Познание и общение. И соблюдение объективности анализа



и соблюдение объективности анализа. С этой точки зрения есть основания счи­тать, что павловский подход подготовил почву для появления когнитивного на­правления в психологии нашего времени, который как раз и направлен на точное описание скрытых механизмов познания.

Идея второй сигнальной системы по­влияла и на конкретные исследовательские разработки. Они оказались ценными, по­скольку показали возможность исследова­ния внутренних механизмов речи и вос­произведения в эксперименте некоторых сторон их организации. Наиболее ранними в этой области были эксперименты Н.И. Красногорского и А.Я. Федорова (1935), в которых выявлялись межсловес­ные временные связи — те, которые в пси­хологии называются ассоциативными. Опыт состоял в том, что детям для заучи­вания давался ряд слов, обозначающих птиц («воробей», «грач» и др.), и между этими словами устанавливались ассоциа­ции. Затем лишь на одно из слов («воро­бей») путем подкрепления его безусловным раздражителем вырабатывался условный рефлекс. После закрепления условно-рефлекторной реакции каждое слово из ассоциативного ряда стало вызывать ту же реакцию, что и слово «воробей». Далее вво­дилась проба на обобщающее слово «птица». Оно без специальной выработки, «с места», вызвало условно-рефлекторную реакцию. Данный факт с очевидностью свидетель­ствовал о возможности устанавливать в опыте межсловесные временные связи, а также выявлять те, которые сложились в прежнем опыте детей.

Позднее ряд авторов в нашей стране и за рубежом в разных формах воспроизве­ли аналогичную экспериментальную ситу­ацию (Г. Разран, Б. Рис, Л.А. Шварц, О.С. Виноградова, Т.Н. Ушакова и др.). Было накоплено много свидетельств тому, что слова языка хранятся в нервной сис­теме человека в виде связанных структур, получивших названия «вербальные сети», «семантические поля». Позднее эти дан­ные оказались ценными при разработке проблемы организации вербальной па­мяти человека. Выяснилось, что все слова человеческого лексикона включены в


структуру вербальной сети (рис. 3.28). Этой структуре принадлежит важная роль в об­щем речеязыковом механизме.

Речь как поведение — бихевиористский подход

В общей форме позицию классического бихевиоризма отражает известное выска­зывание Дж. Уотсона: «...мыслительные процессы являются просто моторными навыками гортани» (1913). Речь есть не что иное, как рефлекторная деятельность артикуляторного аппарата. Развернутый вариант бихевиористской концепции речи представлен в книге Б.Ф. Скиннера «Вер­бальное поведение» (1957). Скиннер отож­дествлял вербальное поведение с любым другим и трактовал его по обычной схеме оперантного обусловливания: поведение осуществляется организмом в соответст­вии с частотой подкрепления. В итоге была сформирована едва ли не самая простая из существующих концепция речи. Налич­ное речевое поведение человека — резуль­тат индивидуального опыта подкрепления или неподкрепления словесных реакций. Все члены языковой общности, пишет Скиннер, приучаются употреблять опре­деленную речевую форму всякий раз, когда ситуация представляет некоторые относи­тельно постоянные характеристики. Ситу­ация автоматически вызывает употребле­ние определенного слова. Эта словесная реакция служит стимулом для следующей реакции. В результате возникает цепь ре­флекторных актов, которая и есть «вер­бальное поведение».

Бихевиористский подход к речи отно­сится лишь к ограниченному кругу жиз­ненных ситуаций, в которых люди дают полуавтоматические или вовсе автомати­ческие словесные реакции на те или иные впечатления. За границами этих представ­лений оказывается огромный круг речевых проявлений, где обнаруживается способ­ность человека с помощью речи выразить свою мысль, обнаружить личностные черты, осуществить речевое творчество. Речь — это нечто значительно более слож­ное, продуктивное, целенаправленное, что невозможно свести к накоплению вербаль­ных реакций.


3.8. Речь, язык, коммуникация




лук С ь- — —


Рис. 3.28. фрагмент вербальной сети


Знаковая система языка — структурализм

Сильнейшее влияние на развитие наук о речи и языке оказал структурный (или семиотический) подход, разработанный швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857-1913). Стремление к строгому (при­ближающемуся к математическому) фор­мальному анализу потребовало выделения в реально наблюдаемом многообразии вербальных форм — так называемой «речевой деятельности» (langage) — двух разнокачественных явлений языка (langue) и речи (parole). Язык — это общее, надин-дивидуальное, устойчивое начало речевой деятельности. Речь представляет собой использование языка, она ускользающе непостоянна для изучения. Поэтому линг­вистика должна сосредоточиться на иссле­довании языка, а речь относится к области психологии. Оппозиция «язык — речь» и связанное с ней дисциплинарное разгра­ничение определили мировоззрение не одного поколения ученых, как лингвистов, так и психологов. Не меньшее значение имели и развитые Соссюром представле­ния о языке и способах его изучения.

Соссюр положил в основу исследова­ния языка понятие знака, которое стало в


Означающее (акустический образ)

дальнейшем общенаучным. Знак (напри­мер, слово) — это двуединство означаю­щего и означаемого (рис. 3.29) (см. [Сос­сюр, 1977]).

Рис. 3.29. Схема

языкового знака по

Ф. де Соссюру

Означающее, т. е. внешняя, чувственно воспринимаемая сторона знака, и означае­мое, т. е. определенное мыслительное содержание, неразрывно связаны и пред­полагают друг друга. Взаимосвязь означае­мого и означающего создает значение знака. Ищет ли человек значение незна­комого слова «sign» или, наоборот, подби­рает слово, чтобы выразить по-английски понятие «знак», он соотносит означающее и означаемое, план выражения и план со­держания.


•272

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ



Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Язык — это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои «дифференциаль­ные признаки», отличающие его от любого другого элемента системы. Одна грамма­тическая форма отлична от другой (побе­жал, побегу, побежит), одно слово — от любого другого, даже близкого по звуча­нию (кот, рот, бот). Каково означающее, определяется сквозной системой фонети­ческих различий — фонетическими диф­ференциальными признаками, создаю­щими уникальность звучания. Означаемое занимает определенное место в общей понятийной сетке, отличаясь от других по­нятий набором семантических дифферен­циальных признаков. В результате форми­руется целостная знаковая система языка, изучением и описанием которой должна заниматься лингвистика.

В 20—50-е гг. XX в. структурное направ­ление заняло доминирующие позиции в лингвистике. Язык стал рассматриваться как иерархическая система знаков, каж­дый из уровней которой (фонетический, морфологический, лексический) образо­ван конечным числом единиц — фонем, морфем, слов. Языковые знаки описаны и классифицированы; охарактеризованы «дифференциальные признаки», определя­ющие отношения между знаками внутри каждого уровня, и закономерности упот­ребления единиц нижестоящего уровня на следующем уровне системы. Все это об­ширное и разветвленное знание стало со­ставной частью современной концепции языка. Структурный подход, как и замыш­лял Соссюр, был в дальнейшем применен не только к языку, но и к изучению других знаковых систем, в частности невербаль­ных кодов. Возникла семиотика — наука о знаковых системах разного рода, исполь­зуемых в человеческом обществе. Струк­турные методы исследования применяются в психологии, социологии, литературове­дении (Ж. Лакан, К. Леви-Строс, Р. Барт). Что же касается лингвистики, то с конца 50-х гг. начинает формироваться представ­ление об ограничении формального под­хода к языку уровнем лексической орга­низации. Предложение уже не является


языковым знаком: число предложений бесконечно, не существует набора диффе­ренциальных признаков, исчерпывающего их многообразие. Предложение выражает актуальный смысл — мысли, чувства, на­мерения говорящего, и подход, абстраги­рующий язык от говорящего человека, в этой области не действует. Для ее изуче­ния потребовался иной аппарат понятий, другие методы, которые и начали разра­батываться в последующие годы.

Речь как внутренняя переработка вербального материала

Редукционистской позиции в отноше­нии речеязыковых явлений противостоят исследования, обращенные к сложным процессам переработки вербального мате­риала, скрытым от непосредственного на­блюдения и происходящим во внутренних механизмах речи. Обращение к этим про­цессам привело к образованию в психоло­гии особого направления. Ранней его фор­мой была разработка темы внутренней речи, широко представленной в психоло­гической литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: