Интерес к проблемам порождения грамматически оформленных предложений, захвативший психолингвистику в 60-е гг., пробудила вышедшая в 1957 г. работа лингвиста Н. Хомского «Синтаксические структуры». Хомский поставил перед собой задачу смоделировать процесс построения неограниченного числа предложений, т. е. разработать такую грамматическую модель, которая соответствует реальной продуктивности вербального поведения. Решая эту задачу, он выдвинул представление о «поверхностной» и «глубинной» структуре предложения. Поверхностная структура — это та форма предложения, в которой мы его видим и слышим. Внешне используемые человеком предложения весьма разнообразны, однако, отличаясь по грамматической форме, они нередко тождественны по смыслу1. В основе различных поверхностных реализаций лежит общая грамматическая
Чак, два предложения «Полиция разогнала демонстрацию» и «Демонстрация разогнана полицией» имеют разную поверхностную структуру и одинаковый смысл.
модель, получившая название глубинной структуры предложения. Генеративная грамматика содержит набор правил, позволяющих описать глубинную структуру предложения и создать на этой основе множество синтаксически правильных парафраз предложения — его поверхностных реализаций. Построение предложения осуществляется в два этапа. Сначала с помощью правил анализа по составляющим генерируется «ядерное», т. е. простое, активное утвердительное предложение. Отрицательные, вопросительные, пассивные и другие варианты поверхностной структуры получаются на втором этапе, предполагающем использование правил трансформации2.
Генеративная грамматика возникла как лингвистическая теория, и первоначально возможность перенесения ее в психолингвистику отрицалась. В дальнейшем, однако, трудно было удержаться от следующего предположения. Если можно описать правила, обеспечивающие генерацию предложений, то соответствующие знания должны быть каким-то образом представлены в сознании говорящего. Отсюда утверждение, что грамматические правила образуют «языковую способность» человека — потенциальное знание языка, которое формируется при его усвоении или является врожденным.






