ницы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств субъекта, уровня проявления личностных качеств оцениваемого представителя конкретной группы.
Процедура оценивания. С помощью метода ГОЛ определяются качества человека по предлагаемому перечню характеристик с использованием приемов прямого балльного оценивания по конкретной шкале, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки зависит от цели использования данных. Диапазон варьируемых у разных исследователей качеств — 20-180. Они могут составлять отдельные смысловые группы (например, деловые и личностные качества). Применяют и другие основания разделения (см. [Журавлев, 1990; Чугунова, 1986]). 15 человек — оптимальное количество субъектов оценивания, позволяющее получать достоверные данные. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от: 1) познавательных способностей субъектов оценки (экспертов);
2) особеностей объекта оценки;
3) позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки [Чугунова, 1986].
|
|
Тесты — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, тесты не являются специфическим социально-психологическим методом и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии [Андреева, 1995]. С другой — широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодейстивия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования [Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных, межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).
Наиболее известны тест интерперсональной диагностики Т. Лири, шкала сов-
местимости В. Шутца, методика оценочной биполяризации Ф. Фидлера и др.
Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают шкалы измерения социальных установок [Анастази, 1984]. Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности реакций человека по отношению к различным категориям стимулов (работа, политика, социальные группы и т. п.). Шкала установок (в отличие от опроса мнений) позволяет измерять одномерную переменную и определять специальную процедуру ее построения. К наиболее известным методам измерения и построения шкал установок относят:
|
|
J. Метод равных интервалов (Л. Терс-тон). Особенностями шкалы являются равенство расстояний между единицами шкалы и одномерность, однородность пунктов опросника. В основе оценочной шкалы лежат суждения, отобранные и классифицированные по результатам предварительного опроса компетентных лиц (экспертов). Шкальное значение высказывания — медиальное положение, приписанное экспертами. Отвечающий отмечает все утверждения, с которыми он согласен. Итоговый показатель — медианная шкальная оценка отмеченных высказываний. Недостаток метода — влияние установок эксперта при классификации суждений [Анастази, 1984; Ядов, 1995].
2. Метод суммарных оценок (Р. Лай-керт). Высказывания отбираются на основе ответов испытуемых, которые предъявляются им в процессе разработки теста. Критерием отбора суждений выступает внутренняя согласованность, хотя используется и внешний критерий. Измерение установки предполагает оценку набора суждений по пятибалльной шкале. Итоговый показатель — суммарная оценка по всем суждениям интерпретируется в соответствии с установленными эмпирическими нормами.
3. Метод кумулятивного шкалирования (Л. Гутман). Шкала обладает свойствами кумулятивности и репродуктивности. При ее построении используется техника шкалограммного анализа, предполагающая процедуру отбора и упорядочения высказываний в ранговую шкалу по степени возрастания признака (каждому ее
6.1. История и методы социальной психологии
пункту соответствует оценочный балл). По ответу испытуемого на определенное высказывание можно предсказать ответы на предыдущие пункты шкалы. Статистическим критерием отбора суждений служит коэффициент репродуктивное™. На основе данной техники разработаны известные тесты: шкала социальной дистанции Е. Богардуса, тест 20 ответов М. Куна. Большинство шкал установок достаточно надежны, однако сведений о валидности и нормативности данных накоплено мало [Анастази, 1984].
Аппаратурный метод. Данная группа методов способстиует развитию экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов деятельности); общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность); социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий). На основе этих критериев принято выделять модели: а) сравнительной оценки индивидуальных вкладов (арка, лабиринт, эстакада); б) суммарного воздействия (рит-мограф, нолюнтограф); в) многосвязного управления равновесием в системе (гомео-стат); г) многосвязного управления движущимся объектом (кибернометр, групповой сенсомоторный интегратор) [Черны-шев, 1980, 1997]. Несмотря на то что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологических явлений. Обычно степень эффективности и достоверности этих методов определяется совпадением данных, полученных в эксперименте и на практике, а также с результатами применения других
16*
методов. Рассматриваемые методы применяются в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплектования и обучения небольших по составу групп.
|
|
Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения; опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей. Согласно одному из существующих определений, метод эксперимента предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией в целях установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимент. Среди его специфических признаков выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов. Возникновение социальной психологии как науки обязано проникновению эксперимента в исследование человеческих отношений: классические исследования В. Меде, Г. Олпорта, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и других заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических и прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника [Жуков, 1977].
Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным при сборе эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного привело в 70-е гг. к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что про-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
блема валидности эксперимента состоит не в том, что факты, полученные в нем, не имеют научной ценности, а в адекватной теоретической их интерпретации [Жуков, 1977]. Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.
|
|
Список литературы
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1984. Т. 2
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе: (теорет. направления). М.: МГУ, 1978.
Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1979.
Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л.: ЛГУ, 1970.
Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и пер-спективы//Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 44-54.
Журавлев А.Л. Методика экспертной оценки личностных качество руководителя производственного коллектива//Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.
Коломинский Я. Психология общения. М., 1976.
Куликов В.Н., Гительмахер Р.Б. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г.М.Андреевой. М.: МГУ, 1972.
Методологические проблемы социальной психоло-гии/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975.
Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977.
Методы социальной психологии/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.
Методы социально-психологических исследований/Под ред. М.А. Меньшиковой. М., 1975.
Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
Основы социально-психологическолй теории/Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М., 1995.
Паниотто В. Структура межличностных отношений. Киев, 1975.
Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983.
Парыгин Б.Ф. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979.
Процесс социального исследования: Пер. с нем./ Под ред. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.
Рабочая книга социолога/Отв.ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1977.
Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль, 1992.
Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ,
1983.
Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1987.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990.
Современная зарубежная социальная психология: Тексты/Под ред. Г.М.Андреевой и др. М.: МГУ,
1984.
Социальная психология/Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.
Социальная психология/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.
Социальная психология в социалистических стра-нах/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: ИП АН СССР, 1989.
Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноме-нов//Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 54-72.
Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организованности коллектива//Психол. журн. 1980. Т. 1, № 4. С. 84-94.
Чернышев А.С. и др. Руководство по применению прибора-модели «Арка». Курск, 1997.
Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л.: ЛГУ, 1986.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М., 1995.
All port G.W. The historical background of social psychology//Handbook of social psychology/Eds. G. Lindzey, E. Aronson. N.Y., 1985. V.1. P. 1-46.
Hollander E.P. Principles and methods of psychology. L, 1971.