школы в социологии (П.Л.Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский. Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского (1906-1914). По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, необходимо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных выступлений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.
Действующие силы социального развития — это герои-предводители и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, возникающие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы.
|
|
Итоговый вывод Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.
Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из основателей субъективной школы в правоведении. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. По его мнению, реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования — это их проекции, эмоциональные фантазии. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения — эмоции.
Особое место в предреволюционный период развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце XIX в. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном собрании Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа «Личность и условия ее развития» (1905). В специальной социально-психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое ихчожение взглядов Бехтерева о сущности социально-психологических явлений, предмете социальной психологии, методах этой отрасли знания. Через 10 лет он публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа стала логическим развитием его общепсихологической теории, ставшей основой специфического российского направления психологической науки — рефлексологии. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были использованы в теории коллективной психологии. Эта концепция вызвала оживленную дискуссию. Одни ее защищали и развивали, другие резко критиковали. Дискуссии, начатые после опубликования основных трудов Бехтерева, впоследствии в 20-30-х гг. способствовали развитию теоретической мысли. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его «Коллективная рефлексология» представляет синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтерев дал развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности участников собраний и сбориш. Эта масса лиц проявляет свою нервно-психическую деятельность как целое благодаря общению друг с другом. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единст-
|
|
6.1. История и методы социальной психологии
ву действий. Органическое включение личности в обшность, в деятельность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные: наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение и наблюдение, творчество, согласованные действия. Объединяют людей в коллективе: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Особое место принадлежит языку как объединяющему фактору.
Важно положение Бехтерева о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование. В его работах содержится описание большого эмпирического материала, полученного при проведении объективного наблюдения и применении анкет, опроса. Уникально включение эксперимента как одной из основных процедур в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный В.М. Бехтеревым и М.В. Лан-ге, показал, как социально-психологические явления — общение, совместная деятельность — влияют на формирование процессов восприятия и памяти. Исследования Ланге и Бехтерева (1925) открыли путь к созданию экспериментальной социальной психологии в России.
Второй период ' - '- '-(20-е - первая половина 30-х гг. XX в.)
Данный период для социальной психологии в России был плодотворным. Характерная его особенность — поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2) путем освоения марксистских идей и их применения с учетом понимания сути социально-психологических явлений.
При создании марксистской психологии в России прослеживались две тенденции: 1) критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, принявшим ряд их основных идей; 2) соединение теории
марксизма с некоторыми течениями зарубежной психологии. Эта «объединительная» тенденция шла со стороны как естественнонаучно ориентированных ученых, так и обществоведов (философов, правоведов). В дискуссии по проблеме «Психология и марксизм» приняли участие Л.Н. Войто-ловский, М.А. Рейснер, А.Б. Залкинд, Ю.В. Франкфурт, К.Н. Корнилов, Г.И. Чел-панов.
|
|
Построение марксистской социальной психологии опиралось на распространенную в русской философии материалистическую традицию. Особое место занимали труды Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова, а опубликованные до революции работы последнего вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы социальными психологами, которые использовали марксистские идеи для понимания сути происходящих социально-психологических явлений.
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что сущность человека, согласно теории марксизма, представляет собой совокупность всех общественных отношений, что вся психологин, изучающая людей, и есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения высказывали те. кто признавал только социальную психологию. «Существует единая социальная психология, — подчеркивал В.А. Артемов, — распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива* [Артемов, 1927, с. 78]. В ходе дискуссий их участники все более утверждались во мнении о том, что социальная и индивидуальная психология должны равноправно взаимодействовать.
Особое место в дискуссиях по вопросу реформы психологии на основе теории марксизма занимал Г,И. Челпанов (1921, 1924). Он говорил о необходимости самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно де-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛО"
терминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией — теорией марксизма. Но связь эта ограниченна; чтобы она была наиболее продуктивной, Челпанов предлагач освободить научное содержание марксизма от вульгарно-материалистического толкования, а включить исследования по социальной психологии в план научно-исследовательской деятельности. Челпанов впервые в нашей стране поставил вопрос об организации Института социальной психологии.
|
|
Второе направление в социальной психологии 20—30-х гг. — исследование проблемы коллективов. Были высказаны три точки зрения: 1) коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов; 2) поведение индивида фатально предопределено обшими задачами и структурой коллектива; 3) индивидуальное поведение в коллективе изменяется, но коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении проблем развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л. Вызов, Л.Н. Войтолов-ский, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, ГА- Фортунатов и др.). В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
В научно-организационном становлении социальной психологии н России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности, социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в различных условиях и объединениях. Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда.
Начало 30-х гг. — пик развития соци
ально-психологических исследований в
прикладных отраслях, особенно в педоло
гии и психотехнике. '
Третий период (вторая половина 30-х ~ вторая половина 50-х гг. XX в.)
Во второй половине 30-х гг. ситуаи,!-резко меняется: изоляция отечественн. • науки от западной психологии; запрет ы публикацию трудов иностранных авторо-усиление идеологического контроля ^ наукой; сгущалась атмосфера декретирования и администрирования. Все это скс-вывало творческую инициативу, порождал, боязнь исследовать социально острые ьс просы. Значительно сократились разрабо; -ки по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в разлития российской социальной психологии, который сопровождался:
1) теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии: так ка^, все психические явления социально детерминированы, нет необходимости специально выделять социально-психологические феномены и науку, их изучающую;
2) резкой критикой марксистами идеологической направленности западной социальной психологии, расхождений в понимании общественных явлений, психо-логизаторства в социологии. Конкретные оценки нередко переносились на социальную психологию. Это привело к тому, что она попала в разряд лженаук;
3) практической невостребованностью результатов исследований: изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе никого не интересовало, более того, представляло опасность;
4) идеологическим прессом на науку, который нашел свое отражение в постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком-просов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и социальная психология. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х гг., продолжался до второй половины 50-х гг. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработка теории, методологии общей психологии позволяла создавать теоретический фундамент социальной
6.1. История и методы социальной психологии
психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Важное значение имеют идеи об обшест-ненно-исторической детерминации психических явлений, разработка теории единства сознания и деятельности и принципа развития.
Основным источником и сферой применения социальной психологии были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема — изучение психологии коллектива. Взгляды А.С. Макаренко определяли облик социальной психологии, в историю которой он вошел прежде всего как исследователь коллектива и процесса воспитания личности в коллективе. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Согласно А.С. Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два их вида:
1. Первичный коллектив, члены которого находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья).
2. Вторичный коллектив — это более широкое объединение. Вием цели, взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства, социалистических принципов жизни (школа, предприятие). Цели различаются по времени их осуществления. Были выделены ближние, средние и дальние цели. Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллек-
тива. В своем развитии коллектив, по его мнению, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функционализм, разложивший личность на обезличенные функции, отрицательно оценивая био- и социогенети-ческую концепцию личности, господствовавшую тогда, индивидуалистическую направленность обшей психологии, он ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.
При исследовании личности Макаренко требовап преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. В работе «Методика организации воспитательного процесса» он приводит схему изучения личности, отражающую стержневую идею его социально-психологической концепции — единство коллектива и личности: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива. Взгляды Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно это учение представлено в работах А.Л. Шнирмана.
Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х гг. сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии, В конце 50-х гг. начался завершающий этап этой истории,
Четвертый период (вторая половина 50-х - первая половина 70-х гг. XX в.)
Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением командного администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни, что обусловило возрождение творческой
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
активности ученых. Для социальной психологии особенно важным было то, что возрос интерес к человеку, задачам, связанным с формированием всесторонне развитой личности, ее активной жизнен-ной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках, Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психологическая наука в 50-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием его можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований; характеристика места данной науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институциадизаиия науки; подготовка специалистов. Формальные критерии: публикации специальных трудов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах. Эти критерии соответствовали состоянию социальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии* (ВестникЛГУ. 1959. № 11). Дискуссии продолжились в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II Съезде психологов СССР, на пленарном заседании и впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии. В Институте философии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной психологии. Опубликование и 1968 г. книги «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Порш-нева, привлекло внимание ученых. Поднимаемые социальными психологами
проблемы, затрагивающие суть социально-психологических явлений, описание предмета, задач социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых увидели спет в 60-х - первой половине 70-х гг. (1972). Ковалев (1972), Е.С. Кузьмин (1967), Б.Ф. Парыгин (1967, 1971); и др.). Работой, завершившей восстановительный период, стала книга «Методологические проблемы социальной психологии» (1975) — итог * коллективно го ду-мания» социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в Институте психологии семинаре по социальной психологии.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой ее основных проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г.М.Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е,В. Шо-роховой. В изучение проблем коллектива большой вклад внесли разработки К, К. Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Проблемам деятельности посвящены труды Л.П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Социальной психологией общения занимались А.А. 6одалев,Л.П. Бу-ева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.
В 70-х гг. завершилось организационное становление социальной психологии как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ С введением в 1966 п ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в 1972 г. в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на научных конференциях, симпозиумах.
6.1. История и методы социальной психологии
6. 1.3. К истории зарубежной социальной психологии
«Общество уже имеет свое место, свою структуру и свою миссию — оно уже куда-то идет. Психология, которая избегает вопроса о том, куда мы идем и куда мы должны идти, оказывается весьма заблуждающейся психологией. Если психология не касается вопроса о своей миссии, она обречена быть скорее ведомой, а не ведущей* (С. Сара-сон, 1982). Эти слова известного американского психолога обращены в первую очередь к социальной психологии, поскольку проблемы человека в обществе составляют основу ее предмета.
Следуя логике рассматривать историю социальной психологии с позиций развития идей, выделим три основные стадии в эволюции этой науки. Критерий их различий заключается в преобладании на каждой стадии определенных методологических принципов, а их связь с историко-хронологическими вехами носит довольно относительный характер. По этому критерию Э. Холландер [Hollander, 1971] выделил стадии социальной философии, социального эмпиризма и социального анализа. Для первой характерен прежде всего умозрительный, спекулятивный метод построения теорий, который хотя и основан на жизненных наблюдениях, но не включает сбор систематизированной информации и опирается лишь на субъективные «рациональные» суждения и впечатления творца теории. Стадия социального эмпиризма делает шаг вперед: для обоснования тех или иных теоретических соображений используются не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-либо признаку и даже как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом, статистически. Социальный анализ означает современный подход, включающий в себя не только установление внешних связей между явлениями, но и обнаружение причинных взаимозависимостей, раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных и построение теории с учетом всех требований современной науки.
В хронологическом пространстве эти три стадии можно условно распределить следующим образом: методология социальной философии была преобладающей, начиная с античных времен и заканчивая XIX в.; XIX в. стал периодом расцвета социального эмпиризма и заложил основы для стадии социального анализа, который с начала нашего века и до сегодняшних дней составляет методологический базис подлинно научной социальной психологии.
В рамках названных стадий в развитии социальной психологии познакомимся с отдельными, наиболее научно значимыми периодами и событиями в истории этой науки.
Стадия социальной философии. Для античного времени, а также мыслителей средневековья было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали суждения о человеке и его душе, об обществе, его социальном и политическом устройстве, о мироздании в целом. Примечательно при этом, что многие мыслители, разрабатывая теорию общества и государства, брали за основу свои представления о душе (сегодня мы сказали бы — о личности) человека и самых простых человеческих отношениях — отношениях в семье.
Конфуций (VI-V в. до н.э.) предлагал регулировать отношения в обществе и государстве по образцу отношений в семье. И здесь и там есть старшие и младшие; младшие должны следовать указаниям старших, опираясь на традиции, нормы добродетели и добровольного подчинения, а не на запреты и страх наказаний.
Платон (V—IV в. до н.э.) видел единые начала для души и общества-государства. Разумное у человека -*- совещательное у государства (представленное правителями и философами); «яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства (представленное воинами); «вожделеющее» в душе (т. е. потребности) — земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве.
Аристотель (IV в. до н.э.) в качестве основной категории в системе своих взглядов выделил, как мы сказали бы сегодня, понятие «общение», полагая, что это инстинктивное свойство человека, составля-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
юшее необходимое условие его существования. Правда, общение у Аристотеля имело, очевидно, более широкое содержание по сравнению с этим понятием в современной психологии. Оно означало потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Поэтому первичной формой общения для Аристотеля была семья, а высшей формой — государство.
Социально-психологические воззрения античных времен, а также средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г. Олпорт (1968) назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив какой-то один главный определяющий, а потому и суверенный фактор.
Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедонизма Эпикура (IV-IJ1 в. до н.э.) и находят свое отражение во взглядах Т. Гоббса (XVII в.), А. Смита {XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII—XIX в.) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли (сравните с принципом позитивного и негативного подкрепления в современном бихевиоризме). Правда, у Гоббса этот фактор опосредовался другим — стремлением к власти. Но власть была нужна людям лишь для того, чтобы иметь возможность получать максимум удовольствия. Отсюда Гоббс сформулировал известный тезис о том, что жизнь общества есть «война всех против всех» и лишь инстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволил людям прийти к каким-то соглашениям относительно способов распределения власти.
Бентам (1789) разработал даже так называемый hedonistic calculus, т. е. инструмент для измерения количества удовольствия и боли, получаемых людьми. Он выделил такие параметры, как продолжительность (удовольствия или боли), их интенсивность, определенность (получения или неполучения), близость (или отдаленность по времени), чистота (т. е. смешивается ли удовольствие с болью) и т. п.
Олпорт (1968), говоря о психологии гедонизма, заметил: «Их психологическая
теория вплелась в социальную ситуацию дня и стала в какой-то степени тем, что Маркс и Энгельс (1846) и Манхейм (1936) назвали идеологией».
Идеи психологии гедонизма находят свое место и в современных социально-психологических концепциях: у 3. Фрейда — это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэлла — стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов — принцип позитивного и негативного подкрепления.
Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая «большая тройка» — симпатия, подражание и внушение. Принципиальное их отличие от гедонистических концепций заключается в том, что в качестве суверенных факторов берутся не отрицательные черты человеческой природы, такие, как эгоизм и стремление к власти, а положительные начала в виде симпатии или любви к другим людям и производных от них — подражания и внушения. Тем не менее стремление к простоте и поиску суверенного фактора сохраняется.
Развитие этих идей шло поначалу в форме поиска компромиссов. Так, еще А. Смит (1759) полагал, что, несмотря на эгоистичность человека, «есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других...». Проблема симпатии или любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми занимала большое место в размышлениях теоретиков и практиков XVIII, XIX и даже XX вв. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления и характера. Смит выделял рефлекторную симпатию как непосредственное внутреннее переживание боли другого (например, при виде страданий другого человека) и интеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события, происходящие с близкими людьми). Г. Спенсер — основоположник социал-дарвинизма — полагал необходимым чувство симпатии лишь в семье, поскольку она составляет основу общества и необходима для выживания людей, и исключал его из сферы общественных отношений, где должен был деист-
6.1. История и методы социальной психологии
вовать принцип борьбы за существование и выживания сильнейшего.
Понятия «любовь» и «симпатия» нечасто встречаются в современных социально-психологических исследованиях. Но на смену им пришли актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, сработанности, альтруизма, социальной взаимопомощи и т.д. Иными словами, идея живет, но в других понятиях.
Подражание стало одним из суверенных факторов в социально-психологических теориях XIX в. Рассматривалось это явление как производное от чувства любви и симпатии, а эмпирическим началом были наблюдения в таких сферах, как отношения «родители и дети», «мода и ее распространение», «культура и традиции». Везде можно было выделить образец взглядов и поведения и проследить, как этот образец повторяется другими. Отсюда все общественные отношения получали достаточно простое объяснение. Теоретически эти взгляды были разработаны Г. Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. У. Макдугал (1908) предложил идею «индуцированных эмоций», порождаемых стремлением по-иторять инстинктивные реакции других. Эти и другие авторы пытались выделить различные уровни осознанности подражательного поведения.
Внушение стало третьим суверенным фактором в ряду простых теорий. Ввел его в обиход французский психиатр А. Рибо (1866), а наиболее точное определение сформулировал У. Макдугал (1908). «Внушение есть процесс коммуникации, — писал он, — в результате которого передаваемое утверждение принимается с убежденностью другим, несмотря на отсутствие логически адекватных оснований для такого принятия».
В конце XIX — начале XX в. под влиянием работ Ж. Шарко, Г. Лебона, У. Мак-дугала, С. Сигеле и других практически псе проблемы социальной психологии рассматривались с позиций концепции внушения. При этом много теоретических и эмпирических исследований было посвящено вопросам психологической природы вну-
шения, которые остаются актуальными и сегодня.
Стадия социального эмпиризма. Элементы эмпирической методологии проявились, например, уже у Бентама в его попытке связать свои умозаключении с конкретной ситуацией в современном ему обществе. Эта тенденция в явной или скрытой форме прослеживалась в работах и других теоретиков, Например, Ф. Гальтон (1883) является основоположником евгеники, т. е. науки о совершенствовании человечества, идеи которой в обновленном варианте предлагаются и сегодня в связи с развитием генетической инженерии. Тем не менее именно Гальтон продемонстрировал ущербность методологии социального эмпиризма. В своем наиболее известном исследовании «Наследственность таланта» (М., 1997} он попытался выяснить, откуда берутся интеллектуально выдающиеся люди. Собрав данные о выдающихся отцах и их детях в современном ему английском обществе, Гальтон пришел к выводу, что у одаренных людей рождаются одаренные дети, т.е. в основе лежит генетическое начало. Но он исследовал лишь весьма обеспеченныхлюдей, которые могли создать исключительные условия для воспитания и образования своего потомства. Будучи сами «выдающимися», они могли дать своим детям несравненно больше, чем «простые» люди.
Стадия социального анализа. Эта стадия становления научной социальной психологии ближе к современному состоянию науки. Здесь мы затронем лишь отдельные вехи на пути ее становления.
Многие представители разных наук внесли свой заметный вклад ц развитие социально-психологической мысли. Но первенство принадлежит французскому философу О. Конту (1798-1857). Как это ни парадоксально, его считали чуть ли не врагом психологической науки. А на самом деле — все наоборот. По советским изданиям Конт нам известен как основоположник позитивизма, т. е. внешнего, поверхностного знания, якобы исключающего познание внутренних, скрытых взаимосвязей между явлениями. При этом не учитывалось, что под позитивным знанием он понимал прежде всего знание объективное. Что касается психологии, то Конт
6.СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
выступил не против этой науки, а лишь против ее названия. В его время психология носила исключительно интроспективный, субъективно-умозрительный характер. Это противоречило представлениям Конта об объективном характере знаний. Чтобы избавить психологию от ненадежности субъективизма, он дал ей новое название — позитивная мораль (la morale positive). He так широко известно, что, завершая многотомную серию своих трудов, Конт планировал разработать «подлинную финальную науку», под которой он понимал то, что мы называем психологией и социальной психологией. Наука о человеке, как существе, нечто большем, чем биологическое, и в то же время большем, чем просто «сгусток культуры», должна была стать, соглсно Конту, вершиной знания.
Имя В. Вундта связывается обычно с историей психологии вообще. Но не всегда отмечается, что он различал психологию физиологическую и социальную. Его десятитомный труд «Психология народов» (1910-1920), над которым он работал 60 лет, является социальной психологией. Высшие психические функции, по мнению Вундта, должны были изучаться с позиции «психологии народов».
У. Макдугал оставил о себе память одним из первых учебников социальной психологии, изданном в 1908 г. Вся его система взглядов о социально-психологических отношениях в обществе строилась на теории инстинктов, которая с учетом вклада 3. Фрейда господствовала и научном сознании в последующие 10—15 лет.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. социальная психология переживала еше период становления как самостоятельной науки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в трудах социологов. Нельзя не отметить «этой связи работы Э. Дюркгейма (1897), остро поставившего вопросы влияния социальных факторов на психическую жизнь индивидов, и Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений между личностью и обществом.
Большое место в трудах социологов в конце XIX в, занимала проблема толпы, но этот вопрос будет рассмотрен в другом разделе настоящей работы.
6,1.4, Программа и методы социально-психологического исследования
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологическими характеристиками этих групп (Г.М. Андреева). Его специфика объясняется: а) использованием данных как об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.); б) социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; г) обусловленной культурой относительностью социально-психологических закономерностей; д) связью с реальными конкретными объектами {индивидами и группами).
Источниками информации в социальной психологии принято считать: а) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; б) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.); в) характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности; г) отдельные события, состояния социачьного взаимодействия. Методы, применяемые для сбора эмпирических данных, являются междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки [Андреева, 1994; Ядов, 1995|. Существуют и другие классификации методов, таких, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты). Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия,
6.1. История и методы социальной психологии
тесты, аппаратурные методы, эксперимент); моделирования; управленческо-воспитательного воздействия.
Метод наблюдения. Классические примеры — изучение Н.Андерсоном жизни бродяг, а У. Уайтом — эмигрантов, исследование В.Б. Ольшанским ценностных ориентации у молодых рабочих [Лекции..., 1972). Метод наблюдения осуществляется в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных. Наиболее известны методики IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза |Робер, Тильман,1988], схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.
Выделяют стандартизированную и нестандартизированную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное {участвующее} и невключенное {простое) виды наблюдения. Включеннное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает здесь полноправным членом. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней, наблюдая события как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя [Семенов, 1987; Андреева, 1972]. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и незаметно для исследуемого объекта, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Кроме того, серьезные проблемы возникают н связи с трудоемкостью и организационной сложностью данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в условиях эксперимента). Возможно варьиро-
вание классических процедур использования метода: а) отказ от пассивной позиции наблюдателя (провоцирующее наблюдение); б) разработка «нереактивных» исследований; изучение в) социальных ситуаций; г) невербальных аспектов поведения и др. [Семенов, 1987[. Основными недостатками метода считают: а) высокий уровень субъективизма при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения достоверности получаемых данных связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации объектов, тренировкой наблюдателей [Семенов, 1987].
Метод анализа документов. Является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях [Ядов, 1995|. У.Томас и Ф. Знанецкий впервые в социальной психологии применили этот метод как основной, изучая феномен социальной установки [Андреева, 1972; Ядов, 1995].
Документы различаются по 1) способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы); 2) целевому назначению (целевые, естественные); 3) степени персонификации (личные и безличные); 4) статусу (офи-цальные и неофициальные). Иногда их делят по источнику информации на первичные (на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели изучения и места документов в обшей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста исследователем, т. е. интерпретации им информации, содержащейся
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
в документе. Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30—40-х гг. в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой [Семенов, 1983; Богомолова, 1979, 1992]. Его основные процедуры были разработаны Г Лас-суэллом, Б. Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др. В отечественной психологии в 20-30-е гг. выполнены исследования на основе процедур, аналогичных контент-анализу (В.А. Кузмичев, Н.А. Рыбников, И.Н. Шлильрейн и др.).
Метод опроса находит широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Метод опроса в психологии впервые применил Ф. Гальтон, изучая происхождение умственных способностей ученых и условий, в которых происходит их развитие. Пионерами использования этого метода в психологии являются также С. Холл, А. Бине. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Рассмотрим специфику применения данного метода.
1. В социальной психологии опрос не является основным методическим инструментарием по сравнению, например, с социологией.
2. Опрос, как правило, не используется в выборочных исследованиях.
3. Как сплошной проводится опрос в реальных социальных группах.
4. Опрос чаще всего ведется в очной форме.
5. В социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты и др.) изучения объекта и др. [Журавлев, 1995].
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью имеет определенные ограничения, связанные с целями применения и характером получаемой информации [Андреева, 1972; Ядов, 1995].
Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, более содержательная и глубокая по сравнению с анкетными данными. Однако недостатком является прежде всего трудноконтролируемое влияние личности и профессионального уровня на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.
Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометрической технике — диагностика межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения и оптимизации. С помощью социометричес-
6.1. История и методы социальной психологии
кого метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов групп. Разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы [Морено, 1958].
Социометрическая процедура. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы в целях установления тех из них, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел (отклонил) участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); 6) выбор критериев (вопросов) опроса;
в) организацию и проведение опроса;
г) обработку и интерпретацию результатов с использонанием количественных (социометрических индексов) и графических (со-циограммы) методов анализа. Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на предложенные вопросы без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно п — 1 (социометрическая константа), где п -— количество членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12— 16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагают ныбрать строго фиксированное количество лиц из всех членов группы, т. е. вводится так называемое социометрическое ограничение (а1). Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток — невозможность раскрыть всю полноту отношений в группе [Волков, 1970; Коломинский, 1976]. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявление реальных отношений), гностические (определение степени осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. Результаты исследования могут быть представлены в виде социометричес-
16 Современная психологин
ких матриц (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, в форме социометрических индексов, дающих количественное представление об отношениях в группе [Волков, 1970; Кокурина, 1981; Паниотто, 1975]. Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). Существуют разновидности социометрического метода. К числу наиболее известных относится шкала приемлемости, аутосоци-ометрическая методика, рефе ре н то метрик, коммуникометрия. Наиболее существенные недостатки метода: а) невозможность выявления мотивов межличностных выборов; б) вероятность искажения результатов измерения из-за неискренних ответов испытуемых или вследствие влияния механизмов психологической защиты; в) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия. Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса его членов. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на ее основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров [Чугунова. 1986]. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ объясняется его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать качества человека, для определения которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники и др.). Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет гра-