Значение по Осгуду

Ч. Осгуд интересовался главным обра­зом тем, как значения выучиваются и как они связаны с поведением. Он следовал классической теории научения и полагал, что базовая ассоциативная связь между стимулом и реакцией ответственна и за формирование значений. Согласно разра­ботанной модели, при ассоциировании нейтрального словесного стимула с нату­ральным раздражителем происходит сле­дующий процесс (рис. 3.30): • • s ———————* r ':

S'
m

R'

S — натуральный стимул;

R — внешняя поведенческая реакция на стимул S;

rm — внутренняя репрезентация реакции R;

S' — вербальный стимул;

Sm — внутренний стимул;

R' — внешняя поведенческая реакция на слово (S')

Рис. 3.30. Образование значения слова по Осгуду


Ответ на натуральный стимул представ­лен в его «внутренней репрезентации» (rm). При сочетании словесного стимула (S1) с натуральным (S) слово начинает ассоци­ироваться с этой внутренней реакцией: в ответ на слово возникает реакция, сход­ная с поведенческой, но более слабая и не проявляющаяся в поведении. Эта так на­зываемая «частичная опосредствующая репрезентативная реакция», проявляю­щаяся как предрасположенность к опре­деленному поведению, и есть значение. Внутренняя репрезентативная реакция (т. е. значение) в свою очередь может стать стимулом (Sm) для другой, связанной с первой внешней реакцией (R1), — реакции на знак S'1. Модель описывает формиро­вание «коннотативных значений», т. е. ассоциированных со словом эмоционально-оценочных реакций, имеющих индивиду­альный характер. Это как бы «значение значения» для субъекта, аффективная ком­понента значения, связанная с эмоцио­нальным опытом человека.

Для характеристики коннотативных значений Осгудом была разработана тех­ника семантического дифференциала: коннотации описываются на основе ана­лиза ассоциаций, вызванных соответст­вующим словом или выражением. Испы­туемым предлагается оценить слово по множеству (до 50) полярных шкал, полюса которых заданы самыми разными антони-мичными прилагательными (высокий/низ­кий, быстрый/медленный, бодрый/вялый). Простейшая семибалльная шкала выгля­дит так:

хороший —: —: —: —: —: —: — плохой

Ставя на шкале отметку, человек обо­значает, как ассоциируется исследуемое слово с данной парой прилагательных, в какой мере оно «хорошее» или «плохое». Оценки по отдельным шкалам сопостав­ляют с помощью факторного анализа, что позволяет сгруппировать шкалы и дать им обобщающую интерпретацию. Главным

"Так, пусть паук (S) вызывает у человека комплекс­ную реакцию страха (R). Когда слово «паук» ассоци­ируется с этим насекомым, внутренняя репрезента­ция этой реакции (гт) становится ассоциированной со словом. Это внутреннее значение определяет ин­дивидуальный ответ на слово даже при отсутствии самого объекта.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: