матфея 7,2: "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить", получил ключ и научился не обижаться, но прощать, как прощал Христос. Он хочет преобразить нас в своей образ. Чтобы Он мог жить в нас и чтобы мы телом, душой и духом жили для Него. Мы Его храм. В этом храме не должно быть ничего, что Его не славит.

Воспитание в смирении

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петра 5,5).

Евангелие освобождает нас от всего скверного. Я не знал, что я гордый, надменный человек; я думал, что у меня, такого бедного человека, нет на это основания. Но потом я понял, что это не так.

Когда я, примерно за год до моего покаяния, посадил картофель и хорошо удобрил его, осенью почти под каждым кустом была кучка желтых муравьев. Урожай был скудным. После моего покаяния урожай был богатым, хотя я посадил меньше картофеля; мы могли даже кое-что продать. Раньше нам всегда приходилось еще покупать, а денег на покупку недоставало. Все зависит от благословения Божия.

Когда мы переехали на новое место, мы посадили там фасоль. У нас для удобрения не было навоза, была только жижа. Домоуправитель высмеивал нас. Но у нас была прекрасная фасоль, у него же очень скудная. На следующий год он тоже взял от нашей "воды", но у нас фасоль опять была лучше. Третий год был самым "благословенным": наша фасоль вообще не хотела подниматься. Урожай был очень плохим. Потому что я добавил еще немного гордости. Я думал, что я заслужил хорошую фасоль своим благочестием. Эта фасоль послужила мне благословением. Бог следит за нами. Если мы берем славу себе и хотим расти ввысь, Он знает, как наклонить нашу голову, и даже когда мы при этом кричим, Он не обращает на это большого внимания. Он может сказать: "Бергер, потерпи, это в пользу для тебя!" Он свою славу не отдает никому другому, и не Бергеру с его фасолью.

Небесный Отец знает также, как нас вылечить от самоправедности. Однажды ко мне пришел один фермер и говорил со мной о разных мирских делах. Я тогда был еще тележником. Я пригласил его зайти: "Пойдем в комнату". Доставая Библию, я сказал ему: "Мы лучше почитаем из Библии, чем говорить о земных вещах". Тогда он сказал мне на ухо: "Сохрани нас Бог от самоправедности!" Я спросил его: "Скажи мне, я самоправеден?" Он опять сказал мне на ухо: "Сохрани нас Бог от самоправедности". Еще раз я спросил его, думает ли он что я самоправеден, но он в третий раз повторил мне то же самое на ухо и убежал. Я преклонил колени в комнате и помолился: "Дорогой Небесный Отец, если я самоправеден, покажи мне". Тогда мне потихоньку стали открываться глаза. Я увидел, что мои мысли совпадали с молитвой фарисея: "Я благодарю тебя, Боже, что я больше не пью, не курю и не играю в карты, как другие люди". Я этого не говорил дословно, но смысл был такой. Я был разоблачен. После этого случая я так уже больше не говорил.

Раньше я думал, что "штундисты" самоправедны. Когда я покаялся, в моих глазах это были другие люди. Через благодать Божию, наконец, пришло время, когда я увидел: "Я самоправеден!" Это мы должны понять, чтобы получить спасение. Мы должны увидеть, что наша праведность перед Богом как запачканная одежда.

Иногда у нас не было ни хлеба, ни денег, чтобы его купить. Тогда моя жена жарила на ужин картошку. Если к нам приходили люди, мы быстро прятали сковородку в ящик стола, чтобы люди не заметили, что у нас нет хлеба.

И здесь верный Бог должен был меня исправить. Я подумал, что во время голода никто не стыдился бы жаренной картошки. Поэтому я сказал жене: "Теперь мы не будем больше прятать картофель, когда кто-либо придет". С того времени у нас всегда был хлеб. Сколько труда стоило Богу излечить меня от гордости. Однажды вечером к нам пришел один господин. Я надеялся, что он скоро уйдет, но он не уходил. Мы поужинали. Стало девять, десять, одиннадцать часов; он не прощался. Как мне было неудобно! У нас был бедный домик с закопченными комнатками. В одной из них стояла чистая кровать, но я думал, что такого господина там нельзя уложить. Другого места не было. Наконец мы предложили ему ночлег, извиняясь из-за бедной комнаты. Я почти всю ночь не спал и думал, что гость встанет утром с недовольным видом. Он, однако, спал до десяти часов и счастливый сошел вниз. Тогда я стал упрекать себя: "Какой же ты глупец!" Бог не требует от нас того, что мы не имеем, но только то, что мы имеем. Теперь мне стало ясно: "Это была гордость!" К счастью я тогда еще не знал, что гостям следует ставить чашку с водой. Мы в то время все мылись у колодца и вытирались одним полотенцем, так сделал и гость. Если бы я тогда знал то, что знаю сегодня, мне было бы еще неудобнее!

В моих письмах я делал много ошибок и поэтому писал: "Не обращайте внимания на мои ошибки!" Один брат обличил меня и сказал, что это гордость и высокомерие; я должен благодарить Бога за то, что я мог так писать. Это было для меня лекарством, которое меня вылечило.

Мы хотим быть кем-то, подняться выше, но Отец Небесный отпиливает сучки, один за другим, пока мы не приземлимся.

В Бернской земле я однажды делал многие посещения, отклоняя все приглашения на обед. Я рассчитывал покушать вблизи вокзала у одной бедной вдовы, если время позволит. Она поставила мне с сияющим лицом кружку воды и маленький кусочек хлеба на стол, без всяких извинений за такую скудость. Я не посмел бы съесть последнее у этой вдовы, если бы не знал что могу ей помочь. Это угощение меня смирило. Я не смог бы так поступить. Лучше бы я не угощал вообще. Но эта вдова не извинялась. Это мне показалось величием и мне стало стыдно за себя. Тогда я увидел свое состояние. Когда к нам приходили богатые люди, я охотно бы угощал их, но я думал что для этого нужно иметь хотя бы сыр и масло. Но этого у нас не было и поэтому мы не угощали их вообще. Бедных же людей я с радостью угощал хлебом и кофе.

Так Бог освободил меня от многих скверных качеств! Жить для Спасителя так просто! Объяснить словами невозможно, необходимо самому испытать! Я часто мыслил, что если я мог бы отдать свое сердце людям для проверки на одну минуту, то каждый из них бы покаялся, увидев в нем это счастье.

Воспитание к доверию Богу в земном

"Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1 Пет. 5,7).

О, блажен, кто так доверяется Богу! Как чудно можно его познать! Как многие поступали бы иначе, если бы они не забывали: "Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него" (1 Тим.6,7). Сколько стонов, жалоб и попрошайничества слышно сегодня от верующих, вместо доверия к живому Богу, Он показал мне, что Он обо мне заботится. В начале я говорил о своих нуждах братьям. После этого мне прислали помощь; она была не от самих братьев, но от других, которых они оповестили. Мне было стыдно, и я никогда больше не хотел говорить людям о моей нужде. Но иногда я, все же, говорил так, что люди могли понять, в чем дело. Тогда я задал себе вопрос: "Даст мне Бог нужное и тогда, когда об этом не узнает никто из людей?" Да, как дивно по иному отвечал Бог, когда я мог молчать. Теперь все было совершенно иначе! Я знал: „Теперь мне Бог помог, а не человек", хотя помощь и приходила через людей. Я даже испытал, что Бог помогает также, без того чтобы употребить на это человека. У Него есть и другие возможности. Он может употребить и воронов.

Через несколько лет после моего покаяния я заболел. Я переработался. Утром я вставал очень рано, в пять часов я уже работал. Люди обычно еще спали, когда я начинал работать. Весь день я работал без перерыва, быстро обедал и кончал работать очень поздно. Кроме субботы мне приходилось каждый вечер проводить собрания. Мой рабочий день был не восьми и не десятичасовым. После собрания часто еще ставили кофе или чай. Мы разговаривали дольше, чем было необходимо. Часто я возвращался домой только в полночь или еще позже. В следующее утро приходилось опять рано вставать. Так оно продолжалось шесть лет. Однажды утром я хотел взяться за работу, но не мог. Я хотел себя заставить – и упал перед верстаком. Около года я по слабости не мог заработать почти ничего. Собрания я, однако же, продолжал проводить, прерывая только на один месяц. Но со мной становилось все хуже. По дороге домой мне часто казалось: "Еще один шаг и ты упадешь". В снежное время я искал полено или пень, чтобы присесть и отдохнуть. Придя домой, я не мог ухватиться за ручку двери, и падал перед дверью. В этой нужде приходил сатана и говорил мне: "Ты так тяжело работаешь, теперь заболел и не имеешь денег. Другие евангелисты получают зарплату и не должны днем работать так тяжело, как ты. Они проводят только три собрания в неделю, а ты шесть, и не получаешь ни одного раппа. К тому же ты еще должен оплачивать почту и дорогу сам, а им их оплачивают. Ты переработался". Сатана мне это подсказывал, а я повторял за ним, день за днем. Так я ходил в его школу и изучил такие "псалмы". Я не поступал как Давид. Когда сатана ему внушал: "У тебя есть причина быть недовольным", он отвечал: "Благословлю Господа во всякое время; хвала ему непрестанно в устах моих" (Пс.34,2). Он повелевал душе своей: „Благослови душа моя Господа, и не забывай всех благодеяний Его" (Пс.103,2). Со мной становилось все хуже. На собраниях я, однако, не жаловался, а славил Иисуса. Это меня еще немного поддерживало. Так я ходил к сатане в школу три четверти года, думая, что я имею право так размышлять. Однако было интересно, что мне, несмотря на это бедное время, не приходилось брать взаймы. У нас были козы, картофель и овощи. Наконец я заметил, что я не был в нужном состоянии: "Раньше ты был самым счастливым человеком на земле, теперь же нет". Я склонился перед Богом и попросил прощение. Мне вдруг стало хорошо. Я стал опять довольным и счастливым человеком, я не видел больше нужды и испытывал Божье присутствие на собраниях. Мне уже не приходило в голову жаловаться. Я находился в большом блаженстве и без денег и без заработка. Я ни в чем не нуждался. Благословение Господне было в нашем доме во всем, что мы имели. Мы могли очень долго жить без денег. В тот год мне подарили десять франков и это было все. Бог заботился обо мне и помогал в нужде. Я стал агентом Голубого Креста и мои силы стали постепенно опять возвращаться ко мне. Смотря назад, на сделанный опыт, я увидел: "Не заботиться, это тоже дар Божий". Но я также увидел, что я так долго ходил в школу сатаны. Какие мы глупые, когда ходим к нему в школу! Сатане не надоедает повторять одно и тоже. Все зависит от того, слушаемся ли мы его, или же принимаем все из руки Божией. Жить для Бога – это нечто большее, чем жить религиозно на показ людям.

Переживания того времени для меня и сегодня дороже золота. Все дороги наружу казались закрытыми, но именно там я мог испытать, как никогда в моей жизни, что Бог заботится о нас. Так Бог прокормил нас целый год. В то время моя жена однажды пришла ко мне и сказала, что одна из наших коз умирает. Я даже не пошел в сарай посмотреть, но сказал Небесному Отцу: "Отец, Ты знаешь, что если ты заберешь у нас эту козу, Ты должен дать нам другую, а так как я неохотно торгую козами, я очень радовался бы, если бы Ты сделал мою козу здоровой". На следующее утро коза была здорова и опять давала молоко, как и прежде. Отец Небесный знал, что я молился искренно. Раньше я много торговался и обманывал при этом. Когда я покаялся, у меня появилось отвращение к такой торговле. Поэтому я так молился Небесному Отцу, и Он ответил.

На одном семинаре участвовало 60 человек. Это было во время войны 1914-1918. Наши продовольственные талоны были уже израсходованы, и поэтому у нас не было ничего покушать. Я хотел воспитать учащихся детей в доверии к Богу и сказал им: "Молитесь, если вы хотите завтра иметь пищу. Я тоже буду молиться".

Вечером мы получили от одного фермера фунт (500 граммов) фасоли. Мне пришло в голову: "Что это для нас всех?" Это была моя вера! Но все же я верил. Когда на следующее утро нечего было варить, кроме этой фасоли, я сказал работающим на кухне, чтобы они хорошо мешали, славя при этом Бога. Мы получили густой, хороший фасолевый суп и могли есть, сколько душа желает. Как прекрасно! При такой пище питается и внутренний человек.

Что мы только не пережили! Однажды приехали гости на отдых. В субботу мы хотели сварить мясо. Мяса оставалось очень мало, а на добавочную покупку не было денег. Мы рассуждали с женой, что нам делать. Я посоветовал ей разрезать мясо на мелкие кусочки так, как это делают господа, не как крестьяне, и добавить туда побольше овощей, так, чтобы хватило на два дня. Я пошел в мастерскую, чтобы помолиться. Тут во мне прозвучало: "Не заботьтесь о завтрашнем дне" (Матф.6,34). Мне стало стыдно, и я сказал жене, чтобы она сварила все мясо враз. Вечером нам по почте был доставлен большой окорок! И сегодня еще у нас есть Отец, которому мы можем сказать все.

В другой раз к нам в гости приехала женщина. Она должна была есть яйцо, но ни яиц, ни денег у нас не было, а я не решался ей это сказать. Я просил Бога: "Нам нужны яйца, но у нас нет денег". Тут мне пришло в голову: „Тебе ведь еще должны 80 франков. Ты озорник, потому что просишь у Бога добавочных денег". Я сказал Небесному Отцу: "Ты очень добр даже и к озорникам". С четырехчасовой почтой пришло 90 яиц и 12 франков. Позже я спросил сестру, которая их прислала, как она на это решилась. Она рассказала мне, что у нее утром появилось сильное чувство, говорящее ей, что она должна послать мне яйца. Поэтому она их быстро отнесла на почту. Отец Небесный может побудить людей к действию. "И будет, прежде, нежели они воззовут, я отвечу" (Исайя 65,24). Когда человек полностью доверится Слову Божьему, он испытает, какая это радость, жить для Бога. Мы можем сегодня еще испытать чудеса

Сколько чудес я бы не испытал, если бы я не был беден! Одна пословица говорит: "Плохо быть бедным, легко бедному согрешить". Если же мы покаялись к Богу, то бедность есть нечто прекрасное. При искушениях Бог нам помогает. Время, в котором я был очень бедным, было для меня очень ценным. Я научился доверяться Слову Божьему и испытал, как Бог помогает.

Отец заботится о своих детях. Дети этого ожидают. Какая благодарность наполняет сердце, имеющего такого заботящегося Отца "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом". (Мат.6,31-32). Спаситель всячески ободряет нас. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Матф.6,26). Надо только по-детски довериться Ему. Благополучие не зависит от величины богатства, оно зависит от Слова Божия, от Божьего обильного благословения. Он может благословить деньги. Он может послать и проклятие, так что всякое накопление и зарабатывание ничего не дадут.

С покаянием Божье благословение приходит к нам. Чем больше по-детски мы Ему доверяем, тем больше мы испытываем Его верность и любовь.

Однажды в Понте, где мы открыли дом отдыха, фермеры не хотели доставить нам молока, как было договорено. Когда я прибыл, мне об этом сообщили. Дело выглядело плохо, Я подумал: "Скоро прибудут гости, и я хочу им рассказать, как Бог заботится и при этом давать им черный чай и кофе, объясняя, что у нас нет молока. Это несовместимо". В моей комнате я встал на колени и воззвал к Богу. Он сказал мне: "Посмотри на воробьев!" Раньше я только думал о воробьях, без того чтобы смотреть на них. Я вышел и увидел, как один прилетел с полным клювом и сел на телефонный провод. С одной стороны клюва его добыча казалась чем-то вроде орешка, с другой стороны она свисала длинным стручком. Я вернулся в свою комнату, поблагодарил Бога с радостью и думал: "Он наполнит нам клюв!" Вскоре пришел один брат из Мадупайна и показал мне объявление: "Продается корова". Я купил ее. Сколько молока она давала! Пришел еще один фермер и предложил нам молоко, только мы должны были взять все молоко. Так "наш клюв" наполнился. Гости могли пить молока сколько угодно. Как чудно Бог, любвеобильный Отец, слышит своих! Мы никогда не должны думать, что он слышит нас только тогда, когда мы исправляемся. Мы должны всегда помнить: все благодать, все благодать!

Когда в 1914 году началась война, у нас все молились, чтобы война не пришла в нашу страну, но чтобы она прекратилась. В моей Библии написано, чтобы мы подняли наши головы когда услышим о войнах и военных слухах, так как приближается наше спасение. Но сердца наши чтобы не отягчались объеданием и пьянством. Интересно: когда шла война, когда продовольствие стало скудным, и настал голод, я понял, как нужны такие наставления. Заботы хлынули на меня. Я был в сильной борьбе! Другие скупали все подряд, на запас. Я знал, что это не шло от веры. И я мог прибегнуть к таким мерам. У меня была к тому же еще и "благочестивая" отговорка: "У нас будет много гостей, и мы сможем их угощать". Я склонился и прочитал то место, где говорится, что Бог будет заботиться о завтрашнем дне. Этому я верил. Но заботы постоянно сопровождали меня, как будто я находился в осином гнезде. Раньше, когда я встречался с такими вещами, мне помогали слова из Матфея 6,25-34. Сейчас же они мне как будто и не помогали. Потом во мне появилась мысль: "Что ты за человек! Почему ты живешь для себя! Другие могут умереть с голоду, а ты хочешь иметь еду, так как христианин!" Тогда я сказал: "Я тоже хочу умереть с голоду, если этого хочет Бог". С этого момента заботы исчезли. Для голода многого не требуется. Здесь я испытал силу Слова Божия: "Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти" (Откр.12,11). Это победители. Тем, которые хотят только верить в кровь и свидетельствовать о нем, но все еще любят жизнь свою, Бог помочь не может. Только тогда, когда я был готов отдать жизнь, победа была моя. Как чудно: Отец видит все!

Однажды мы отдали одному брату все, что имели, в долг. Это было 2000 франков. Он написал мне заверение без подписи, в таком виде ведь оно недействительно. Я думаю, что он не сделал это умышленно. Многие годы я не получал от него возврата. Когда я хотел отдать в печать наши песенники, мне нужны были эти деньги. Я написал ему, что мне теперь нужны эти деньги. Он написал мне короткое письмо: "От взявшего твое не требуй назад" (Лук.6,30). Я подумал: "Против такого мы имеем полное право пойти судом". Я искал в Притчах и в Екклесиасте, есть ли там место, дающее мне право требовать мои деньги назад. Я кое-что нашел, но мне при этом было неловко. Через некоторое время я сказал жене: "Я думаю, что мы эти деньги забудем". Она была согласна. Мне казалось, что тяжелый камень упал с моего сердца. Я до тех пор не смирился под Слово Божие и не принял с радостью расхищение имения моего, как мы читаем в послании к Евреям 10,34. Когда я смирился, я увидел, каким глупым я был: "Бог ведь видит, как сильно я нуждаюсь в деньгах! Поэтому я нуждаюсь в стократном воздаянии". Спаситель ведь обещает нам, что нам воздается во сто крат за все, что мы оставим ради имени Его. Я называл себя "глупым ослом", потому что я мучил сам себя, не считаясь со Словом Господа. Какие мы глупые, когда мы не решаемся положиться на обетования Божии. Тот, кто умеет хорошо считать, как нас учит Библия, тот может с радостью принять расхищение своего имения. Хотя я и не получил стократное возмещение, я получил все же достаточно, когда я оставил должное мне. Раньше я все подсчитывал и думал, что дети могли бы отдать свои деньги тоже, потому что я не хотел брать в долг. Но детям не надо было отдавать свои деньги. Я смог все заплатить и у меня осталось еще больше денег, чем мне этот человек был должен. Я не знал, откуда они взялись, но я их вдруг имел. Казалось, что деньги сами размножались в ящичке. Я не быстро плачу, но милость Божия часто доводила меня до слез. Мне заново стало ясно: от благословения Божия зависит все.

Если кто-либо доверится Богу, он может находиться в самом безвыходном положении – для Бога не составляет никакой трудности сделать бедного большим и богатым, богатого же бедным и маленьким. Но мы должны быть преданными Богу, не ищущими своих путей. Бог не действует по нашим планам. Когда же он оставляет нас в наших помыслах, то это для нас очень опасно, как сказано в Псалме 81, 12-13: "Но народ мой не слушал гласа моего, и Израиль не покорялся мне. Поэтому я оставил их по упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам". Страшно, когда Бог нас больше не наказывает, ведь написано: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает" (Евр.12,6). Поэтому нам становится тяжело, если мы не поступаем по его воле. У нас нет покоя, пока мы не приведем дело в порядок. Мы можем и должны во всем возлагать наши заботы на Небесного Отца, Который заботится о нас.

Заботиться значит заниматься идолопоклонством. Заботящийся является язычником. Он не ожидает помощи от богатого Отца на Небесах, а от обстоятельств. Однажды я получил письмо. В нем объяснялся один брат из Базеля в том, что он находится в заблуждении от учения о том, что не надо заботиться; ведь это сказка и небылица. Так писал агент страховочного бюро! По его мнению, этот брат не заботился о семье. В Библии речь идет о двух разных заботах. С одной стороны мы читаем: Не заботьтесь! Бог печется о нас. В другом же месте сказано, о чем мы должны заботиться, а именно в первую очередь искать Царства Божьего и правды Его. Здесь речь не идет о таких заботах как: "Что мы будем есть? Что будем пить? Чем будем одеваться?" Всего этого ищут язычники в мире. Наш Отец знает, в чем мы нуждаемся. Нет, мы должны в первую очередь искать Царства Божьего и правды Его, тогда нам все это приложится само собой (Матф. 6,31-33). Этому нужно верить без всяких отговорок. Когда я раньше говорил о том, что не надо заботиться, мне возражали, что работать ведь надо; кто не работает, тот и не ест. Это стоит в Библии. Но забота не имеет ничего общего с работой. Однажды осень была очень мокрой. Фермерам было почти невозможно сеять. Один фермер засеял поле, но не смог заборонить его. Всю зиму он переживал об этом, боясь, что урожай будет очень плохим. Но урожай был хорошим. Он в этом же году покаялся. Я посетил его, и он нашел спасение во Христе. Он рассказал мне, как он напрасно заботился. Георг Ноймарк говорит: "Что нам дают тяжелые заботы?

Что нам дает наш стон и страх?

Что нам дают всеутрешние ноты

плачевной песни в наших хоромах?

Мы этим сами крест и горе

Из лужи обращаем в море".

Нам повелено искать Царства Божия и правды Его (Матф.6,33), Как долго я этого не понимал! Уже раньше я с охотою хотел иметь свой дом. Дом,в котором я жил, должен был быть продан с аукциона. Один брат посоветовал мне его купить. Он готов был занять мне 3000 франков, если мне другой человек займет остальное. Но так как мне Бог заплатил все мои долги, я знал, что я не должен брать долгов, и что мне мой Небесный Отец дает все, в чем я нуждаюсь. Мне было нелегко свыкнуться с мыслью, что я не смогу купить этот дом.

На дороге через Дюрграбен мне вскоре после этого упал листочек под ноги. Я его поднял. Это был стишок, наподобие тех, которые употребляют в воскресных школах. На нем был изображен домик при котором был написан стих: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"(Мат.6,33). Я удивился, что этот листочек был совершенно сухим, несмотря на дождь. Тогда я подумал: "Это от Бога; теперь я хочу стремиться к Царству Божию и к Его праведности, чтобы получить такой домик. Теперь я хочу Слово Божие принимать всерьез". Здесь мое "я" стояло впереди: "Я хочу, я хочу". Так я в моем представлении искал Царства Божия и Его праведности, и не замечал, что я искал своей праведности. Я хотел жить правильно. При этом все зависело от меня. Я в Библии видел только то, что я должен делать. Только через 18 лет я понял, что значит искать правды Его, уповая и строя только на том, что сделал и делает Иисус, несмотря ни на какие преграды. Тогда я получил дом. Так я ждал до тех пор, пока не научился в действительности искать Царства Божия и правды Его. Тогда Бог исполнил свое обещание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: