В любой отрасли науки предмет исследования является основным дифференцирующим ее признаком. Несмотря на то что сегодняшние представления о предмете многообразны, можно выделить основные точки зрения.
Предметом социальной психологии являются:
1. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных (политических, экономических, правовых, управленческих и других) отношений, социальную микро-и макросферу в целом. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в конкретных группах, как: общительность и конформность, толерантность и агрессивность, совместимость с группой и кон-фликтогенность и т. д.
2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма — общение. К данному теоретическому подходу относятся многочисленные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других бидон обшения. Следовательно, наиболее типичными объектами изучения (субъектами взаимодействия и общения) являются та-кие диады, как: учитель-ученик, преподаватель-студент, врач-больной, консультант-клиент, руководитель—исполнитель,
командир-подчиненный, родитель—ребенок и т. д.
Взаимодействие как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым, что детально изучается в социальной психологии и существенно расширяет границы ее предмета.
3. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований. В отличие от индивида группа — коллективный субъект, не сводимый к какому бы то ни было индивиду — это, например, социально-психологический климат и атмосфера в группе, групповая напряженность и конфликтные отношения (групповые состояния), лидерство и групповое давление, групповое принятие решений и совместные действия (групповые процессы), совместимость и сработанность, сплоченность и конфликтность (групповые свойства) и т. п. Традиционными для социальной психологии объектами исследования являются различные малые группы (семья, учебные, воинские и трудовые коллективы, группы друзей, круг общения и т.д.).
4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социальные психологи концентрируют внимание на исследовании паники, распространения в широких масштабах слухов, возникновения массовых апатий и страхов, моды, обычаев и традиций. Особый интерес вызывают такие группы, как толпы, большие диффузные (неконтактные) и др.
5. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Типичными для социально-психологического исследования стали механизмы убеждения, внушения, психо-
6.1. История и методы социальной психологии
логического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и др. Данный взгляд на предмет социальной психологии наиболее характерен для исследователей таких направлений, как социальный контроль и управление поведением людей в социальной среде, социализация личности, формирование социальных норм и правил поведения, воздействие на личность и группы средств массовой информации и т. п.
В настоящее время рассмотрение предмета социальной психологии — это важная теоретическая проблема. Сложившиеся представления о предмете можно квалифицировать как чрезвычайно дифференцированные, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к числу которых относится и социальная психология. Не снимая вопроса о предмете, сегодня целесообразнее говорить о «предметном поле» социальной психологии.
Если придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета (например, какой-то из пяти сформулированных позиций), то неизбежно сталкиваешься с некоторыми ограничениями в вопросе об объектах социатьной психологии. «Узкое» понимание предмета может «диктовать» выбор объекта социально-психологического исследования. Если же опираться на теоретическое положение о существовании «предметного поля», то основными объектами социальной психологии являются личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие и большая группа.
Конечно, можно пытаться интегрировать большинство сложившихся на сегодняшний день теоретических подходов к пониманию предмета социальной психологии. Результатом этих попыток обычно становятся два распространенных варианта: либо эклектичное формулирование предмета социальной психологии, т. е. механическое соединение двух или трех предметов в одном определении, либо несколько абстрактное его толкование как некоторого «надпредмета» или «метапредмета». Примером такого понимания может быть следующее: социальная психология изучает психологические явления (свойства, про-
цессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Структура социальвой психологии. В данном контексте подструктурой понимается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития, в том числе и современное состояние, является результатом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциации, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.
Дифференциация социальной психологии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослеживаются в следующем:
Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, экспериментальный) или практический анализ порождает соответственно теоретическую, эмпирическую (или экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяснять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику и определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функционирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.
Дифференциация социальной психологии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сферам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная психология сельского хозяйства, торговли.
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
образования, семьи, науки, массовых коммуникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сферах политики, экономики, рекламы, культуры в целом (не только искусства) и т. д,
Социальная психология дифференцировалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности человека. Сложились такие ее части, как социальная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образовались различные виды трудовой деятельности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии: социальная психология управления, руководства, предпринимательства и т. д. Данное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.
Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, социальная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятельности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу общественной жизни людей.
Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить се дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология личности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность—личность*), психология малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий («группа-группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной психологии логично было бы дополнить исследованиями таких важных объектов, как:
«личность-малая группа», «личность-большая группа», «малая группа-большая группа»; однако выделения соответствующих им разделов не произошло из-за «промежуточного» характера указанных объектов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем общество в целом должно рассматриваться как качественно специфический объект по сравнению с большими соци-ачьными группами. Этот процесс затруднен прежде всего потому, что в исследовании такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии,
В данной главе структура социальной
психологии представлена разделами, соот
ветствующими основным объектам ее
исследования, и дополненными вводной
теоретической и заключительной частями,
посвященными некоторым прикладным
социально-психологическим отраслям —
политической, экономической и этничес
кой психологии, — выбор которых опре
деляется более высокой степенью их раз
работанности.. > -^-
Структурирование современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследования, постепенно оформившихся в относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Этот «контур* (или уровень) интеграции можно обозначить как внешний социально-психологический. Социальная психология личности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социопсихо-лингвистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагоги-
6.1. История и методы социальной психологии
ческая психология — социальной и педагогической психологии и т.д. Как смежные психологические отрасли образовались социальные психологии: труда, управления, спорта, искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — и настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологической психологии.
Таким образом, описанные ранее части социальной психологии, которые разделились и влились в различные сферы общественной жизни и виды жизнедеятельности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы дифференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.
Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических ланных, в одновременном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп н контексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внутренней интеграции социальной психологии является объединение ее частей, дифференцировавшихся по сферам общественной жизни и видам жизнедеятельности людей. В результате возникло и продолжает пояиляться множество интегрированных научных направлений, например: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (МП Яро-шевский). социальная психология творчества инженеров (Э.С. Чугунова), психология познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т.д.
6.1.2. История отечественной '
социальной психологии, м^-м*# в.»•
Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX вв. Путь ее становления — это: зарождение социальной психологии и общественных и естественных науках; отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку; возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
История социальной психологии в нашей
стране имеет четыре периода: I — 60-е гг.
XIX в. - начало XX в., И - 20-е гг. -
первая половина 30-х гг. XX в.; НЕ — вторая
половина 30-х — первая половина 50-х гг.;
IV — вторая половина 50-х — вторая по
ловина 70-х гг. XX в.,.,.,,,.,
Первый период •
(60-е гг. XIX в. - начало XX в.) '•
Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной эмпирический источник социальной психологии находился вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались военной и юридической практикой, медициной, при изучении национальных особенностей поведения, верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличались богатством поставленных социально-психологических вопросов, своеобразием принимаемых решений, уникальностью социально-психологического материала проведенных исследований, наблюдений, экспериментов (Будилова, 1983).
Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук, прежде всего — социологи. Для истории социальной психологии большой интерес вызывают разработки представителей психологической