«Мышление» и «интеллект» — термины близкие по содержанию, но отражающие два разных аспекта. В обыденном русском языке интеллекту соответствует слово «ум», а мышлению — «обдумывание», или «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; «обдумывание» — процесс. Мы говорим «умный человек» и тем самым обозначаем индивидуальные различия интеллекта. Можно также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается — так передается проблематика развития интеллекта. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» — здесь уже сфера психологии мышления.
Из основных областей, входящих в поле исследований проблемы мышления и интеллекта, рассмотрим две: функционирование мыслительных процессов при решении задач и развитие умственных способностей в онто- и частично филогенезе.
Определение понятий в разных сферах науки, в том числе психологической, имеет различное значение. Иногда определе-ие может быть отправной точкой для язвития, а иногда оказывается простой фмальностью. Определение интеллекта шется принципиальным при исследова-и индивидуальных различий. Оно по-аяет получить ответы на вопросы о том, ч конструировать тесты, кого по резуль-гам тестирования можно отнести к лренным, профпригодным, а кого — мственно отсталым. Определение ин-;лекта в плане индивидуальных разли-,i можно считать проблемной, важной с: \'дарственной и политической точек ния. Не случайно Совет Европы в 1994 г.;юей Резолюции № 1248 признал необ-лшым определить юридически понятие:аренность».
|
|
В сфере развития интеллекта и функ-
энирования мышления роль определе-
начительно скромнее — они редко
г» вне учебников, но в то же время
наются благополучно забытыми в
практике исследовательской работы. Мышление обычно определяется как вид познания действительности. Познание в этом контексте может пониматься как создание модели, или представления, некоторых явлений. Кроме мышления существуют и другие виды познания действительности, например восприятие. Чтобы отличить мышление от этих видов, в определение вводятся дополнительные уточнения. К примеру, одно из распространенных определений, которое можно принять, заключается в том, что мышление является обобщенным и опосредованным познанием.
3.7.2. Процессы мышления
Разумные существа способны создавать модели, или образы, или представления, внешнего мира, делать выводы и строить на этой основе свое поведение. Разумное (или интеллектуальное) поведение, таким образом, включает несколько компонентов. Вначале необходимо создать на основе текста или восприятия объектов модель ситуации. Например, мы получаем задачу — доказать, что все медианы треугольника пересекаются в одной точке. Используя наши знания языка и, в частности, математических терминов, мы создаем представление условий и цели. Представление строится на основе взаимодействия поступающей информации с репертуаром знаний и схем, хранящихся в долговременной памяти. В нашей теории мышления мы должны описать, каким образом происходит это построение. В этом пункте психология мышления смыкается с психологией понимания, если изучает решение задач, предъявляемых в текстовой форме. Затем (вновь с привлечением хранящихся в памяти знаний) начинается поиск путей решения через манипулирование с моделью. В некоторых случаях в процессе решения вновь происходит обращение к условиям задачи и их переинтерпретация. Возьмем, например, следующую задачу, которая широко использовалась в экспериментах И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова: «Часы отбивают 6 ударов за 6 с. За какое время они пробьют
|
|
3. ПОЗНАНИЕ И ОБШ • |
12 ударов?». Трудность задачи заключается в том, что естественное представление, создаваемое на основе условий, может быть построено таким образом:
Первый удар – Первая секунда Второй удар – Вторая секунда Третий удар – Третья секунда Четвертый удар-Четвёртая секунда Пятый удар –Пятая секунда Шестой удар-Шестая секунда |
Отсюда логически следует решение через составление пропорции х/12 = 6/6. Оно первым приходит на ум практически всем решающим. Однако либо поправка экспериментатора, либо осознание того, что такое решение выглядит слишком элементарным для ситуации психологического эксперимента, заставляет некоторых испытуемых пересматривать первое представление. Тогда они могут прийти к следующему представлению:
и lap 1 | 2-й УДар | 3-й удар 1 1, | 4-й удар 1 ,, „л | 5-й УДар 1 ,п| | 6- W | и ар | ——— =>. |
01 23456 Время (с)
В этом случае для изменения представления не потребовалось обращаться к текстовой формулировке задачи. Пришлось, однако, реорганизовать представление за счет обращения к нашим физическим знаниям о времени и ударах часов. Способность людей, успешно решающих данную задачу, объясняется возможностью обратиться к нужным знаниям, хранящимся в долговременной памяти. Аналогичную структуру имеет и такая, например, задача: «В шкафу стоит двухтомник, каждый том которого имеет 200 страниц. Сколько страниц должен прогрызть книжный червь., находящийся у первой страницы первого тома, чтобы достичь последней страницы последнего тома?». Задачи такого рода часто причисляют к «творческим».
Трудность других задач сопряжена с осуществлением сложных операций внутри модели (например, задача «Ханойская башня», используемая во многих исследованиях).
Итак, мы видим, что мышление включает в себя несколько различных механизмов, причем существует несколько т задач, решение каждого из которых пг являет требования в большей мере к ному из этих механизмов. В резулг экспериментальные исследования мы: ния распадаются на несколько напра ний и поднаправлений, каждое из к рых использует определенный тип зал решает специфические проблемы. Ис. дование умозаключений (reasoning) «бе-достаточно простые задачи типа api; телевского силлогизма, в которых ус г ное решение предполагает, во-пер; правильную интерпретацию условий сылок), во-вторых, совершение некотс манипуляций внутри модели. Аспект иска в памяти сводится к минимуму. (дующий класс задач (сюда относится, пример, «Ханойская башня», всякого г комбинаторные задачи и т. д.) не связ трудностями понимания словесно фор лируемых условий, но требует достатс сложных операций внутри модели — иска в проблемном пространстве. Эти дачи не создают особых препятствий и хождении важных для решения cboi проблемной ситуации. Данные пробле однако, составляют наиболее важный мент решения другого типа задач (твор1 ких) — головоломок. Подобные зад;. искусственно созданные, много раз пользовались в психологических экспе ментах. Однако результаты проведен? исследований, к сожалению, не дают i можности адекватно объяснить, как образом люди решают «экологически лидные» задачи в семантически бога г областях. Семантически богатой облает1 является, например, математика, физг психология и др. Для решения задач эти типа необходимо не просто уметь справляться с головоломками, быть «умны человеком, важно еще быть компетенти в данной области — экспертом, т. е. об дать развитой структурой знаний и о их получения в соответствующей отрасли Наконец, особый класс составляют задя1 социального плана, где мышление по дает в аффективно заряженную обл;; самооценки и межгрупповых отношен,
|
|
Рассмотрим наши знания о том, как осуществляются умственные операции ня представлениями. Для этого выбираю
,?, Мышление и интеллект
оачи, где творческий компонент, т. е. роблемы с нахождением нужных для ре-кния свойств предметов, стремится к улю. За последние несколько десятиле-
•й описание механизмов решения подоб-ых задач достигло большого прогресса в гепени точности. Существенную роль в гом сыграло появление компьютерного юделирования. Компьютерные модели ызывают отнюдь не однозначную реак-ию среди психологов — их упрекают в прощенчестве и игнорировании различий |ежду человеком и ЭВМ. Действительно, рлественное упрощение реального поло-кния дел происходит, однако этой ценой остигается большая точность модели. Как ледствие эта модель дает возможность
•елать однозначные предсказания и про-ерять их на практике. Тем самым дости-ается высокая верифицируемость теории I психология мышления приближается к реалу точной и поступательно развиваю-|«йся науки. К сожалению, как только мы ререходим к анализу более сложных про-Ьссов, уровень точности заметно снижа-рся. Психология мышления в настоящее ремя вынуждена находиться между полю-кми относительно точных теорий частных роцессов и неточных теорий глобальных роцессов.
|
|
i Психологические исследования мыш-|гния, в которых используется информа-ионное моделирование, приближаются к Бдасти, которая занимается проблемами осусственного интеллекта (ИИ). Однако ии представители ИИ предлагают свои кщели для описания некоторых интеллек-рльных функций, известных из повсед-ввного опыта (например, понимания исстов), то психологи строят их для объ-снения экспериментальных данных. Ложно сказать, что психологи, ставя своих епытуемых в специально сконструиро-анные ситуации, стремятся максимально рить дистанцию между стимулом и ре-юшей так, чтобы находящийся между шми внутренний механизм был макси-вшьно простым для моделирования и в ределе однозначно вычислимым. Пред-1авители ИИ, напротив, не заботятся о вгаимизации разрыва и заняты изобрете-1яем механизма, который бы успешно 1ыполнял сложные функции, но, может
быть, не очень точно соответствовал механизмам мышления людей.
Умозаключение
Для того чтобы ввести современные взгляды на то, как люди строят представления и оперируют ими, возьмем одну из наиболее простых задач — аристотелевский силлогизм. Например,
Некоторые ученые суть родители, Все родители суть водители.
Что можно сказать по поводу процессов, протекающих при решении этого силлогизма? Предположим вслед за английским психологом Ф. Джонсоном-Лэрдом, что испытуемый при помощи знания языка создает умственные модели посылок. Вначале испытуемый представляет некоторое количество ученых, затем они мысленно связываются так, чтобы показать их соответствие родителям:
Ученый = Родитель Ученый = Родитель (Ученый) (Родитель)
Согласно обозначениям, которые мы используем по примеру Джонсона-Лэрда, скобки указывают, что есть ученые, не являющиеся родителями, и наоборот.
Теперь, когда модель первой посылки создана, к ней может быть добавлена информация из второй посылки («все родители являются водителями»):
Ученый - Родитель = Водитель Ученый = Родитель = Водитель (Ученый) (Родитель = Водитель) (Водитель)
На этом этап построения представления (Джонсон-Лэрд предпочитает говорить о модели) закончен, и наступает этап оперирования внутри представления. В данном случае оперирование несложно — \ происходит лишь извлечение вывода. Джонсон-Лэрд установил одну интересную закономерность осуществления вывода: порядок терминов в нем соответствует последовательности, в которой термины вошли в рабочую память. Так, в рассматриваемом силлогизме большинство испытуемых делают вывод: некоторые ученые
суть водители, а очень немногие дают совершенно противоположное заключение: некоторые водители суть ученые.
Рассмотренный силлогизм имеет самую удобную форму — со сближенным средним термином, что может быть представлено следующим образом: А—В, В—С. Можно ли распространить примененную к нему схему на более сложный вариант типа В—А, С—В, например:
Все пчеловоды суть химики, Некоторые художники суть пчеловоды?
Джонсон-Лэрд предполагает следующий путь решения. Вначале субъект конструирует модель первой посылки, но затем не может добавить в нее непосредственно информацию из второй. Тогда он создает отдельную модель второй посылки, повторно интерпретирует первую и дополняет модель содержащейся в ней информацией.
а = в а = в (в) |
в = а в = а (в) |
Силлогизм, имеющий вид А-В, С—В, еще сложнее. Здесь возможны два пути решения. Первый: сначала создается модель на основе посылки А—В, затем посылка С—В подвергается «переворачиванию», и информация из нее добавляется к модели. Переворачивание означает замену модели типа
на модель
Второй: сначала создается модель на основе посылки С-В, затем посылка А-В повторно интерпретируется, «переворачивается» и добавляется к модели.
Все рассуждения выглядят достаточно логично, но можно ли их доказать экспериментально? Джонсон-Лэрд делает это, регистрируя время решения испытуемыми и процент допускаемых ими ошибок. Логично предположить, что повторные интерпретации посылок и особенно «переворачивания» приведут к дополнительным затратам времени на решение и увеличению числа ошибок. Теоретически реконструировав операции, необходимые для решения разных типов силлогизмов, можно предсказать, что решение некоторых из них будет занимать больше времени и вызывать появление значительного про- цента ошибок. Кроме того, теория позволяет предсказать наиболее вероятную форму заключения. Эксперименты, проведенные Джонсоном-Лэрдом, подтверждают достоверные различия, предсказываемые теорией [Johnson-Laird, 1983]. Интересным выводом из исследования Джонсона-Лэрда является то, что представление «некоторые А суть В» в психологическом смысле не тождественно представлению «некоторые В суть А». Разница заключается в том, что является субъектом (т. е. тем, о чем говорится), а что — предикатом (т. е. тем, что говорится).
На основе сходных экспериментальных методов компонентный подход к анализу решения аналогий и так называемых «линейных силлогизмов» был развит в работах американского психолога Р. Стернберга. Линейным силлогизмом называется умозаключение, выводимое из посылок типа «Анна выше, чем Маргарита. Маргарита выше, чем Екатерина. Кто самая высокая?» или «Джон не старше, чем Роберт. Дэвид не моложе, чем Джон. Кто самый молодой?». Приведенные задачи имеют разную трудность. Эксперимент фиксирует различия во времени их решения и проценте ошибок.
Особенность работы Стернберга заключается в наличии выбора между несколькими альтернативными моделями — лингвистической, пространственной и смешанной. В первом случае испытуемый строит пропозициональную модель посылок. Предполагается, что одни когнитивные операции более трудны для осуществления в пространственных представлениях, другие — в лингвистических. Стернберг считает, что испытуемый сам способен выбирать между использованием различных видов репрезентаций и стратегий. Можно ожидать, что в ряде случаев этот выбор будет зависеть от способностей: испытуемые с более развитыми пространственными способностями предпочтут пространственную стратегию, а те, у кого развит вербальный интеллект, выберут лингвистическую. Экспериментальные данные, однако, довольно противоречивы [Стернберг, 1996].
Возможность выбора между репрезентациями и стратегиями составляет важную
3.7. Мышление и интеллект
функцию метакогнитивной сферы мышления. Компонентный подход, основанный на хронометрических исследованиях, позволяет очень тонко оценить когнитивные процессы, задействованные в операциях над представлениями. Основное ог--раничение подхода связано, по-видимому, с тем, что он не дает возможности расшифровать механизмы функционирования компонентов. Не ясно, являются ли компоненты кодирования, сравнения и т. д. некоторыми самостоятельными сущностями, действующими как некие монады?
Задачи трансформации состояний
Задачи предыдущего раздела не содержат особенно сложных операций с представлениями, и, следовательно, их нельзя рассматривать как лучший материал для исследования. Для этого применяются задачи счетного типа, подобные «Ханойской башне». Задача «Ханойская башня» состоит в следующем: перед испытуемым находятся три стержня (А, В и С); на стержень А нанизано несколько дисков (обычно от 3 до 5) в порядке уменьшения размера снизу вверх. Цель — переместить диски со стержня А на стержень С, соблюдая несколько правил: перенести за раз только один диск; разместить диск можно либо на пустом стержне, либо на диске большего диаметра.
Очевидно, что в начальном положении у решающего есть два варианта действия: переложить верхний диск либо на В, либо на С. На следующем ходу имеются три варианта: вернуть маленький диск на старое место, положить его на пустой стержень или занять его верхним диском оставшейся пирамидки. На третьем ходу — опять несколько вариантов и т. д. Таким образом, с формальной точки зрения решение задачи может быть представлено в виде «дерева» («пространства поиска»), в котором возможные состояния соединены между собой посредством операторов. Решающий вначале находится в исходной точке, заданной условиями, и движется в направлении цели. Задача считается решенной, если найден путь, соединяющий исходное состояние и состояние-цель. Подобный тип называется задачами транс-
формации состояний. Примером таких задач могут служить, кроме «Ханойской башни», задача о миссионерах и каннибалах, шахматная деятельность, многие математические задачи. Эти задачи достаточно специфичны и не обладают особой «экологической валидностью», но дают простор для информационного моделирования в процессе решения, поэтому составляют излюбленную тему когнитивной психологии.
Если «дерево ветвится» мало, то такого рода задача может быть решена простым перебором. Однако если «ветвление дерева» столь значительно, как, например, в шахматах, то полный перебор становится физически невозможным. Возникает проблема, на которую указывает А.В. Бруш-линский: решение такого рода задач не является выбором из предданных альтернатив, а предполагает процесс построения этих альтернатив [Брушлинский, 1979].
Здесь мы рассмотрим модели решения относительно простых задач трансформации состояний. Сложные, типа шахматных, должны быть отнесены к собственно творческим, поскольку их решение предполагает поиск нестандартных элементов.
Теории, описывающие решение задач настолько точно, что допускают компьютерное моделирование, строятся по единой схеме. Предполагается, что когнитивная система в процессе решения проходит ряд дискретных состояний, причем каждое последующее состояние определяется предыдущим. Функционирование мышления таким способом представляли себе еще ассоцианисты в XIX в. Ассоцианист-ская теория предполагает, что в каждый момент времени поле нашего сознания, имеющее ограниченный объем, занято совокупностью различных элементов. Эти элементы в результате предшествующего опыта имеют ассоциативные связи с другими элементами, находящимися в памяти человека. Как только один элемент попал в поле сознания, туда же стремятся проникнуть и связанные с ним элементы. Поскольку объем сознания ограничен, между элементами начинается борьба, которая и определяет нашу душевную жизнь.
К сожалению, ассоцианистская теория, характеризующаяся элементаризмом (со-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ |
знание понимается как сумма элементов, а не как их структура) и эмпиризмом (связи элементов образуются за счет совместного присутствия в прошлом опыте), не позволяет смоделировать процессы решения задач. Современные теории строятся на несколько иных принципах. Состояние когнитивной системы в каждый момент времени понимается как определенное представление, или модель ситуации. Эта модель представляет собой структуру элементов (символов), а не их сумму, т. е. состоит из элементов, находящихся в некоторых отношениях друг с другом. Модель описывает не только условия задачи, но и саму когнитивную систему, ход решения, оценку испытуемым ситуации выполнения задания, своих возможностей и т. д. В дополнение к этому современные информационные теории предполагают существование в памяти решающего набора схем, или правил перехода от одного состояния когнитивной системы к другому. Эти схемы, Которые формализуются при программировании в виде так называемых «правил продуцирования» (production rules, productions), состоят из двух частей: первая описывает условие их применения (если эта часть соответствует наличному состоянию когнитивной системы, то правило применяется), вторая — преобразования модели, которые следует произвести.
На базе описанных принципов создан ряд информационных моделей, которые достаточно успешно передают процесс решения человеком простых задач на трансформацию состояний, а также обучение его решать подобные задачи.
Решение творческих задач
До сих пор мы рассматривали решение задач, в которых все необходимые элементы были даны заранее; требовалось эти элементы скомбинировать. Теперь перейдем к «творческим» задачам, основная сложность которых состоит в том, чтобы найти элементы, необходимые для заполнения «пробела» в условиях. Таковыми являются задачи, оцениваемые как творческие в нашей жизни. Например, архитектор, приступая к проектированию дома, имеет
лишь общую схему того, что должно быть построено, и не только комбинирует готовые элементы, но и изобретает новые. Также и шахматист в ходе партии не просто занят перебором и оценкой вариантов, •а порождает идеи ходов, которые потом рассчитывает. А.В. Брушлинский [1979] в своих исследованиях особо отстаивает точку зрения, согласно которой творческое мышление не есть выбор из заданных альтернатив; оно связано с порождением самих этих альтернатив.
Конкретные исследования решения творческих задач не должны закрывать от нас проблему сущности творчества и открытия. Творчество является порождением нового, того, что невыводимо из существующего состояния дел, следовательно, не детерминируется им. Если это так, то возникает вопрос: можем ли мы описать закон порождения этого нового — ведь закон описывает отношения детерминации? В законах данного типа неизбежно и своеобразно соседствует детерминизм и индетерминизм. В этом плане закономерности, описывающие творческий процесс, подобны законам развития, которое предполагает небольшое прибавление сложности по сравнению с исходным состоянием. Тем самым из исходного состояния нельзя вывести конечное. С этой точки зрения теория Ламарка может объяснить только количественный рост (например, длины шеи жирафа), но не качественный, поскольку возникновение интенции к качественному изменению само является непонятным приростом. Представление Дарвина оказалось жизнеспособным. И сегодня оно распространяется даже на этику, логику, гносеологию, создание программ искусственного интеллекта, потому что в общем виде постулирует существование своеобразного отношения между детерминизмом, задаваемым направляющей силой естественного отбора, и случайностью в виде ненаправленных мутаций в развивающихся системах. Точно так же и в психологии творчества Я.А. Пономарев показал, что в случае невозможности логического решения задачи происходит «переход на нижестоящий уровень психической организации», что фактически означает допущение случайности по отно-
3.7. Мышление и интеллект
шению к логической организации [Ушаков, 1988].
С более конкретной психологической позиции решение творческой задачи отличается от рассматривавшихся ранее случаев тем, что, создав представление ситуации, решающий наталкивается на разрыв, который он не может преодолеть с помощью имеющихся средств. У него, однако, складывается относительно полная схема (антиципирующая — по терминологии О. Зельца) содержания, необходимого для заполнения разрыва. Исчерпав все готовые способы решения, субъект переходит к поиску (среди менее очевидных) возможностей. С когнитивной точки зрения этот процесс может быть, вероятно, представлен в виде последовательного и разнообразного сканирования содержаний долговременной памяти с помощью антиципирующей схемы.