Рассуждение вслух

Классические исследования лаборатор­ного решения творческих задач провел в 30-е гг. нашего века К. Дункер, применив­ший метод «Рассуждение вслух». Метод заключался в том, что испытуемому пред­лагали для решения задачу и просили «ду­мать вслух», не оставляя без внимания любой мысли, какой бы маловажной или неправильной она ни была. Его высказы­вания заносились в протокол, который и служил материалом для интерпретации. Наиболее подробно К. Дункер [1965] изу­чил решение следующей задачи: найти прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности разру­шают органические ткани, при этом ок­ружающие опухоль здоровые части тела не должны быть разрушены. В табл. 3.1 при­веден один из протоколов Дункера (осо­бенно длинный и богатый типичными ходами мысли).

Пожалуй, основным результатом Дун­кера оказалось то, что при решении твор­ческих задач мышление «движется» как бы с двух сторон. С одной стороны, происхо­дит анализ конфликта задачи и ее цели. Например, в приведенном протоколе вы-


: ....., г. Таблица 3.1
Протокол метода «Рассуждение вслух»

1. Пустить лучи через пищевод

2. Сделать здоровые ткани нечувствитель­ными к лучам путем введения химичес­ких веществ

3. Путем операции вывести желудок наружу

4. Надо уменьшить интенсивность лучей, когда они проходят через здоровые ткани, например (можно так?) полностью вклю­чить лучи лишь тогда, когда они достиг­нут опухоли (Эксп.: Неверное представ­ление, лучи — не шприц)

5. Взять что-либо неорганическое (не про­пускающее лучей) и защитить таким образом здоровые стенки желудка (Эксп.: Надо защитить не только стенки желудка)

6. Что-нибудь одно: или лучи должны пройти внутрь, или желудок должен быть снаружи. Может быть, можно изменить местопо­ложение желудка? Но как? Путем давле­ния? Нет

7. Ввести (в полость живота) трубочку? (Эксп.: Что, вообще говоря, делают, когда надо вызвать каким-либо агентом на определенном месте такое действие, которого надо избежать на пути, веду­щем к этому месту?)

8. Нейтрализовать действие на этом пути. Я все время стараюсь это сделать

9. Вывести желудок наружу (см. 6). (Эксп.: повторяет задачу, подчеркивается «при недостаточной интенсивности»)

10. Интенсивность должна быть такова, чтобы ее можно было изменять (см. 4)

11. Закалить здоровые части предваритель­ным слабым облучением. (Эксп.: Как сде­лать, чтобы лучи разрушали только об­ласть опухоли?)

12. Я вижу только две возможности: или за­щитить здоровые ткани, или сделать лучи безвредными. (Эксп.: Как можно было бы уменьшить интенсивность лучей на пути до желудка?) (см. 4)

13. Как-нибудь отклонить их диффузное из­лучение — рассеять... стойте... Широкий и слабый пучок света пропустить через линзу таким образом, чтобы опухоль ока­залась в фокусе и, следовательно, под сильным действием лучей

(Общая продолжительность около 30 минут)


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ



являются «функциональные решения» — понизить чувствительность здоровых тка­ней или снизить интенсивность лучей при прохождении через эти ткани. Выявление функциональных решений позволяет су­зить и уточнить зону поиска. При исполь­зовании применявшейся выше терминоло­гии происходит развитие антиципирующей схемы, что позволяет изменить область сканируемых содержаний долговременной памяти. С другой стороны, идет движение от материала, сами характеристики кото­рого могут по ассоциации способствовать нахождению нужного содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: