Одним из направлений обеспечения успешности трудовой деятельности является профессиональный отбор специалистов. Это комплекс мероприятий, направленных на выделение лиц, которые по своим психологическим и физиологическим качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обучению и последующей трудовой деятельности по конкретной профессии (специальности). Многолетний опыт применения профессионального и, в частности, психологического отбора показал, что его проведение позволило снизить отсев «непригодных» к обучению (с 30—40 до 5—8%) и аварийность по вине персонала (на 40—70%), повысить надежность систем управления (на 10—25%) и успеваемость (на 25—30%) [11, 53, 67J. Однако совпадение прогноза профпригодности с последующей успешностью обучения или трудовой деятельности не превышает, как правило, 75-83%, что определяет необходимость дальнейшего изучения различных аспектов проблемы психологического прогнозирования профессиональной пригодности.
Опыт исследований в области психологического отбора свидетельствует о том, что рекомендации по его проведению должны основываться на результатах изучения определенного комплекса вопросов в целях обоснования: 1) необходимости, актуальности его проведения на конкретную профессию (специальность), вид де-
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ятельности; 2) конкретного содержания задачи отбора; 3) характеристики контингента, из которого производится отбор; 4) профессиональных требований к кандидатам; 5) валидности и надежности методик оценки способностей (профессионально важных качеств — ПВК); 6) критериев прогнозирования профпригодности; 7) эффективности разработанных рекомендаций по отбору; 8) организационных форм проведения психологического отбора (4, 11, 66].
Психологические особенности конкретной профессиональной деятельности определяют требования к личности обучающегося (или специалиста), его способностям, своеобразным сочетаниям индивидуально-психологических качеств, В настоящее время получает все большее экспериментально-теоретическое обоснование представление о том, что процесс сочетания этих качеств (их компенсация и взаимное развитие) может проявляться в функциональной системе деятельности. Опираясь на понятие «функциональная система», В.Д. Шадирков [59] определил способности как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.
Рассмотрение способности через структуру функциональной системы деятельности позволяет характеризовать определяющее ее психологическое качество как аналитическую и конкретную функцию, обеспечивающую достижение успеха в деятельности (он зависит и от других личностных качеств). Аналитичность психической функции проявляется в ее отражении какой-либо специфической стороны обеспечения реализации компонента целостной деятельности. Конкретность функции выражается в ее оперативности, т, е. согласовании операционных механизмов психических процессов с требованиями конкретной деятельности при включении субъекта в эту деятельность. Данный взгляд на сущность способностей позволяет признать в качестве задач профессиональной психодиагностики необходимость оценки операционных механизмов развития ПВК,
а также измерения особенностей взаимодействия отдельных способностей в системе деятельности.
Теоретические положения о структурной архитектонике личности, в частности способностей, о детерминирующей роли деятельности в развитии личности, о динамических преобразованиях структуры и содержания деятельности и изменении в связи с этим профессиональных требований к личности определяют пути дальнейшего совершенствования системы психологического отбора.
В целях изучения и практической реализации перечисленных выше положений проведено исследование структурно-динамических особенностей ПВК курсантов-летчиков [12]. Обследовано свыше 650 кандидатов на обучение и курсантов летных училищ в период отбора и последующего обучения (4 года) с помощью единого комплекса методик. В качестве одной из рабочих гипотез было выдвинуто положение о том, что сочетание отдельных ПВК у курсантов образует ряд типичных структур, которые характеризуются наличием определенных внутренних взаимосвязей между компонентами структуры и иерархических отношений между ними. Результаты психологического обследования, в частности показатели уровня развития ПВК у каждого курсанта, выраженные в величинах 9-балльных унифицированных шкал, использованы для графического отображения этих показателей в единой координатной системе («психометрический профиль»). Для его построения использовались наиболее информативные показатели пяти ПВК: оперирование пространственными представлениями, репродуктивное мышление, оперативная память, внимание и психомоторные качества. Из множества вариантов психометрических профилей выделены 23 наиболее типичные их конфигурации.
Применение аппарата множественного корреляционного и многомерного факторного анализа позволило установить наличие взаимосвязи между ПВК, а также изменение соотношений в количестве, характере и тесноте этих связей на разных этапах обучения. Выявленные изменения вызваны различиями в профессиональных
7.5. Психология профессиональной деятельности
требованиях к ПВК курсантов в зависимости от содержания учебных задач, а также степенью адаптации курсантов к этим требованиям, уровнем адекватности психологической функциональной системы деятельности содержанию и условиям выполнения задач на каждом этапе обучения. Таким образом, была доказана корректность использования предложенного приема отображения психометрического профиля для характеристики состава, степени выраженности и структуры ПВК.
В лонгитюдном исследовании выявлена большая вариативность динамики показателей выраженности отдельных ПВК курсантов в период четырехлетнего обучения, что отражает гетерохронность и неравномерность фаз психического развития, а также влияния на их состояние особенностей деятельности. Установлен эффект увеличения структурированности ПВК в процессе обучения, который заключается в постепенном уменьшении количества слабых связей между отдельными качествами (на 1-м курсе — около 50%, на 4-м курсе — 28%), а также в ориентированном изменении характера связей между отдельными элементами структуры (на 1-м курсе они равномерно распределены между всеми ПВК, на 4-м курсе — возрастает количество сильных связей между ПВК наиболее профессионально значимых познавательных процессов). Достаточно четко выделяются три относительно автономных блока ПВК — когнитивный, психомоторный и актива-ционный, которые обеспечивают выполнение задач преобразования информации, управляющей активности, информационного поиска и контроля. О профессионально ориентированном структурирова-
нии ПВК курсантов свидетельствует также увеличение за период обучения количества психометрических профилей, характерных для лиц с благоприятным прогнозом обучения.
Данные корреляционного анализа свидетельствуют о том, что на всех этапах обучения имеются достоверные различия по количеству и степени выраженности связей ПВК у курсантов двух полярных по успеваемости групп (табл. 7.2). У «отличников» количество сильно выраженных связей к концу обучения снизилось (с 47 до 17%), что отражает развитие у них специализированных психологических подсистем деятельности, характеризующихся минимизацией жестко детерминированных связей и относительным увеличением менее тесных (более пластичных) связей. У слабо подготовленных курсантов количество сильных связей увеличилось (с 0 до 23%), что связано с формированием жесткой, консервативной структуры ПВК, входящей в определенное противоречие с меняющимися в период обучения профессиональными требованиями.
Для определения возможности учета динамических характеристик структуры s-1 при прогнозировании профпригодности курсантов были проведены исследования особенностей развития этой структуры у лиц с разным уровнем успешности обучения. Ретроспективный анализ полярных по летной успеваемости групп курсантов-выпускников показал, что уже на 1—2-м курсах у наиболее успевающих в профиле отмечаются ПВК с высоким уровнем развития, а к 3-му курсу формируется устойчивая структура ПВК; для наименее успевающих характерен равномерно-усреднен-
Таблица 7.2 |