Средневековое государство и право Индии

Делийский султанат (1206—1526 гг.)

Сила исламских государств базировалась на исламе, а также на крепкой централизованной

власти, опиравшейся на государственную собственность на землю. Все земли

султаната были официально объявлены собственностью государства. Это были

земли двух категорий. Налоги с земель хасс шли непосредственно в

казну. Другая часть государственных земель в виде служебных наделов – икта,

раздавались в условное держание воинам, чиновникам, духовенству. Воины,

получавшие эти земли, должны были быть мусульманами, из них состояло

наемное войско султанов. Хотя султану служили и князья-раджпуты. Икта не

предавалась по наследству, и султан мог ее забрать, заменив иной формой

жалованья. Но на практике чаще всего икта переходила по наследству сыну или

зятю состарившегося воина.

Небольшая часть земель в султанате имела особый статус и налоговый

иммунитет. Это были наследственные владения мусульманских духовных лиц

(инамы), учреждений (вакуфы) или небольшие частные владения (мульки).

Основная форма пользования землей была общинной. Сельская община в

султанате осталась индийско-индуистской, хотя на севере Индии появились

деревни с мусульманским населением. Этому в немалой степени способствовала

существовавшая система налогообложения.

Государственное устройство султаната было типично исламским.

Высшая власть сосредотачивалась в руках султана. Ближайшим помощником

султана был визирь. Он руководил военным и финансовым ведомствами.

Центральные ведомства – диваны − состояли из феодалов-мусульман. Судебная

власть осуществляло мусульманское духовенство, хотя в делах, касавшихся

индусов, применялось и обычное индуистское право. Султанат был разделен на 23

наместничества во главе с губернаторами. Наместники отвечали за сбор налогов и

сохранение порядка. Они были самостоятельны, имели наемное войско,

содержавшееся за счет местных налогов (икта).

Султанат в Индии просуществовал более трех веков – для индийского

государства это срок огромный. Он был бы более прочным, если бы все население

страны было целиком мусульманским. Постоянное противоборство индуизма и

ислама ослабляли государство. Несовместимость жизненных стандартов и

системы ценностей приводила к конфликтам, ослаблению привычно сильной

исламской государственности. Это не могло не сказаться на внутреннем единстве

султаната, где часто вспыхивали восстания индусов.

Империя Великих Моголов (1526—1707 гг.) В конце XIVв. в Индию вторгся Тамерлан. Это был великий полководец, он выделялся своей дикой и маниакальной кровожадностью.

В 1498 г. на юге Индии высадилась португальская эскадра под руководством Васко да Гамы. Это стало началом проникновения европейцев в Индостан и его последующей колонизации.

В 1526 г. внук Тимура, эмир Бабур, выходец из Моголистана, вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная армия разгромила делийских султанов и ополчение раджпутов. Была образована Империя Великих Моголов. Бабур правил в Индии недолго. В 1530 г. на троне его сменил сын Хумаюн. Постоянные войны с братьями из-за наследства отца ослабили государство. Шерхан, принявший титул шаха, за шесть лет своего правления (1540—

1545) укрепил централизованную власть. Были проведены магистральные дороги

Начал составляться земельный кадастр, усовершенствована система налогов, повышен статус некоторых групп индусов, которым был предоставлен ряд влиятельных должностей. Воспользовавшись неожиданной смертью Шер-шаха и борьбой наследников за престол, Хумаюн в 1555 г. вернул себе трон в Дели. Но через год в результате несчастного случая он погибает, а власть переходит к его 13-летнему сына Акбару.

Правление падишаха Акбара (1556—1605гг.) было золотым веком империи Великих Моголов.

«Смелый и отважный, талантливый полководец и в то же время великодушный и милосердный, идеалист и мечтатель, он был одновременно человеком действия и вождем, снискавшим беззаветную преданность своих последователей. Как воин, он покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании − о завоевании умов и сердец людей. Акбар возродил древнюю мечту о единой Индии, не только политически объединенной в одно государство, но и органически слившейся в один народ».

Падишах обладал неограниченной властью. Делами управления ведали

первый министр – вакиль и главы подчиненных ему ведомств (диванов). Наиболее

важным было финансовое ведомство, оно занималось налогообложением и

распределяло джагиры (земельные пожалования за военную службу). Второе по

значимости ведомство возглавлял главный интендант и казначей войска. Он

следил за выполнением джагирдарами их военных повинностей и сдачей в казну

захваченной ими военной добычи. Хозяйственное ведомство контролировало

казенные мастерские и надзирало за дворцовым имуществом и строительством.

Особое ведомство ведало назначением церковнослужителей, судей, а также

раздачей земель мусульманскому духовенству.

Акбар продолжил реформы, начатые еще Шер-шахом. Все земли были

объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и

определены суммы налогового сбора с каждого из районов. Во всем государстве

были введены единые денежные единицы и единая система меры и веса; были

улучшены караванные дороги, построены караван-сараи и рынки. Значительная

часть земель была отдана на правах условного ненаследственного служебного

владения военачальникам-джагирдарам. Джагиры, отличавшиеся от икта в

основном своими размерами, были крупными земельными владениями,

приносившими их владельцам огромные доходы. Джагирдары были обязаны

содержать отряды от 100 до 5 тыс. воинов.

Акбар, как и Ашока, следовал духу религиозной терпимости – редчайший

пример не только для того времени. При нем был отменен специальный налог для

немусульманского населения – джизия. Стремясь прекратить религиозные

разногласия между своими подданными, Акбар к концу жизни пытался утвердить

в Индии новую религию «дин-и-илахи» (божественную веру). Главой новой

религии он провозгласил себя, совместив светскую и духовную власть в своем

лице. Но в Индии новая религия не прижилась.

Сын Акбара Джахангир (1605—1627гг.) объединил практически всю

территорию Индостана под своей властью.

После него Могольский престол занял Аурангзеб(1658—1707гг.), Его правление было длительным, он правил 50 лет, и деспотичным. Аурангзеб был аскетом и фанатиком, ревностным мусульманином-суннитом. Он преследовал как индусов, так и мусульман-шиитов. По его приказу было разрушено множество индуистских храмов, а из их камней выстроены мечети. С немусульман снова стали взимать джизию. Страну начали сотрясать восстания.

После смерти Аурангзеба в 1707 г. обширная империя Великих Моголов распалась на ряд отдельных феодальных княжеств, правители которых постоянно воевали между собой. С в XVII в. проникновение европейцев в Индию усиливается. Англичане и голландцы основали в 1600 и 1602 гг. Ост-Индские торговые компании и начали вытеснять португальцев. Свои фактории в Индии создавали французские и датские торговые компании. Англичане в 60-е гг. XVIII в., воспользовавшись развалом империи, расширили свои владения в Индии и затем превратили ее в свою богатейшую колонию.

Общество.

Общая схема кастовой иерархии, связанная с правами землевладения,

строилась следующим образом. Брахманы-землевладельцы, правящие династии

индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, вои-

ны-землевладельцы, наконец, полноправные общинники — раджпуты и джайны в

ряде областей северной и северо-западной Индии входили в высшие брахманские

и кщатрийские касты, которые якобы вели свою родословную от брахманских и

кшатрийских родов Древней Индии. Варна вайшиев стала обозначать в основном

сословную организацию купцов и ремесленников. Касты шудр состояли из обед-

невших землевладельцев, держателей земли от общины, а также ремесленников.

Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст включала бесправных

арендаторов и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав,

находившихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных

общинников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: