double arrow

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ницы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств субъекта, уровня проявления лич­ностных качеств оцениваемого представи­теля



ницы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств субъекта, уровня проявления лич­ностных качеств оцениваемого представи­теля конкретной группы.

Процедура оценивания. С помощью метода ГОЛ определяются качества чело­века по предлагаемому перечню характе­ристик с использованием приемов прямого балльного оценивания по конкретной шкале, ранжирования, попарного сравне­ния и др. Содержание оценки зависит от цели использования данных. Диапазон варьи­руемых у разных исследователей качеств — 20-180. Они могут составлять отдельные смысловые группы (например, деловые и личностные качества). Применяют и дру­гие основания разделения (см. [Журавлев, 1990; Чугунова, 1986]). 15 человек — оп­тимальное количество субъектов оценива­ния, позволяющее получать достоверные данные. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от: 1) познавательных спо­собностей субъектов оценки (экспертов);

2) особеностей объекта оценки;

3) позиции (уровня, ситуации) взаимо­действия субъекта и объекта оценки [Чугу­нова, 1986].

Тесты — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испы­тание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивиду­альные, межгрупповые различия. С одной стороны, тесты не являются специфичес­ким социально-психологическим методом и все методологические нормативы, при­нятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии [Андреева, 1995]. С другой — широкий спектр исполь­зуемых социально-психологических мето­дик диагностики личности и группы, меж­группового взаимодейстивия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования [Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных, межгруп­повых отношений и социальной перцеп­ции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социаль­ная компетентность, стиль лидерства и др.).

Наиболее известны тест интерперсо­нальной диагностики Т. Лири, шкала сов-


местимости В. Шутца, методика оценоч­ной биполяризации Ф. Фидлера и др.

Среди тестов, используемых в социаль­ной психологии, особое место занимают шкалы измерения социальных установок [Анастази, 1984]. Они предназначены для количественного измерения направлен­ности и интенсивности реакций человека по отношению к различным категориям стимулов (работа, политика, социальные группы и т. п.). Шкала установок (в отли­чие от опроса мнений) позволяет измерять одномерную переменную и определять специальную процедуру ее построения. К наиболее известным методам измерения и построения шкал установок относят:

J. Метод равных интервалов (Л. Терс-тон). Особенностями шкалы являются ра­венство расстояний между единицами шкалы и одномерность, однородность пунктов опросника. В основе оценочной шкалы лежат суждения, отобранные и классифицированные по результатам пред­варительного опроса компетентных лиц (экспертов). Шкальное значение высказы­вания — медиальное положение, припи­санное экспертами. Отвечающий отмечает все утверждения, с которыми он согласен. Итоговый показатель — медианная шкаль­ная оценка отмеченных высказываний. Недостаток метода — влияние установок эксперта при классификации суждений [Анастази, 1984; Ядов, 1995].

2. Метод суммарных оценок (Р. Лай-керт). Высказывания отбираются на основе ответов испытуемых, которые предъявля­ются им в процессе разработки теста. Кри­терием отбора суждений выступает внут­ренняя согласованность, хотя используется и внешний критерий. Измерение установки предполагает оценку набора суждений по пятибалльной шкале. Итоговый показатель — суммарная оценка по всем суждениям интерпретируется в соответствии с уста­новленными эмпирическими нормами.

3. Метод кумулятивного шкалирова­ния (Л. Гутман). Шкала обладает свойст­вами кумулятивности и репродуктивности. При ее построении используется техника шкалограммного анализа, предполагаю­щая процедуру отбора и упорядочения высказываний в ранговую шкалу по сте­пени возрастания признака (каждому ее


 

6.1. История и методы социальной психологии



пункту соответствует оценочный балл). По ответу испытуемого на определенное высказывание можно предсказать ответы на предыдущие пункты шкалы. Статисти­ческим критерием отбора суждений слу­жит коэффициент репродуктивное™. На основе данной техники разработаны из­вестные тесты: шкала социальной дистан­ции Е. Богардуса, тест 20 ответов М. Куна. Большинство шкал установок достаточно надежны, однако сведений о валидности и нормативности данных накоплено мало [Анастази, 1984].

Аппаратурный метод. Данная группа методов способстиует развитию экспери­ментальных процедур исследования соци­ально-психологических особенностей ин­дивида, малой группы и различных соци­альных общностей (аудиторий). Наиболее известны и широко применяются в соци­альной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психоло­гических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие прин­ципы: технический (особенности конст­рукции, функциональные возможности модели, способность регистрации различ­ных компонентов деятельности); общепси­хологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность); социально-психологичес­кий (характер, тип, уровень взаимосвязан­ности действий при выполнении заданий). На основе этих критериев принято выде­лять модели: а) сравнительной оценки индивидуальных вкладов (арка, лабиринт, эстакада); б) суммарного воздействия (рит-мограф, нолюнтограф); в) многосвязного управления равновесием в системе (гомео-стат); г) многосвязного управления дви­жущимся объектом (кибернометр, группо­вой сенсомоторный интегратор) [Черны-шев, 1980, 1997]. Несмотря на то что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологи­ческих явлений. Обычно степень эффек­тивности и достоверности этих методов определяется совпадением данных, полу­ченных в эксперименте и на практике, а также с результатами применения других

16*


методов. Рассматриваемые методы приме­няются в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплекто­вания и обучения небольших по составу групп.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два зна­чения; опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование, на­правленное на выявление причинно-следст­венных связей. Согласно одному из сущест­вующих определений, метод эксперимента предполагает организованное исследовате­лем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуа­цией в целях установления закономер­ностей этого взаимодействия. Однако счи­тается, что наличие только логики экспе­риментального анализа не является доста­точным и не указывает на специфику эксперимент. Среди его специфических признаков выделяют: моделирование яв­лений и условий исследования (экспери­ментальная ситуация); активное воздейст­вие исследователя на явления (варьирова­ние переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспро­изводимость результатов. Возникновение социальной психологии как науки обяза­но проникновению эксперимента в иссле­дование человеческих отношений: класси­ческие исследования В. Меде, Г. Олпорта, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и других заложили экспериментальные основы изу­чения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоре­тических и прикладных исследованиях, со­вершенствовалась его техника [Жуков, 1977].

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным при сборе эмпирических данных. Однако использо­вание эксперимента как основного при­вело в 70-е гг. к кризису эксперименталь­ной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозмож­ность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации за ее пре­делы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что про-


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



блема валидности эксперимента состоит не в том, что факты, полученные в нем, не имеют научной ценности, а в адекватной теоретической их интерпретации [Жуков, 1977]. Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1984. Т. 2

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: На­ука, 1994.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петров­ская Л.А. Современная социальная психология на Западе: (теорет. направления). М.: МГУ, 1978.

Артемов В.А. Введение в социальную психо­логию. М., 1927.

Бехтерев В.М. Избранные работы по социаль­ной психологии. М.: Наука, 1994.

Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрак­тикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1979.

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.

Волков И.П. Социометрические методы в со­циально-психологическом исследовании. Л.: ЛГУ, 1970.

Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Экспе­римент в социальной психологии: проблемы и пер-спективы//Методология и методы социальной пси­хологии. М., 1977. С. 44-54.

Журавлев А.Л. Методика экспертной оценки личностных качество руководителя производственно­го коллектива//Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.

Коломинский Я. Психология общения. М., 1976.

Куликов В.Н., Гительмахер Р.Б. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в соци­альной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.

Лекции по методике конкретных социальных ис­следований/Под ред. Г.М.Андреевой. М.: МГУ, 1972.

Методологические проблемы социальной психоло-гии/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975.

Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977.

Методы социальной психологии/Под ред. Е.С. Кузь­мина, В.Е.Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.

Методы социально-психологических исследова­ний/Под ред. М.А. Меньшиковой. М., 1975.


Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

Основы социально-психологическолй теории/Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М., 1995.

Паниотто В. Структура межличностных отно­шений. Киев, 1975.

Паповян С.С. Математические методы в соци­альной психологии. М.: Наука, 1983.

Парыгин Б.Ф. Основы социально-психологи­ческой теории. М.: Мысль, 1971.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и исто­рия. 2-е изд. М.: Наука, 1979.

Процесс социального исследования: Пер. с нем./ Под ред. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.

Рабочая книга социолога/Отв.ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1977.

Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль, 1992.

Семенов В.Е. Метод изучения документов в со­циально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ,

1983.

Семенов В.Е. Метод наблюдения в социаль­но-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1987.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагно­стики. М., 1990.

Современная зарубежная социальная психоло­гия: Тексты/Под ред. Г.М.Андреевой и др. М.: МГУ,

1984.

Социальная психология/Под ред. А.В. Петровско­го. М.: Просвещение, 1987.

Социальная психология/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.

Социальная психология в социалистических стра-нах/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: ИП АН СССР, 1989.

Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноме-нов//Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 54-72.

Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организован­ности коллектива//Психол. журн. 1980. Т. 1, № 4. С. 84-94.

Чернышев А.С. и др. Руководство по приме­нению прибора-модели «Арка». Курск, 1997.

Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л.: ЛГУ, 1986.

Шихирев П.Н. Современная социальная пси­хология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.

Шихирев П.Н. Современная социальная пси­хология США. М.: Наука, 1979.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Ме­тодология. Программа. Методы. М., 1995.

All port G.W. The historical background of social psychology//Handbook of social psychology/Eds. G. Lindzey, E. Aronson. N.Y., 1985. V.1. P. 1-46.

Hollander E.P. Principles and methods of psycho­logy. L, 1971.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: