Социальная психология. Несколько слов о традиции использо­вания понятий взаимодействия и общения в социальной психологии



Несколько слов о традиции использо­вания понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаи­модействия используется для 1) характе­ристики действительных реальных контак­тов людей (действий, контрлействий, со­действий) в процессе совместной деятель­ности; 2) для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совмест­ной деятельности или шире — в процессе социальной активности.

Однако взаимосвязи взаимодействия и общения, так же как общения и деятель­ности, не однозначны и имеют противо­речивую традицию их трактовки. С одной стороны, можно интерпретировать и взаи­модействия, и обшение как тождествен­ные понятия и явления, понимая их как обмен информацией. С другой стороны, можно рассматривать соотношение между ними как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда гово­рят о самостоятельном существовании общения как коммуникации (обмене ин­формации) и взаимодействии (как инте­ракции). Причина подобных разночтений коренится в объеме понимания самого термина «обшение» (узкое и широкое).

Если понимать обшение как много­уровневое явление (реальность межлич­ностных и общественных отношений), то наряду с информационной стороной, оно имеет и другую — фиксирующую не только обмен знаками, но и организацию сов­местных действий.

В процессе обшенин как взаимодейст­вии (вербальном, физическом, невербаль­ном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия ре­шения, на выполнение и контроль дейст­вий, т. е. на все составляющие деятель­ности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Дру­гими словами, можно сказать: не бывает общения без взаимодействия и регуляции, так же как взаимодействия — без общения.

С регуляционно-коммуникативной функ­цией общения связаны многие явления, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внуше­ние, убеждение. Процесс регуляции пове­дения людей в группе приводит к превра-


щению группы в совокупного субъекта деятельности.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональ­ной сферы человека. Обшение — важней­шая детерминанта эмоциональных состоя­ний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и разви­вается в условиях общения людей — про­исходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаим­ное усиление или ослабление.

Приведем другую классификационную схему функций обшения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются следующие функции: организация совмест­ной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межлич­ностных отношений (отчасти такая класси­фикация дана в монографии В.В. Знакова, 1994; познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выде­ленную Г.М. Андреевой, 1988).

Сопоставление двух классификацион­ных схем позволяет, конечно в определен­ной мере условно, объединить (включить) функции познания, формирования меж­личностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функ­цию общения как более емкую и много­мерную [Андреева, 1988].

6.3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в западной психологии

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: инфор­мационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональ-ный (ориентированный на взаимодейст­вие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотноше­ний).

Информационные подходы. Были разви­ты в основном в 30-40-е гг. и с тех пор широко используются до настоящего вре­мени. Объект исследований — передача сообщений, главным образом фактичес­ких, реальных между «участниками»: со­обществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами,


 

6.3. Психология межличностного взаимодействия



которые способны посылать и принимать информацию при помоши какой-то сис­темы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода ба­зируются в основном на трех положениях:

содержание информации может преоб­разовываться в различные символы (коди­роваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т.д.);

человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая ин­формация после ее восприятия и перера­ботки (в форме мыслей, эмоций, устано­вок);

принятие аристотелевской и ньютонов­ской картины мира: существует нейтраль­ное пространство, в котором взаимодейст­вуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, зна­ки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).

Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, ее передатчик (шифратор), канал для пе­редачи сигналов, приемник информации (дешифратор), ее получатель (место полу­чения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном по­рядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обрат­ная связь» (отклик получателя инфор­мации, даюший возможность источнику кодифицировать и корректировать после­дующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность», или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декоди­ровано); «фильтры» (преобразователи со-


общения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).

Первый аналитический обзор исполь­зования этой теоретической модели ком­муникаций в различных дисциплинах и сферах исследований был дан в 1957 г. К. Черри.

Второе направление исследований воз­никло в 60-х гг. Основной предмет — ана­лиз социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в меж­личностных взаимодействиях, включая ди-адические. Важные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975). Он разработал и исполь­зовал для анализа общения модель комму­никационного обмена, состоящую из 4 эле­ментов:

коммуникационные условия, или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаи­модействия (например, прямое, непосредст­венное-непрямое, опосредованное, сим­метричная—асимметричная передача сооб­щений);

коммуникационное поведение, или стра­тегия общения, используемое участниками общения во взаимоотношениях друг с дру­гом;

коммуникационные ограничения, вклю­чающие экономические, технические, ин­теллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками об­щения той или иной стратегии;

основы, или критерии, интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего по­ведения по отношению друг к другу.

Именно разработка и использование этой модели при анализе межличностного общения помогли наиболее полно сбли­зить и «навести мосты» между информа­ционным и интеракциональными подхо­дами к изучению проблемы общения.

Интеракциональные подходы. Были раз-виты главным образом в 60—70-е гг, В от­личие от информационного подхода, и котором общение представлено как тран­закции по передаче информации (отдель­ные коммуникационные акты), в интерак-циональном подходе оно рассматривается как ситуация совместного присутствия.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: