Данный раздел представляет научную область, исследующую психологическую способность человека говорить, использовать речь и язык, осуществлять общение. За время своего существования эта область называлась по-разному: «психология речи», «психология языка», «психолингвистика», в последнее десятилетие активно используется понятие «теории коммуникации». Такая терминологическая неустойчивость не случайна — она отражает смену научных представлений о существе исследуемого явления и в большой мере связана со сближением или, напротив, противопоставлением основных понятий — языка и речи. При целостном рассмотрении речевой способности человека, которое в той или иной мере сохранялось вплоть до XX в., ученые тесно связывали речь и язык, и тогда мы находим употребление понятий «психология речи» и «психология языка» синонимичным (см., например, сочинения В. Гумбольдта, В. Вундта).
Авторитетнейший лингвист начала XX столетия Ф. де Соссюр противопоставил понятия «речь» и «язык». Он считал речь явлением психологическим — преходящим, неустойчивым, а в языке подчеркивал его системную организацию, квалифицируя как явление социальное и подлежащее изучению со стороны лингвистики (см. [Соссюр, 1977]). Эта точка зрения заметно повлияла на позиции многих профессиональных психологов, так же как и на характер самих проводимых психологических исследований. Психология речи была строго отделена от языка, последний передан в ведение лингвистики.
|
|
Однако установленные рамки оказались безусловно тесными для сколько-нибудь полного и непредвзятого исследования речевой способности человека. В самом деле, речь и язык теснейшим образом связаны в своем функционировании — люди говорят только на основе языка. Язык, хотя и усваивается от окружающих говорящих людей, т. е. как бы социальным путем, после усвоения принадлежит каждому говорящему субъекту и тем самым становится частью его функционирующей психики. Исследование речи в отрыве от языка оказывается неоправданным.
В 50-е гг. нашего века преграды между исследованиями языка и речи были преодолены. Возникла психолингвистика — отрасль науки, направленная на сближение и соединение лингвистических и психологических данных. Тезис «речь — объект психологии, язык — лингвистики» потерял свою силу; в терминологическом же плане все исследования, которые прежде относились к кругу психологии речи или психологии языка, квалифицируются теперь как психолингвистические.
Новый круг идей, выявляющих коммуникативный контекст, в котором протекает речь человека, оказал ощутимое влияние на используемую терминологию. Действительно, одна из важных сторон функционирования речи состоит в том, что она служит жизни людей и используется для общения, коммуникации, взаимовлияния, организации социальных контактов. Осознание этого факта привело к выработке «коммуникативного подхода» — представления о том, что язык и речь не самодостаточны, а обслуживают взаимодействие людей. В этой связи активно развиваются исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах, изменяются взгляды на механизмы речи. В терминологическом плане закрепляется понятие «коммуникация».
|
|
В настоящее время отмечается «мягкое» и свободное использование всех перечисленных выше терминов. В материалах, публикуемых в рубриках «Психолингвистика», «Психология языка», «Психология речи», «Коммуникация», обсуждаются практически идентичные проблемы.
26? |
3.8. Речь, язык, коммуникация
3.8.2. Развитие идей