Генеративная грамматика

Интерес к проблемам порождения грамматически оформленных предло­жений, захвативший психолингвистику в 60-е гг., пробудила вышедшая в 1957 г. работа лингвиста Н. Хомского «Синтакси­ческие структуры». Хомский поставил пе­ред собой задачу смоделировать процесс построения неограниченного числа пред­ложений, т. е. разработать такую грамма­тическую модель, которая соответствует реальной продуктивности вербального по­ведения. Решая эту задачу, он выдвинул представление о «поверхностной» и «глу­бинной» структуре предложения. Поверх­ностная структура — это та форма пред­ложения, в которой мы его видим и слы­шим. Внешне используемые человеком предложения весьма разнообразны, од­нако, отличаясь по грамматической форме, они нередко тождественны по смыслу1. В основе различных поверхностных реа­лизаций лежит общая грамматическая

Чак, два предложения «Полиция разогнала де­монстрацию» и «Демонстрация разогнана полицией» имеют разную поверхностную структуру и одинако­вый смысл.


модель, получившая название глубинной структуры предложения. Генеративная грамматика содержит набор правил, по­зволяющих описать глубинную структуру предложения и создать на этой основе множество синтаксически правильных парафраз предложения — его поверхност­ных реализаций. Построение предложения осуществляется в два этапа. Сначала с помощью правил анализа по составляю­щим генерируется «ядерное», т. е. простое, активное утвердительное предложение. Отрицательные, вопросительные, пассив­ные и другие варианты поверхностной структуры получаются на втором этапе, предполагающем использование правил трансформации2.

Генеративная грамматика возникла как лингвистическая теория, и первоначально возможность перенесения ее в психолинг­вистику отрицалась. В дальнейшем, од­нако, трудно было удержаться от следую­щего предположения. Если можно описать правила, обеспечивающие генерацию предложений, то соответствующие знания должны быть каким-то образом представ­лены в сознании говорящего. Отсюда ут­верждение, что грамматические правила образуют «языковую способность» чело­века — потенциальное знание языка, ко­торое формируется при его усвоении или является врожденным.




double arrow
Сейчас читают про: