Публичное осуждение своих предшественников не помогло Никите Сергеевичу, которого затем самого отстранили от власти к глубокому удовлетворению советского народа. При Брежневе же в «разоблачении культа» не видели необходимости, поэтому его просто свернули. Поступили с мудростью египетских жрецов: о Сталине просто старались пореже вспоминать. Он лишь иногда мелькал в фильмах о войне.
Процесс возобновился при Михаиле Горбачеве. Его «перестройка» тоже требовала какого-то обоснования, однако критика Брежневского «застоя» особого результата не приносила, поскольку экономическая ситуация в стране лишь стремительно ухудшилась. Недовольный народ, сердито вертящий в руках талоны на сахар и масло, нужно было чем-то отвлечь, и тогда из архивов снова подняли «дело Сталина». Прием был проверенный: нужно было убедить людей, что новая власть положительно отличается от старых времен «тоталитарного режима». И так как дела новой власти были из рук вон плохи и ухудшались на глазах, то и маховик «разоблачения Сталина» раскручивался с невиданной скоростью.
Однако страдания «детей Арбата», как уже было замечено, мало кого интересовали, за исключением отечественной «интеллигенции», с упоением перечитывающей Солженицына, Гинсбурга и «Огонек». Нужно было нечто, что непосредственно касалось бы широких масс простых людей. То есть темы коллективизации, голодоморов, депортаций, штрафбатов и т.д.
Но эти темы имели очень сомнительное авторство, поскольку большинство из них вышли из стен Министерства пропаганды Рейха. Действительно, до начала Великой Отечественной никакой четкой и организованной критики (тем более «разоблачения») политики Сталина не было. Ну, если не считать упреков в его адрес Троцкого, беспрерывно флудившего из-за границы об «отходе от марксистских принципов» (потом эти же тезисы использовал Хрущев). Но в 1941 году вторгнувшаяся в СССР гитлеровская коалиция имела на вооружении не только танки и самолеты, но и лучшую в мире пропагандистскую машину. И её работа заключалась в создании максимально чудовищного имиджа большевиков. Всё по тому же принципу: убедить русских (и другие народы Союза) в том, что пришедшие их «освободить» немцы гораздо лучше, чем советская власть.
Вас не удивляет тот факт, что «откровения» о миллионах расстрелянных, о голодоморе, об ужасах коллективизации, о безумных комиссарах и прочих «ужасах сталинизма» впервые появились в немецких листовках, которые щедро расклеивались на «освобожденных» территориях, разбрасывались над окопами, раздавались военнопленным и остарбайтерам. Потом они были взяты на вооружение коллаборационистами как оправдание за свой переход на сторону Гитлера. Но с окончанием войны они не были смыты в сортир – ими воспользовался для своей «антисоветской» агитации Запад. Кстати, символично, что ораторами этих «эфиров свободы» зачастую были бывшие пособники гитлеровцев.
А теперь этим сомнительного свойства “наследством” активно пользуется пропагандистская машина единороссов. Аналогия не косвенная – прямая.
Впрочем, иногда созданием агитационных материалов занимались и лучшие специалисты Запада. Например, тему Голодомора курировал небезызвестный Роберт Конквист, автор нескольких книг о репрессиях и «искусственном голоде», он же ветеран британской разведки, а затем ответственный сотрудник британского Департамента Информации, где он непосредственно отвечал за «антисоветскую» пропаганду. Сегодня в Украине некоторые считают его чуть ли не “великим историком,” который «открыл людям правду». Но на самом деле он всего лишь взял тему, начатую Геббельсом, и глубоко доработал её. Вот так трагедия голода 33-го года, причины и последствия которого до сих пор требуют серьезного изучения, превратилась в «умышленный геноцид», в оружие информационной войны.
Таким образом, к началу 90-х годов более-менее обоснованная критика «культа Сталина» в хрущевском стиле сменилась ураганом модернизированной геббельсовской пропаганды. Истина никого уже не волновала, напротив, появился азарт дописывать новые нули к числу «жертв сталинизма», придумывать душераздирающие небылицы. Чем ужаснее и кровавее были очередная книга, фильм, статья о «тоталитарном режиме», тем на больший успех они могли рассчитывать.
И в этом снова был всё тот же смысл: распад СССР, развал социально-ориентированной советской экономики на хаос «свободного рынка» нужно было как-то оправдать. Нужно было отвлечь людей от их нынешних проблем и убедить, что сейчас живется лучше, чем раньше. Особенною актуальность эта пропаганда приобрела в канун выборов 1996 года в России и 1999 года в Украине, когда главными противниками Ельцина и Кучмы были коммунисты. Запугивание избирателей ужасами «коммунизма», опасностью «возвращения к сталинским временам» было основной темой избирательной агитации кандидатов от «демократической власти».
В итоге всё это мифотворчество создало новый «культ Сталина» – только отрицательный, зловещий. Как всякий культ, имеющий своих адептов, которые с фанатизмом верят в то, что Сталин уморил и расстрелял сто миллионов человек, хотел под корень извести всех украинцев и сослать в Антарктиду всех евреев. Которые очень хотели бы верить, что Сталин пил за завтраком кровь «невинно репрессированных», которую ему по трубам поставляли прямо из подвалов Лубянки.
Эта вера в Сталина-монстра существует тоже не просто так. Она помогает верить в то, что ты живешь гораздо лучше, чем жили тогда твои несчастные, чудом избежавшие ГУЛАГа и расстрела предки. И даже если твой обед состоит лишь из «Доширака» или бутерброда с соевой колбасой, ты успокаиваешь себя мыслями о том, что питаешься куда лучше, чем твои регулярно голодавшие бабушки и дедушки.
Поэтому, “Единая Россия” во главе со своими лидерами, включая президента, всеми силами воскрешает сталинофобию и при поддержке “правозащитников” и престарелых “детей арбата”, продажных депутатов и телешлюшек вроде Собчак и Канделаки и их соратников и соратниц среди журналистской братии.
Однако пропагандистская машина мифотворчества не смогла полностью справиться со своей задачей, столкнувшись с противодействием неиссякаемого народного фольклора. Навязываемый обществу «антикульт» Сталина вызвал у части этого общества обратную реакцию, заново создав положительный культ Отца народов. Такой же мистифицированный…
Иосиф Виссарионович был эрудирован во многих науках, в том числе и исторической. Поэтому не исключал, что после смерти повторит судьбу Ши-Хуанди, Грозного и Наполеона. Однажды он даже проронил: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!»
Но пока что ветер лишь добавил на его могилу кучу розовых лепестков от восторженных поклонников, знающих о реальном Сталине не более, чем его радикальные противники. О нем сложили новые мифы, теперь уже позитивные, и разглядеть за всем этим реального исторического Сталина просто невозможно. Он превратился в былинного персонажа, выступая в одних сказках в качестве чудовищного злодея, а в других – мудрого героя. Став, словно гоголевский Вий, «продуктом колоссального простонародного воображения».