Социализация личности. Социализация как понятие давно ис­пользуется разными науками — от полит­экономии до юриспруденции, и обычно и него вкладывается разный смысл

Социализация как понятие давно ис­пользуется разными науками — от полит­экономии до юриспруденции, и обычно и него вкладывается разный смысл. Психо­логия включила это понятие в свой тезау­рус позже других, стремясь наполнить его собственным содержанием. Однако един­ства мнений в этих попытках не получи­лось, поскольку понятие «социализация?-оказывалось неразрывно связанным с представлениями о личности и характере ее связей с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних это научение социальному по­ведению (явная печать ортодоксальной бихевиористской методологии); для дру-


 

6.2. Социальная психология личности



гих — моделирование личности в соответ­ствии с требованиями культуры (здесь находят отражение идеи течения «Культура и личность» 30-х гг., сюда же можно отнести теорию формирования «советского чело­века», создававшегося в соответствии с требованиями советского варианта комму­нистической идеологии; а также концеп­цию «запрограммированной культуры» Б.Ф. Скиннера); для третьих социализация — подготовка к «социальному участию» в группах (это отражение одного из «узких» подходов к предмету социальной психо­логии, который ограничивает его лишь проблемой «группа-личность», с акцентом на малые группы).

Социализация понимается как усвое­ние индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и вос­произведение системы социальных связей и отношений [Андреева, 1986). Если ори­ентироваться на теорию социальной уста­новки, объясняющую процессы регулиро­вания социального поведения человека, то можно сказать, что социализация — это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.

Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социа­лизации — это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процессов социализации в западной пси­хологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Однако более логично считать, что социализация — это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формиро­вание их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.

Структура процесса социализации и его возрастные стадии. Целесообразно выде­лить две стороны социализации: психоло­гическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вно­сит индивид в процесс социализации в силу своих психологических способностей и особенностей. С этой стороны он вы­ступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние прежде всего уровень развития


когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и кри­тично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвер­гался человек.

Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выде­лить те институты общества, которые осу­ществляют сам процесс и для которых человек становится объектом воздействия. По своему социальному статусу эти инсти­туты могут быть формальными и нефор­мальными. Первые являются официаль­ными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному на­значению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые — неформальные институты — имеют социально-психоло­гическую основу. Это — разные социаль­ные группы, от малых до больших, в ко­торые оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, рефе­рентная группа, профессиональная группа, этническая сообшность и т.д.).

Цели и способы воздействий формаль­ных и неформальных институтов социали­зации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят самый различный харак­тер; «дети улицы» как свидетельство пораже­ния семьи и школы в борьбе с «референт­ными» группами улицы; правонарушители, революционеры и бунтовщики (подлинные по убеждениям или мнимые); существова­ние «двойной морали» граждан, отражаю­щей разные системы ценностей, сущест­вующие в обществе.

В различные периоды своей жизни че­ловек no-разному реагирует на социальные воздействия. Изменяется и роль различ­ных институтов социализации в течение жизни индивида. В этой связи можно раз­делить процесс социализации на возраст­ные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса имеют свою специфику. Ранний период — первые 12 лет жизни человека, второй — между 12 и 18 годами, третий займет всю оставшуюся жизнь. Следует под черкнуть,что процесс социализации


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: