double arrow

Контроль за экономической концентрацией в банковской сфере


В соответствии с Законом о защите конкуренции в определенных случаях для создания и реорганизации кредитных организаций, а также совершения сделок с их акциями (долями), имуществом либо правами в отношении них необходимо предварительное согласие антимонопольного органа (ст. 27 и 29).

Кроме того, в некоторых случаях антимонопольный орган должен быть уведомлен о совершении сделок (ст. 30).

Также согласно ч. 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции кредитные организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях с другими кредитными организациями, если они имеют в совокупности долю на товарном рынке больше нормативно определенной величины.

Размеры стоимости активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, при наличии которых возникают указанные выше обязанности, а также обозначенный норматив доли на товарном рынке установлены Правительством РФ[144].

4.2.2. Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе банковских услуг

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований к рекламе банковских услуг.

Во-первых, он не допускает рекламу банковских услуг при отсутствии у кредитной организации соответствующих лицензий (п. 7 ст. 7). При этом кредитная организация как рекламодатель обязана предоставлять рекламораспространителю сведения о наличии таких лицензий только по требованию последнего (ст. 13). Подобная формулировка позволяет утверждать, что ответственность за рекламу банковских услуг при отсутствии соответствующей лицензии может применяться только к кредитным организациям как рекламодателям.

Во-вторых, реклама банковских услуг должна содержать наименование кредитной организации (ч. 1 ст. 28), в том числе как организации, выпускающей ценные бумаги, при их рекламе (ч. 3 и 4 ст. 29).

В-третьих, реклама банковских услуг не должна:

1) содержать обещания доходности вложений, если она не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Однако к случаям привлечения кредитными организациями денежных средств это положение неприменимо, поскольку кредитные организации привлекают средства под заранее определенный процент;

2) умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (ч. 2 ст. 28).

В-четвертых, применительно к конкретным услугам установлены отдельные требования:

1) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика (ч. 3 ст. 28);




2) реклама услуг, связанных с осуществлением доверительного управления, должна содержать сведения о месте или номере телефона, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, а также получить сведения о кредитной организации (ч. 4 ст. 28). При этом данная информация не должна содержать информацию о результатах управления активами, о возможных выгодах, связанных с методами управления активами, заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных уже достигнутым (ч. 5 ст. 28).

В-пятых, установлены отдельные требования к рекламе ценных бумаг, которая не должна содержать:

а) обещание выплаты дивидендов по акциям;

б) прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг (ч. 5 ст. 29).

Кроме того, реклама эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций не допускается до осуществления регистрации их выпуска (ч. 6 ст. 29).

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган, который вправе в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей:

— выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения ими законодательства;

— предъявлять иски о запрете распространения рекламы или о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе);

— применять штрафы, предусмотренные ст. 14.3 и ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.



4.2.3. Предотвращение легализации (отмывания) через кредитные организации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

В соответствии со ст. 5 и 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, кредитные организации обязаны:

1) идентифицировать лиц, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом, а также выгодоприобретателей (подп. 1 п. 1 и п. 5 ст. 7).

Это касается открытия счетов и вкладов (п. 5 ст. 7), операций, подлежащих обязательному контролю (ст. 6), подозрительных операций (п. 3 ст. 7), а также безналичных расчетов и переводов денежных средств без открытия счета (п. 3.1 ст. 7).

Исключение составляют операции по приему от клиентов — физических лиц определенных платежей, если их сумма не превышает 30 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 7), а также операции физических лиц по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. руб. (п. 1.2 ст. 7);

2) соблюдать запрет на установление и поддержание отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления, а также с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления (п. 5 и 5.1 ст. 7);

3) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц (п. 1.3 ст. 7).

При этом под иностранными публичными лицами понимаются:

— любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какие-либо должности в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства;

— любые лица, выполняющие какие-либо публичные функции для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Данное определение содержится в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

Кроме того, определения публичных должностных лиц содержатся еще в ряде документов, изданных международными организациями[145];

4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим контролю операциям (подп. 4 п. 1 ст.7).

При этом работники кредитных организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц (п. 6 ст. 7).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Федеральная служба по финансовому мониторингу[146];

5) разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п. 2 ст. 7).

Непосредственный контроль за соблюдением кредитными организациями указанных требований и правовое регулирование связанных с этим вопросов осуществляет Банк России.

В частности, Банком России приняты:

— порядок идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей[147];

— порядок представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу[148];

— рекомендации по разработке правил внутреннего контроля[149];

— требования к подготовке и обучению кадров, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля[150].

Контрольные вопросы

1. В чем заключается основное отличие банковского надзора от иных видов государственного контроля (надзора)?

2. Какие формы банковского надзора вам известны?

3. В чем заключаются принципиальные отличия порядка применения Банком России к кредитным организациям мер воздействия от применения иной административной ответственности?

4. Каковы особенности осуществления антимонопольного контроля в банковской сфере?

5. Какие основные обязанности существуют у кредитных организаций по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: