Посадка по-вертолетному

На посадочной прямой после снижения вертолета до высо­ты 100 м плавным отклонением ручки управления на себя на­чать уменьшение поступательной скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 60—50 м она составляла 60—50 км/ч. Следу­ет иметь в виду, что на планировании по достижении скорости 60 км/ч и менее заметно возрастает потребная мощность и вертолет имеет тенденцию к увеличению вертикальной скоро­сти. Поэтому необходимо плавным увеличением общего шага несущего винта поддерживать вертикальную скорость посто­янной (2—3 м/с), а затем по мере гашения поступательной скорости и приближения к земле уменьшать ее. Следует иметь в виду, что при резком перемещении вверх рычага ШАГ-ГАЗ происходит перетяжелении несущего винта, кроме того, увели­чение реактивного крутящего момента несущего винта опере­жает увеличение путевого момента тяги рулевого винта, в ре­зультате чего вертолет может самопроизвольно снизиться, а при боковом ветре войти в опасный режим самопроизвольного вращения.

По мере увеличения общего шага несущего винта одновре­менно с ростом вертикальной составляющей Y общей тяги не­сущего винта возрастает и ее горизонтальная составляю­щая Р. Так как конус вращения к этому моменту отклонен на­зад, сила Р наряду с тормозящим действием создает кабрирующий момент (рис. 17). Чтобы обеспечить равномерность га­шения скорости и сохранить угол тангажа постоянным (не до­пускать опускания хвостовой балки), по мере увеличения об­щего шага ручку управления необходимо отклонять от себя. Кроме того, при увеличении общего шага увеличивается реак­тивный момент несущего винта, вследствие чего вертолет раз­ворачивается влево. Разворот устраняется отклонением правой педали. Усилия, возникающие на ручке управления в продоль­ном и поперечном направлении, снимать короткими и часты­ми нажатиями кнопки ТРИММЕР. Действия ручкой управле­ния, педалями и рычагом ШАГ-ГАЗ во время предпосадочного снижения должны быть координированными. При этом сле­дует учитывать, что отклонение педалей требует значительно больших усилий, чем отклонение ручки управления. При не­координированных действиях в результате скольжения или разворота (или скольжения и разворота одновременно) может произойти боковое смещение вертолета.

В процессе снижения необходимо осмотреть место приземления. На аэродроме и на площадках, имеющих препятствия на подходах, проход выполняется с превышением 5 м над пре­пятствиями.

После зависания вертолета плавным уменьшением общего шага выполнить вертикальное снижение со скоростью к мо­менту приземления не более 0,2 м/с, не допуская боковых перемещений и смещения назад, особенно в момент касания ко­лесами земли. Выполняя снижение над ограниченными пло­щадками, особенно при максимальной массе вертолета, не сле­дует увеличивать вертикальную скорость более 1 м/с.

При выполнении посадок на ограниченные лесные поляны надо учитывать, что если в момент зависания над лесом ветер создает некоторую дополнительную тягу несущему винту, то по мере снижения влияние ветра уменьшается и поэтому тре­буется дополнительное увеличение мощности. Эффект влияния воздушной подушки в лесу, над кустарником, посевами, вод­ной поверхностью и при ветре более 10 м/с не проявляется. Кроме того, над лесными полянами в ветреную погоду воз­душные массы завихряются, создавая воронкообразное нисхо­дящее направление потока воздуха. На таких площадках по мере снижения воздушные массы могут обтекать вертолет сле­ва или справа и увеличивать вертикальную скорость снижения. Для сохранения ее постоянства требуется дополнительная мощность двигателей.

Приземление вертолета выполняется вначале на правое колесо, так как он зависает с правым креном, затем—на ле­вое и после этого—на носовое колесо. Поэтому во избежание раскачки и опрокидывания вертолета на земле общий шаг можно уменьшить только тогда, когда вертолет устойчиво сто­ит на твердом грунте всеми колесами шасси. Если вертолет в это время начинает двигаться вперед, необходимо затормозить колеса, ручку управления задержать в прежнем положении, продолжая уменьшать общий шаг несущего винта.

На стоянке затормозить колеса вертолета, ручку управле­ния вертолетом установить примерно на 1/3 хода на себя, вы­ключить потребители электроэнергии, кроме приборов, конт­ролирующих работу силовой установки. Убрать коррекцию влево, поработать на малом газе не менее 2 мин,после чегокранами останова выключить оба двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: