ном этапе возможности ребенка все еше ограниченны. Он не может координировать изолированные конкретно-операциональные системы для решения задач в гипотетической или более абстрагированной ситуации. Например, задача, в которой необходимо установить равновесие на коромысле, требует учета как грузов, имеющихся на обоих его плечах, так и расстояния от точки равновесия до места расположения грузов (длины плеча). Ребенок на стадии конкретных операций решает эту задачу, используя только один параметр. Он достигает равновесия или меняя число грузов с каждой стороны, или изменяя расстояние между грузами. Он не может скоординировать две системы.
На данной стадии развития мышления
появляется способность к дедуктивным
умозаключениям, но с ограничениями ста
дии конкретных операций. Так, дети уже
способны решить силлогизм, но при ус
ловии, что его посылки предъявлены ви
зуально: V'. V I''1: ••'•;'''•• '
Джон выше Сандры, ^'>'<-'' --1'1; Сандра выше Мэри.ч;У - : ' ""•''• Следовательно, Джон выше Мэри.
Стадия формальных операций (начиная с 11—12 лет)
Переход от стадии конкретных операций к формальным знаменуется иерархической координацией двух логических форм обратимости мышления. Это — тождественность/отрицание (identity (/)/ negation (N) и рецнпрокность/корреляцня, или отрицание реципрокности (reciprocal (R)/'correlative (С), которые раздельно появляются на стадии конкретных операций. Эти операции иерархически интегрируются в обшую внутренне связанную логическую структуру, получившую название группа INRC.
Главным результатом данной стадии является интеграция систем мышления, что позволяет решать задачу, отвлекаясь от непосредственно воспринимаемой реальности, при меньшей зависимости от контекста, опираясь на более системные и формальные основания.
Развивается гипотетическое и абстрактное мышление, позволяющее выходить в гипотетические пространства, созидать
несуществующие миры, находить существенные закономерности. В поведении подростка упражнение в гипотетическом мышлении выражается в тенденции абстрактных и глобальных рассуждений, освоении абстрактных мировоззренческих понятий.
Согласно теории Пиаже, формально-операциональное мышление знаменует завершение интеллектуального роста. Однако не каждый человек достигает стадии формальных операций. Это характерно для высокоразвитых индустриальных обществ и высокоразвитых в интеллектуальном плане индивидов. -л>\л;-,\г>\--\-—:м**&