Классические исследования лабораторного решения творческих задач провел в 30-е гг. нашего века К. Дункер, применивший метод «Рассуждение вслух». Метод заключался в том, что испытуемому предлагали для решения задачу и просили «думать вслух», не оставляя без внимания любой мысли, какой бы маловажной или неправильной она ни была. Его высказывания заносились в протокол, который и служил материалом для интерпретации. Наиболее подробно К. Дункер [1965] изучил решение следующей задачи: найти прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности разрушают органические ткани, при этом окружающие опухоль здоровые части тела не должны быть разрушены. В табл. 3.1 приведен один из протоколов Дункера (особенно длинный и богатый типичными ходами мысли).
Пожалуй, основным результатом Дункера оказалось то, что при решении творческих задач мышление «движется» как бы с двух сторон. С одной стороны, происходит анализ конфликта задачи и ее цели. Например, в приведенном протоколе вы-
|
|
: ....., г. Таблица 3.1
Протокол метода «Рассуждение вслух»
1. Пустить лучи через пищевод
2. Сделать здоровые ткани нечувствительными к лучам путем введения химических веществ
3. Путем операции вывести желудок наружу
4. Надо уменьшить интенсивность лучей, когда они проходят через здоровые ткани, например (можно так?) полностью включить лучи лишь тогда, когда они достигнут опухоли (Эксп.: Неверное представление, лучи — не шприц)
5. Взять что-либо неорганическое (не пропускающее лучей) и защитить таким образом здоровые стенки желудка (Эксп.: Надо защитить не только стенки желудка)
6. Что-нибудь одно: или лучи должны пройти внутрь, или желудок должен быть снаружи. Может быть, можно изменить местоположение желудка? Но как? Путем давления? Нет
7. Ввести (в полость живота) трубочку? (Эксп.: Что, вообще говоря, делают, когда надо вызвать каким-либо агентом на определенном месте такое действие, которого надо избежать на пути, ведущем к этому месту?)
8. Нейтрализовать действие на этом пути. Я все время стараюсь это сделать
9. Вывести желудок наружу (см. 6). (Эксп.: повторяет задачу, подчеркивается «при недостаточной интенсивности»)
10. Интенсивность должна быть такова, чтобы ее можно было изменять (см. 4)
11. Закалить здоровые части предварительным слабым облучением. (Эксп.: Как сделать, чтобы лучи разрушали только область опухоли?)
12. Я вижу только две возможности: или защитить здоровые ткани, или сделать лучи безвредными. (Эксп.: Как можно было бы уменьшить интенсивность лучей на пути до желудка?) (см. 4)
|
|
13. Как-нибудь отклонить их диффузное излучение — рассеять... стойте... Широкий и слабый пучок света пропустить через линзу таким образом, чтобы опухоль оказалась в фокусе и, следовательно, под сильным действием лучей
(Общая продолжительность около 30 минут)
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
являются «функциональные решения» — понизить чувствительность здоровых тканей или снизить интенсивность лучей при прохождении через эти ткани. Выявление функциональных решений позволяет сузить и уточнить зону поиска. При использовании применявшейся выше терминологии происходит развитие антиципирующей схемы, что позволяет изменить область сканируемых содержаний долговременной памяти. С другой стороны, идет движение от материала, сами характеристики которого могут по ассоциации способствовать нахождению нужного содержания.