Психология личности и психология развития. Ном этапе возможности ребенка все еше ограниченны



ном этапе возможности ребенка все еше ограниченны. Он не может координировать изолированные конкретно-операциональ­ные системы для решения задач в гипоте­тической или более абстрагированной ситуации. Например, задача, в которой необходимо установить равновесие на коро­мысле, требует учета как грузов, имеющихся на обоих его плечах, так и расстояния от точки равновесия до места расположения грузов (длины плеча). Ребенок на стадии конкретных операций решает эту задачу, используя только один параметр. Он до­стигает равновесия или меняя число грузов с каждой стороны, или изменяя расстояние между грузами. Он не может скоординировать две системы.

На данной стадии развития мышления
появляется способность к дедуктивным
умозаключениям, но с ограничениями ста­
дии конкретных операций. Так, дети уже
способны решить силлогизм, но при ус­
ловии, что его посылки предъявлены ви­
зуально: V'. V I''1: ••'•;'''•• '

Джон выше Сандры, ^'>'<-'' --1'1; Сандра выше Мэри.ч;У - : ' ""•''• Следовательно, Джон выше Мэри.

Стадия формальных операций (начиная с 11—12 лет)

Переход от стадии конкретных опера­ций к формальным знаменуется иерархи­ческой координацией двух логических форм обратимости мышления. Это — тождественность/отрицание (identity (/)/ negation (N) и рецнпрокность/корреляцня, или отрицание реципрокности (reciprocal (R)/'correlative (С), которые раздельно по­являются на стадии конкретных операций. Эти операции иерархически интегриру­ются в обшую внутренне связанную логи­ческую структуру, получившую название группа INRC.

Главным результатом данной стадии является интеграция систем мышления, что позволяет решать задачу, отвлекаясь от непосредственно воспринимаемой реаль­ности, при меньшей зависимости от кон­текста, опираясь на более системные и формальные основания.

Развивается гипотетическое и абстракт­ное мышление, позволяющее выходить в гипотетические пространства, созидать


несуществующие миры, находить сущест­венные закономерности. В поведении под­ростка упражнение в гипотетическом мышлении выражается в тенденции абст­рактных и глобальных рассуждений, ос­воении абстрактных мировоззренческих понятий.

Согласно теории Пиаже, формально-операциональное мышление знаменует завершение интеллектуального роста. Од­нако не каждый человек достигает стадии формальных операций. Это характерно для высокоразвитых индустриальных обществ и высокоразвитых в интеллектуальном плане индивидов. -л>\л;-,\г>\--\-—:м**&


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: