_1 В отечественной и зарубежной психоло-•^гии общепринято положение о существен-1 ной роли деятельности в развитии личности. \ Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека., познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляций его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.
Особенности взаимосвязи и взаимовлияния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности определяют постановку проблемы психологического изучения процесса формирования личности профессионала, которая нашла отражение в исследованиях Е.А. Климова [33], Т.В. Кудрявцева [38], Ю.П. Поварен-кова [46J и др. Теоретическим основанием для этих исследований явились основопо-
|
|
лагающие положения работ Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхзновой-Славской, Л.И. Анцы-феровой, Б.Ф. Ломова по проблемам взаимосвязи личности и деятельности, развития личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом процессе и т. д.
Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологические, социальные и медицинские аспекты. Основной теоретический аспект психологического содержания этой проблемы связан с изучением особенностей развития личности в период ее профессионализации и индивидуальной детерминации процессов успешного освоения и реализации профессиональной деятельности. Практическая направленность изучения данной проблемы определяется задачами самоопределения личности (профориентации и отбора), трудового обучения, профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации, психологической реабилитации и поддержки в процессе деятельности [47]. Существенное значение в изучении этой проблемы имеет развитие представлений о тех явлениях, которые связаны с основными закономерностями профессионального становления, выявления факторов регуляции его динамики, построения на этой основе системы мер осознания себя субъектом собственной профессиональной деятельности и понимания социальной значимости своей профессии. Центральным понятием в данной проблеме является «профессионализация» личности. Профессионализация как психологическая категория отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структурирования совокупности ее профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в кон-кретн ых видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути. Можно сказать, что профессионализация — это специфическая форма трудовой активности личности в течение профессионального этапа жизненного пути, отражающая процесс ее социализации и уровень развития.
|
|
7.5, Психология профессиональной деятельности
На изучение проблемы формирования личности профессионала существенное влияние оказывает ряд положений психологических теорий личности и деятельности, а именно — концепция психического развития, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова и опирающаяся на представления о ведущей и доминирующей деятельности и их смене; роль возникновения кризисных явлений в развитии личности (Л.И. Анцыферова); положение о противоречивости процесса индивидуального развития человека — закон гетерохронности и неравномерности развития (Б.Г. Ананьев); особенности соотнесения психической организации человека с требованиями деятельности; регулирующая роль образа «Я» и образа профессионала (и их сопоставление) и т.д.
Анализ данных литературы позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений:
\/ • все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам;
• успешность профессионализации определяется степенью соответствия ин-цивидуально-психологическихособеннос-гей личности требованиям профессии;
• каждый человек соответствует требо-ааниям ряда профессий;
• степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных гребований определяет уровень интереса с профессии, удовлетворенности в ней,:тремление к профессиональному совер-ценствованию и т. д.;
• профессионализация реализуется на 1сем протяжении профессионального пути 1азвития личности;
• профессиональное развитие личности, с операционных и психологических качеств [ структур происходит неравномерно и азновременно;
• определяющим в профессиональном азвитии личности является характер ве-ущей деятельности и их смена;
• отношение к профессии, ее освоение
трудовая деятельность детерминируются
корректируются профессиональными,
синологическими, физиологическими и
ругими факторами, определяющими осо-
Ош ременная психология
бенности жизненной и трудовой активности человека [47J.
Развитие личности профессионала рассматривается как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода самоопределения до завершения активной трудовой деятельности). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития (например, Д. Сьюпера) и классификации стадий развития человека (Б.Г.Ананьев, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев).