Формирование личности профессионала

_1 В отечественной и зарубежной психоло-•^гии общепринято положение о существен-1 ной роли деятельности в развитии личности. \ Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека., познания им мира и самовыра­жения в обществе. Сложность и многооб­разие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляций его поведения, а также спецификой деятельности, ее психо­логических характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отно­шений достаточно динамичной, что про­является во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.

Особенности взаимосвязи и взаимовлия­ния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности опреде­ляют постановку проблемы психологичес­кого изучения процесса формирования личности профессионала, которая нашла отражение в исследованиях Е.А. Климова [33], Т.В. Кудрявцева [38], Ю.П. Поварен-кова [46J и др. Теоретическим основанием для этих исследований явились основопо-


лагающие положения работ Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхзновой-Славской, Л.И. Анцы-феровой, Б.Ф. Ломова по проблемам взаи­мосвязи личности и деятельности, разви­тия личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом про­цессе и т. д.

Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологичес­кие, социальные и медицинские аспекты. Основной теоретический аспект психоло­гического содержания этой проблемы связан с изучением особенностей развития лич­ности в период ее профессионализации и индивидуальной детерминации процессов успешного освоения и реализации профес­сиональной деятельности. Практическая направленность изучения данной проблемы определяется задачами самоопределения личности (профориентации и отбора), тру­дового обучения, профессиональной под­готовки, социально-психологической адап­тации, психологической реабилитации и поддержки в процессе деятельности [47]. Существенное значение в изучении этой проблемы имеет развитие представлений о тех явлениях, которые связаны с основ­ными закономерностями профессиональ­ного становления, выявления факторов регуляции его динамики, построения на этой основе системы мер осознания себя субъектом собственной профессиональной деятельности и понимания социальной значимости своей профессии. Центральным понятием в данной проблеме является «профессионализация» личности. Профес­сионализация как психологическая кате­гория отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структу­рирования совокупности ее профессио­нально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в кон-кретн ых видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути. Можно сказать, что профессионализация — это специфическая форма трудовой актив­ности личности в течение профессиональ­ного этапа жизненного пути, отражающая процесс ее социализации и уровень раз­вития.


 

7.5, Психология профессиональной деятельности



На изучение проблемы формирования личности профессионала существенное влияние оказывает ряд положений психоло­гических теорий личности и деятельности, а именно — концепция психического раз­вития, разработанная в трудах А.Н. Леонть­ева. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова и опи­рающаяся на представления о ведущей и доминирующей деятельности и их смене; роль возникновения кризисных явлений в развитии личности (Л.И. Анцыферова); положение о противоречивости процесса индивидуального развития человека — закон гетерохронности и неравномерности развития (Б.Г. Ананьев); особенности соот­несения психической организации человека с требованиями деятельности; регулирую­щая роль образа «Я» и образа профессио­нала (и их сопоставление) и т.д.

Анализ данных литературы позволяет определить основные предпосылки про­фессионального развития в виде следую­щих положений:

\/ • все люди индивидуально различа­ются по психологическим свойствам и качествам;

• успешность профессионализации определяется степенью соответствия ин-цивидуально-психологическихособеннос-гей личности требованиям профессии;

• каждый человек соответствует требо-ааниям ряда профессий;

• степень соотношения индивидуаль­ных особенностей и профессиональных гребований определяет уровень интереса с профессии, удовлетворенности в ней,:тремление к профессиональному совер-ценствованию и т. д.;

• профессионализация реализуется на 1сем протяжении профессионального пути 1азвития личности;

• профессиональное развитие личности, с операционных и психологических качеств [ структур происходит неравномерно и азновременно;

• определяющим в профессиональном азвитии личности является характер ве-ущей деятельности и их смена;

• отношение к профессии, ее освоение

трудовая деятельность детерминируются

корректируются профессиональными,

синологическими, физиологическими и

ругими факторами, определяющими осо-

Ош ременная психология


бенности жизненной и трудовой актив­ности человека [47J.

Развитие личности профессионала рас­сматривается как интеграция двух процес­сов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессиона­лизации (с начала периода самоопределе­ния до завершения активной трудовой деятельности). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития (например, Д. Сьюпера) и клас­сификации стадий развития человека (Б.Г.Ананьев, Е.А. Климов, Т.В. Кудряв­цев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: