О предмете социальной психологин

В любой отрасли науки предмет исследо­вания является основным дифференци­рующим ее признаком. Несмотря на то что сегодняшние представления о предмете многообразны, можно выделить основные точки зрения.

Предметом социальной психологии являются:

1. Социально-психологические харак­теристики (свойства, процессы и состоя­ния) индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности чело­века, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных (политических, экономических, правовых, управленческих и других) отношений, социальную микро-и макросферу в целом. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в конкретных группах, как: общительность и конформность, толерантность и агрес­сивность, совместимость с группой и кон-фликтогенность и т. д.

2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее инте­ресная его форма — общение. К данному теоретическому подходу относятся много­численные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психо­терапевтического и многих других бидон обшения. Следовательно, наиболее типич­ными объектами изучения (субъектами взаимодействия и общения) являются та-кие диады, как: учитель-ученик, препо­даватель-студент, врач-больной, консуль­тант-клиент, руководитель—исполнитель,


командир-подчиненный, родитель—ребе­нок и т. д.

Взаимодействие как социально-психо­логический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым, что де­тально изучается в социальной психоло­гии и существенно расширяет границы ее предмета.

3. Социально-психологические харак­теристики (свойства, процессы, состоя­ния) социальных групп как целостных образований. В отличие от индивида груп­па — коллективный субъект, не сводимый к какому бы то ни было индивиду — это, например, социально-психологический климат и атмосфера в группе, групповая напряженность и конфликтные отноше­ния (групповые состояния), лидерство и групповое давление, групповое принятие решений и совместные действия (группо­вые процессы), совместимость и сработан­ность, сплоченность и конфликтность (групповые свойства) и т. п. Традицион­ными для социальной психологии объек­тами исследования являются различные малые группы (семья, учебные, воинские и трудовые коллективы, группы друзей, круг общения и т.д.).

4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, высту­пают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социаль­ные психологи концентрируют внимание на исследовании паники, распространения в широких масштабах слухов, возникно­вения массовых апатий и страхов, моды, обычаев и традиций. Особый интерес вы­зывают такие группы, как толпы, большие диффузные (неконтактные) и др.

5. Собственно психологические меха­низмы социальных влияний на человека и его общности как участников социаль­ной жизни, субъектов социального взаи­модействия. Типичными для социально-психологического исследования стали механизмы убеждения, внушения, психо-


 

6.1. История и методы социальной психологии



логического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и др. Данный взгляд на предмет социальной психологии наиболее характерен для исследователей таких направлений, как социальный конт­роль и управление поведением людей в социальной среде, социализация личности, формирование социальных норм и правил поведения, воздействие на личность и группы средств массовой информации и т. п.

В настоящее время рассмотрение пред­мета социальной психологии — это важ­ная теоретическая проблема. Сложив­шиеся представления о предмете можно квалифицировать как чрезвычайно диффе­ренцированные, что характерно для боль­шинства пограничных, смежных отраслей науки, к числу которых относится и соци­альная психология. Не снимая вопроса о предмете, сегодня целесообразнее говорить о «предметном поле» социальной психо­логии.

Если придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета (напри­мер, какой-то из пяти сформулированных позиций), то неизбежно сталкиваешься с некоторыми ограничениями в вопросе об объектах социатьной психологии. «Узкое» понимание предмета может «диктовать» выбор объекта социально-психологичес­кого исследования. Если же опираться на теоретическое положение о существовании «предметного поля», то основными объ­ектами социальной психологии являются личность в группе, межличностное взаимо­действие, малая группа, межгрупповое взаимодействие и большая группа.

Конечно, можно пытаться интегриро­вать большинство сложившихся на сегод­няшний день теоретических подходов к пониманию предмета социальной психо­логии. Результатом этих попыток обычно становятся два распространенных варианта: либо эклектичное формулирование пред­мета социальной психологии, т. е. меха­ническое соединение двух или трех предме­тов в одном определении, либо несколько абстрактное его толкование как некоторого «надпредмета» или «метапредмета». При­мером такого понимания может быть следующее: социальная психология изучает психологические явления (свойства, про-


цессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Структура социальвой психологии. В данном контексте подструктурой пони­мается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура соци­альной психологии в каждый историчес­кий период ее развития, в том числе и современное состояние, является резуль­татом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциа­ции, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.

Дифференциация социальной психоло­гии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослежива­ются в следующем:

Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, эксперимен­тальный) или практический анализ порож­дает соответственно теоретическую, эмпи­рическую (или экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основ­ные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяс­нять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику и определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функцио­нирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.

Дифференциация социальной психоло­гии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сфе­рам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная пси­хология сельского хозяйства, торговли.


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



образования, семьи, науки, массовых ком­муникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сфе­рах политики, экономики, рекламы, куль­туры в целом (не только искусства) и т. д,

Социальная психология дифференци­ровалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности чело­века. Сложились такие ее части, как соци­альная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образо­вались различные виды трудовой деятель­ности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии: социальная психология управления, руко­водства, предпринимательства и т. д. Дан­ное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.

Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, соци­альная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятель­ности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управ­ления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу обществен­ной жизни людей.

Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить се дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология лич­ности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность—лич­ность*), психология малых групп, меж­групповых отношений и взаимодействий («группа-группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной пси­хологии логично было бы дополнить ис­следованиями таких важных объектов, как:


«личность-малая группа», «личность-большая группа», «малая группа-большая группа»; однако выделения соответствую­щих им разделов не произошло из-за «про­межуточного» характера указанных объек­тов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем общество в целом должно рассмат­риваться как качественно специфический объект по сравнению с большими соци-ачьными группами. Этот процесс затруд­нен прежде всего потому, что в исследова­нии такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии,

В данной главе структура социальной
психологии представлена разделами, соот­
ветствующими основным объектам ее
исследования, и дополненными вводной
теоретической и заключительной частями,
посвященными некоторым прикладным
социально-психологическим отраслям —
политической, экономической и этничес­
кой психологии, — выбор которых опре­
деляется более высокой степенью их раз­
работанности.. > -^-

Структурирование современной соци­альной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психоло­гическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследова­ния, постепенно оформившихся в относи­тельно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Этот «кон­тур* (или уровень) интеграции можно обо­значить как внешний социально-психоло­гический. Социальная психология лич­ности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психо­логии с психологией личности, социопсихо-лингвистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагоги-


 

6.1. История и методы социальной психологии



ческая психология — социальной и педа­гогической психологии и т.д. Как смеж­ные психологические отрасли образова­лись социальные психологии: труда, уп­равления, спорта, искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональ­ных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — и настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологичес­кой психологии.

Таким образом, описанные ранее час­ти социальной психологии, которые раз­делились и влились в различные сферы об­щественной жизни и виды жизнедеятель­ности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы диф­ференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.

Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпиричес­кого и практического методов анализа социально-психологических ланных, в одно­временном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп н кон­тексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внут­ренней интеграции социальной психоло­гии является объединение ее частей, диф­ференцировавшихся по сферам общест­венной жизни и видам жизнедеятельности людей. В результате возникло и продол­жает пояиляться множество интегрирован­ных научных направлений, например: пси­хология руководства педагогическим кол­лективом (на стыке социальной психоло­гии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (МП Яро-шевский). социальная психология творче­ства инженеров (Э.С. Чугунова), психоло­гия познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т.д.


6.1.2. История отечественной '

социальной психологии, м^-м*# в.»•

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX вв. Путь ее становления — это: зарождение социальной психологии и общественных и естествен­ных науках; отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку; возникновение и развитие эксперимен­тальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей
стране имеет четыре периода: I — 60-е гг.
XIX в. - начало XX в., И - 20-е гг. -
первая половина 30-х гг. XX в.; НЕ — вторая
половина 30-х — первая половина 50-х гг.;
IV — вторая половина 50-х — вторая по­
ловина 70-х гг. XX в.,.,.,,,.,

Первый период

(60-е гг. XIX в. - начало XX в.) '•

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Основной эмпирический источник со­циальной психологии находился вне пси­хологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накаплива­лись военной и юридической практикой, медициной, при изучении национальных особенностей поведения, верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличались богатством поставленных со­циально-психологических вопросов, свое­образием принимаемых решений, уни­кальностью социально-психологического материала проведенных исследований, наблюдений, экспериментов (Будилова, 1983).

Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представи­тели общественных наук, прежде всего — социологи. Для истории социальной пси­хологии большой интерес вызывают раз­работки представителей психологической


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: