Задачи педагога

- организация разнообразной коллективно творческой, досуговой деятельности при активном участии в разработке и проведении детей;

- создание условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления;

- показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности через различные формы активной совместной деятельности;

- корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия;

- создание условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями;

- анализ индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности;

- активное оздоровление.

Закрепляющий (закрепляем полученный опыт, например, путем выхода на уровень другого коллектива).

Задачи педагога:

- расширение поля деятельности для каждого из детей, выстраивание индивидуальных планов дальнейшего развития приобретенных знаний, умение, навыков;

- коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;

- оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря,

- создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены.

В соответствия с этими этапами нужно стараться выстраивать программу смены.

Общие задачи периода

включение в активную деятельность по реализации программы смены;

создание условий для самореализации детей и для развития их опыта по самоуправлению.

Многое в основной период определяется программой смены. Но всегда важно помнить:

1. Эффект новизны уже не срабатывает, нужна интенсивная и осмысленная деятельность.

2. В коллективе происходит борьба за власть, раздел территории, значит, неизбежны конфликтные ситуация, нужно обращать их в источник развития, работать на сплоченность, привязанность, близость.

3. Продолжают реализоваться процессы, начавшиеся в оргпериод (лидерство и руководство, нормообразование и выполнение общих норм, принятие групповых решений, самоуправление).

Независимо от смены самый важный результат – благополучие ребенка.

Физическое – отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям.

Социальное – оптимальная функционально-ролевая структура, лидерство уже сложились в систему, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместного общежития и деятельности.

Психоэмоциональное – ребенок чувствует себя комфортно, умеет разрешать конфликтные ситуация, владеет своим настроением.

Умственное — происходит развитие, то есть появляются изменения, новообразования. Всё это требует, в том числе, индивидуальной работы с ребенком.

Что происходит с коллективом? Выйдя из стадий ориентации, складывания групповых норм и формирования отношений (1-2), коллектив движется дальше по ступенькам развития:

3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого.

4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности.

5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.

6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм.

7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникает высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликтов. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему.

Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» па промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта, или регрессирует и «ходит по кругу» двух-трех стадий. В значительной мере это зависит от педагога.

Сигнал переломного момента в основной период – спад активности ребят, спад жизненной активности, низкое качество проводимых дел, разрушение временных личностных связей, личностные конфликты, изменяется к худшему и качество самоуправления. В этот период особенно важно предоставление коллективу и личности самостоятельности, выявление системы отношений друг с другом, вожатого с отрядом, индивидуальный анализ происходящего необходима «эмоциональная передышка», разрядка напряжения. При этом важно помочь ребятам увидеть несоответствие изначальных целевых установок и практического их осуществления, откорректировать дальнейшую деятельность в отряде. В это время усиливается необходимость индивидуальных бесед, индивидуальной работы с ребенком.

Вожатый больше слушает, помогает разобраться, уточняет старые перспективы и их возможности. Окончание переломного момента может быть определено двояко: «откровенный разговор» и «педагогический взрыв».

«Откровенный разговор» - принципиальный разговор о жизни отряда в целом, о каждом или о некоторых ребятах. Во время этого разговора ребятами вырабатываются новые, повышенные требования к своей жизнедеятельности. Вожатый – участвует, но не ведет разговор, внимательно следит за происходящим, вмешивается только по необходимости. Ведущий – командир. Проводить лучше вечером, на общем отрядном сборе, только по желанию самих ребят.

«Педагогический взрыв»: если отряд не готов или неспособен к откровенному разговору, то, выбрав момент, когда ребята в состояния принимать претензии, вожатый высказывает им свое отношение к положению в отряде. Выступление должно быть резким, эмоциональным, искренним, четким; вожатый показывает своим выступлением несовместимость данной обстановки и своей жизненной позиции, определяя ее теми установками, которые были выработаны совместно с ребятами в начале смены. Такой «взрыв» лучше подействует перед отбоем, когда каждый из ребят сможет осмыслить услышанное самостоятельно. При верном тоне вожатого и удачном выборе момента для разговора, через 2-З дня отряд сам соберется для второго разговора, который будет уже общим откровенным разговором и поможет выработать новые нормы и условия жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: