Предметная область

Данный раздел представляет научную область, исследующую психологическую способность человека говорить, использо­вать речь и язык, осуществлять общение. За время своего существования эта область называлась по-разному: «психология речи», «психология языка», «психолингвистика», в последнее десятилетие активно исполь­зуется понятие «теории коммуникации». Такая терминологическая неустойчивость не случайна — она отражает смену науч­ных представлений о существе исследуе­мого явления и в большой мере связана со сближением или, напротив, противо­поставлением основных понятий — языка и речи. При целостном рассмотрении речевой способности человека, которое в той или иной мере сохранялось вплоть до XX в., ученые тесно связывали речь и язык, и тогда мы находим употребление поня­тий «психология речи» и «психология языка» синонимичным (см., например, сочинения В. Гумбольдта, В. Вундта).

Авторитетнейший лингвист начала XX столетия Ф. де Соссюр противопоставил понятия «речь» и «язык». Он считал речь явлением психологическим — преходящим, неустойчивым, а в языке подчеркивал его системную организацию, квалифицируя как явление социальное и подлежащее изучению со стороны лингвистики (см. [Соссюр, 1977]). Эта точка зрения заметно повлияла на позиции многих професси­ональных психологов, так же как и на характер самих проводимых психологичес­ких исследований. Психология речи была строго отделена от языка, последний пе­редан в ведение лингвистики.


Однако установленные рамки оказа­лись безусловно тесными для сколько-нибудь полного и непредвзятого исследо­вания речевой способности человека. В самом деле, речь и язык теснейшим образом связаны в своем функциониро­вании — люди говорят только на основе языка. Язык, хотя и усваивается от окру­жающих говорящих людей, т. е. как бы социальным путем, после усвоения при­надлежит каждому говорящему субъекту и тем самым становится частью его функ­ционирующей психики. Исследование речи в отрыве от языка оказывается нео­правданным.

В 50-е гг. нашего века преграды между исследованиями языка и речи были пре­одолены. Возникла психолингвистика — отрасль науки, направленная на сближение и соединение лингвистических и психоло­гических данных. Тезис «речь — объект психологии, язык — лингвистики» поте­рял свою силу; в терминологическом же плане все исследования, которые прежде относились к кругу психологии речи или психологии языка, квалифицируются теперь как психолингвистические.

Новый круг идей, выявляющих комму­никативный контекст, в котором протекает речь человека, оказал ощутимое влияние на используемую терминологию. Действи­тельно, одна из важных сторон функцио­нирования речи состоит в том, что она служит жизни людей и используется для общения, коммуникации, взаимовлияния, организации социальных контактов. Осо­знание этого факта привело к выработке «коммуникативного подхода» — представ­ления о том, что язык и речь не самодо­статочны, а обслуживают взаимодействие людей. В этой связи активно развиваются исследования диалога, прагматики, осо­бенностей речи в различных социальных контекстах, изменяются взгляды на меха­низмы речи. В терминологическом плане закрепляется понятие «коммуникация».

В настоящее время отмечается «мягкое» и свободное использование всех перечис­ленных выше терминов. В материалах, публикуемых в рубриках «Психолингвис­тика», «Психология языка», «Психология речи», «Коммуникация», обсуждаются практически идентичные проблемы.


26?

3.8. Речь, язык, коммуникация



3.8.2. Развитие идей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: