Социальная психология. Юшихся малой самокритичностью и сла­бым проникновением в собственную лич­ность, механизм проекции выражен более сильно [бодален



юшихся малой самокритичностью и сла­бым проникновением в собственную лич­ность, механизм проекции выражен более сильно [Бодален, 1995].

Механизм стереотипизации (категори­зации) предполагает отнесение восприни­маемого человека к одному из известных субъекту типов людей. В процессе социа­лизации человек учится классифицировать познаваемых людей, относя их к разным категориям на основе сходства и различия. Обычно у воспринимающего в прошлом сформировались обобщенные представле­ния о познаваемых им людях (возрастные, этнические, профессиональные и прочие стереотипы).

Механизм стереотипизации играет двойную роль. С одной стороны, он об­легчает познание воспринимаемых людей, заимствуя психологические особенности различных общностей и приписывая их оцениваемому человеку, а с другой, при­водит к формированию неадекватного об­раза познаваемого человека, наделяя их типологическими особенностями.

Механизм упрощения. Суть данного механизма — неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упоря­доченные представления о воспринимае­мых лицах. Это приводит к «сглаживанию» реально существующих противоречивых психологических характеристик личности. Тенденция к преувеличению однородности воспринимаемой личности позволяет уменьшить фиксации проявлений поляр­ных черт, качеств и других особенностей, что в конечном итоге искажает объектив­ность формирования образа объекта по­знания.

Механизм идеализации. Данный меха­низм называют по-разному: «гало-эф­фект», «эффект ореола» и «эффект снис­хождения». Его смысл заключается в на­делении познаваемого объекта исключи­тельно положительными качествами. При этом механизм проявляется не только в завышении положительных черт, качеств, но и преуменьшении негативных психо­логических особенностей. Механизм иде­ализации тесно связан с установкой, ко­торая является как бы пусковым момен­том для запуска механизма идеализации. Механизм же, как правило, проявляется


при ограниченной первоначальной инфор­мации о воспринимаемом [Андреева, 1996].

Механизм этноцентризма. Этническая принадлежность приводит в действие так называемый фильтрующий механизм лич­ности, через который пропускается вся информация о воспринимаемом объекте. Суть данного механизма — это пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни. В случае принадлежности объекта и субъекта к од­ной и той же национальности происходит завышение положительных особенностей воспринимаемого, а в случае принадлеж­ности к другому этносу — занижение или объективная оценка.

Механизмы межличностного познания. При восприятии человека и его понима­нии субъект неосознанно выбирает раз­личные механизмы межличностного по­знания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К. механиз­мам межличностного познания относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибу­ция и рефлексия других людей. Данные механизмы базируются на когнитивных и эмоциональных процессах [Бодалев, 1995]. Успешность их работы зависит от чувст­вительности человека к собственному и чужому внутреннему миру.

Механизм интерпретации (соотнесе­ния, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым чело­веком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека срав­нивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Механизму интерпретации принадлежит ведущее ме­сто в процессе межличностного познания, функционирующему как осознанно, так и бессознательно. При возникновении труд­ностей понимания воспринимаемого {от­клонение от норм поведения, ограничен­ность информации о нем и пр.) механизм интерпретации личностного опыта стано­вится осознанным. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимае­мым, тем легче и быстрее данный меха­низм срабатывает.

Механизм идентификации. Это поня­тие в психологии является многозначным. В межличностном познании оно представ-


 

б.З. Психология межличностного взаимодействия



ляет отождествление себя с другим чело­веком- В случае если механизм интерпре­тации не срабатывает, то воспринимающий осознанно ставит себя на место воспри­нимаемого. Субъект как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению. «Способ­ность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется постепенно, и развита она у разных лю­дей неодинаково» [Бодалев, 1995, с. 245].

При идентификации субъект познает и эмоциональную сферу объекта. Предста­вить его эмоциональную жизнь может че­ловек, обладающий достаточно развитым уровнем проявления эмоций и чувств, способный к сопереживанию.

Механизм каузальной атрибуции. Субъ­ект использует механизм каузальной атри­буции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Данный меха­низм предполагает приписывание воспри­нимаемому определенных мотивов и при­чин, объясняющих его поступки и другие особенности.

Механизм рефлексии другого человека. Понятие рефлексии в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом [Андреева, 1996]. Результатом рефлексии другого человека является тройное отра­жение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отражен образ субъекта в понимании объекта и отражено представ­ление объекта о субъекте. Использование данного механизма предполагает опреде­ленный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков об­ратной связи от объекта.

Существует достаточно строгий поря­док функционирования механизмов меж­личностного познания (от простых к слож­ным). При восприятии объекта, если он соответствует ролевым нормам, срабаты­вает механизм идентификации. Когда же формирующееся представление о воспри­нимаемом выходит за типологические и ролевые рамки и становится непонятным, то срабатывают более сложные формы механизма познания людей — идентифи-[?*


кация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека.

Обратная связь от объекта восприятия. В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различ­ным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состо­яния партнера по общению.

Обратная связь предполагает постоянное слежение за объектом межличностного познания в различных пространственно-временных и социальных условиях, кор­рекцию формирующего образа восприни­маемого. В отдельных случаях обратная связь выполняет не только осведомитель­ную функцию об объекте восприятия, но и корригирующую, которая информируюет субъекта о необходимости изменить свое поведение.

Наиболее сложными и недостаточно разработанными в проблеме обратной связи являются вопросы оценки критериев (признаков, показателей, сигналов), отра­жающих психические особенности меж­личностного познания.

Условия восприятия человека челове­ком: ситуация, время и место общения. Ситуация восприятия может быть экстре­мальной и нормальной (как отдельно для субъекта, объекта, так и вместе для них). Психологические характеристики воспри­нимаемого образа в разных ситуациях могут совпадать и не совпадать. Время суток, когда происходит восприятие чело­века человеком, в разной степени влияет на самочувствие общающихся и может вносить информационный шум на меж­личностное познание. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возмож­ность воспринимающего получить доста­точную информацию о нем. Адекватное понимание воспринимаемого формируется в непродолжительный по времени и узна­ванию период знакомства. При длитель­ном и тесном контакте у оценивающих начинает проявляется снисходительность и фаворитизм (как к знакомым и друзьям) [Бодалев, 1995].

Уровень обобщения результатов иссле­дований по проблеме восприятия челове­ка человеком в России, по сравнению с зарубежными подходами, является более фундаментальным. В прошлом по проблеме


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: