Несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется для 1) характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрлействий, содействий) в процессе совместной деятельности; 2) для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире — в процессе социальной активности.
Однако взаимосвязи взаимодействия и общения, так же как общения и деятельности, не однозначны и имеют противоречивую традицию их трактовки. С одной стороны, можно интерпретировать и взаимодействия, и обшение как тождественные понятия и явления, понимая их как обмен информацией. С другой стороны, можно рассматривать соотношение между ними как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда говорят о самостоятельном существовании общения как коммуникации (обмене информации) и взаимодействии (как интеракции). Причина подобных разночтений коренится в объеме понимания самого термина «обшение» (узкое и широкое).
|
|
Если понимать обшение как многоуровневое явление (реальность межличностных и общественных отношений), то наряду с информационной стороной, оно имеет и другую — фиксирующую не только обмен знаками, но и организацию совместных действий.
В процессе обшенин как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами, можно сказать: не бывает общения без взаимодействия и регуляции, так же как взаимодействия — без общения.
С регуляционно-коммуникативной функцией общения связаны многие явления, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внушение, убеждение. Процесс регуляции поведения людей в группе приводит к превра-
щению группы в совокупного субъекта деятельности.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Обшение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Приведем другую классификационную схему функций обшения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются следующие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений (отчасти такая классификация дана в монографии В.В. Знакова, 1994; познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г.М. Андреевой, 1988).
|
|
Сопоставление двух классификационных схем позволяет, конечно в определенной мере условно, объединить (включить) функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную [Андреева, 1988].
6.3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в западной психологии
В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональ-ный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений).
Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-40-е гг. и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объект исследований — передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками»: сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами,
6.3. Психология межличностного взаимодействия
которые способны посылать и принимать информацию при помоши какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются в основном на трех положениях:
содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т.д.);
человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.
Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).
Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, ее передатчик (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), ее получатель (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, даюший возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность», или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи со-
общения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Первый аналитический обзор использования этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследований был дан в 1957 г. К. Черри.
Второе направление исследований возникло в 60-х гг. Основной предмет — анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая ди-адические. Важные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975). Он разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:
|
|
коммуникационные условия, или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное-непрямое, опосредованное, симметричная—асимметричная передача сообщений);
коммуникационное поведение, или стратегия общения, используемое участниками общения во взаимоотношениях друг с другом;
коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
основы, или критерии, интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Именно разработка и использование этой модели при анализе межличностного общения помогли наиболее полно сблизить и «навести мосты» между информационным и интеракциональными подходами к изучению проблемы общения.
Интеракциональные подходы. Были раз-виты главным образом в 60—70-е гг, В отличие от информационного подхода, и котором общение представлено как транзакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интерак-циональном подходе оно рассматривается как ситуация совместного присутствия.