Ч. Осгуд интересовался главным образом тем, как значения выучиваются и как они связаны с поведением. Он следовал классической теории научения и полагал, что базовая ассоциативная связь между стимулом и реакцией ответственна и за формирование значений. Согласно разработанной модели, при ассоциировании нейтрального словесного стимула с натуральным раздражителем происходит следующий процесс (рис. 3.30): • • s ———————* r ':
S' |
m |
R'
S — натуральный стимул;
R — внешняя поведенческая реакция на стимул S;
rm — внутренняя репрезентация реакции R;
S' — вербальный стимул;
Sm — внутренний стимул;
R' — внешняя поведенческая реакция на слово (S')
Рис. 3.30. Образование значения слова по Осгуду
Ответ на натуральный стимул представлен в его «внутренней репрезентации» (rm). При сочетании словесного стимула (S1) с натуральным (S) слово начинает ассоциироваться с этой внутренней реакцией: в ответ на слово возникает реакция, сходная с поведенческой, но более слабая и не проявляющаяся в поведении. Эта так называемая «частичная опосредствующая репрезентативная реакция», проявляющаяся как предрасположенность к определенному поведению, и есть значение. Внутренняя репрезентативная реакция (т. е. значение) в свою очередь может стать стимулом (Sm) для другой, связанной с первой внешней реакцией (R1), — реакции на знак S'1. Модель описывает формирование «коннотативных значений», т. е. ассоциированных со словом эмоционально-оценочных реакций, имеющих индивидуальный характер. Это как бы «значение значения» для субъекта, аффективная компонента значения, связанная с эмоциональным опытом человека.
|
|
Для характеристики коннотативных значений Осгудом была разработана техника семантического дифференциала: коннотации описываются на основе анализа ассоциаций, вызванных соответствующим словом или выражением. Испытуемым предлагается оценить слово по множеству (до 50) полярных шкал, полюса которых заданы самыми разными антони-мичными прилагательными (высокий/низкий, быстрый/медленный, бодрый/вялый). Простейшая семибалльная шкала выглядит так:
хороший —: —: —: —: —: —: — плохой
Ставя на шкале отметку, человек обозначает, как ассоциируется исследуемое слово с данной парой прилагательных, в какой мере оно «хорошее» или «плохое». Оценки по отдельным шкалам сопоставляют с помощью факторного анализа, что позволяет сгруппировать шкалы и дать им обобщающую интерпретацию. Главным
"Так, пусть паук (S) вызывает у человека комплексную реакцию страха (R). Когда слово «паук» ассоциируется с этим насекомым, внутренняя репрезентация этой реакции (гт) становится ассоциированной со словом. Это внутреннее значение определяет индивидуальный ответ на слово даже при отсутствии самого объекта.