проявлением функционирования которых выступают эмоции. Эта энергетическая заряженность, отличающая человека от компьютера, может, вероятно, быть связана с еще одной особенностью человеческого мышления: оно не просто решает поставленные задачи, а ищет и ставит их, находясь в постоянном прогрессе. Эта сторона человеческого мышления слабо изучена: действительно, ее трудно исследовать в лабораторных условиях, поскольку постановка задач происходит в масштабе реальных событий жизни. Другой, по-видимому, существенной стороной человеческого мышления является то, что оно протекает в своего рода внутренней среде, контексте, определяемом эмоциями, самооценкой и т. д. Следующий эксперимент был осуществлен под руководством Р. Па-жеса. Задача испытуемых-детей: дорисовать стандартный рисунок. Испытуемым говорили, что рисунок был начат человеком, которого они видели по дороге в комнату экспериментатора. Разница между двумя экспериментальными группами заключалась в поведении этого человека. В одном случае он всем своим видом выражал скуку и отсутствие интереса к своему делу, в другом — заинтересованность и энтузиазм. Главный результат состоял в том, что степень креативности завершения рисунка оказалась значительно выше в группе, где испытуемые считали, что рисунок начат заинтересованным человеком [Pages, Derghal, 1984].
|
|
3.7.3. Развитие интеллекта
Досимволический интеллект
Конечно, то, насколько рано на оси фило- и онтогенетического развития мы поместим точку возникновения интеллекта, является достаточно произвольным и зависит от принятых нами определений. Тем не менее и наше обыденное словоупотребление, и большинство научных классификаций предполагают наличие интеллектуального, или умного, поведения у животных и человеческого ребенка, еще не овладевшего речью. Интеллект в этом смысле («ручной», «сенсомоторный» и т. д.)
связывается с определенной структурной организацией поведения, пониманием ситуации. Он должен быть отличен от параллельно развивающихся способностей к восприятию (формы, цвета, движения и т. д.), ассоциативному запоминанию (типа возникающего у крысы в лабиринте) или координации движений.
В данном параграфе будет кратко рассмотрена лишь одна система понятий, используемая для описания сенсомотор-ного интеллекта. Эта система понятий предложена Ж. Пиаже; центральным в ней является понятие схемы. Схема вводится как противоположность рефлексу, жестко установленной связи между стимулом и реакцией (ударили под коленом — нога вздрогнула). Схема представляет собой инвариант организации семейства родственных действий. Например, действие хватания, направляемое схемой, не является жестко заданным и зависит от того, на какой объект направлено: при схватывании погремушки движения пальцев ребенка не такие, как при хватании, скажем, одеяла. В терминах Пиаже схема действия ассимилирует различные предметы. Ассимиляция новых, неизвестных объектов предполагает изменение схемы, согласно терминологии Пиаже, ее аккомодацию. Эти не слишком сложные понятия оказываются чрезвычайно полезными при описании пути развития, который проходит сенсомоторный интеллект.
|
|
Исходно описание сенсомоторного интеллекта было разработано Пиаже на материале развития детей в младенческом возрасте (двух его дочерей и сына). Однако этот способ описания применим и к интеллекту животных. В частности, А. Ре провел таким образом исследования развития цыплят. На основе полученных результатов Ре сделал вывод, что цыплята проходят примерно те же этапы развития, что и человеческие младенцы, причем на первых порах более быстро, однако это развитие останавливается намного раньше.
Согласно Пиаже, в развитии сенсомоторного интеллекта можно выделить 6 основных этапов. Первый этап, занимающий примерно первый месяц жизни ребенка, характеризуется преобладанием врожденных жестко заданных рефлексов.