Взгляд слева: Энгельс об особенностях России

Однако создатели марксизма – Маркс и Энгельс были здесь гораздо прозорливее и тоньше своих будущих советских учени­ков и одновременно вульгариза­торов. Очень интересна в этом плане работа Ф.Энгельса «О социальном вопросе в России» (статья 5 из серии «Эмигрант­ская литература» (1875)). Соб­ственно, эта статья Энгельса посвящена критике учения рус­ского народника Ткачева об особом русском пути к социа­лизму, минуя капитализм. Эн­гельс при этом выступает с по­зиций откровенно европоцен­тричных: он не отрицает специ­фики российской экономической жизни, состоящей прежде всего в том, что в России есть кресть­янская община, но он считает эту общину не неким своеобыч­ным и неповторимым порожде­нием русского или славянского духа; отнюдь, Энгельс указы­вает, что «общинная собствен­ность на землю представляет собой такой институт, который мы находим на низкой ступени развития у всех индоевропей­ских народов: от Индии до Ир­ландии». То есть русская об­щина по Энгельсу есть не что иное как реликт первобытного общества, первобытного комму­низма, чудом сохранившийся в Северной Евразии до эпохи, ко­гда в тамошних городах стал уже развиваться капитализм. Вся специфика России для за­падника Энгельса, как и для всякого другого западника, лишь в том, что она чудовищно «от­стала» от «цивилизованной Ев­ропы», застряв не только в феодализме, но и кое в чем со­хранив даже моменты перво­бытного доисторического про­шлого! (ведь Энгельс как и лю­бой западник – прогрессист, развитие Запада для него – движение по восходящей линии) Правда, Энгельс в отличии от современных российских запад­ников не был русофобом, он не считал, что консервация столь архаичных форм хозяйствова­ния в России есть признак ка­кой-либо феноменальной при­родной «отсталости» самого русского народа. Энгельс объ­яснял это объективными усло­виями. Он связывал, например, существование такой традици­онно-общинной формы хозяйст­вования как артель с одной сто­роны с влиянием на русских тюркских и финно-угорских пле­мен, для которых, по замечанию Энгельса еще в большей сте­пени характерна экономика «первобытного коммунизма», с другой стороны, по словам Эн­гельса: «Суровый климат тре­бует разнородной промышлен­ной деятельности, а недоста­точное развитие городов и не­хватка капитала возмещается по мере возможности этой фор­мой кооперации»5.

Однако развитие капитали­стических отношений в России, развитие городов, рост капитала сделают, по Энгельсу, артель и общину ненужными, они исчез­нут сами по себе и Россия вста­нет на тот же путь, что и страны Западной Европы.

Вместе с тем, Энгельс крити­ковал народников не только за то, что они считали крестьян­скую общину и артель ремес­ленников сугубо славянскими или даже русскими специфиче­скими феноменами. Он упрекал их в том, что они не видят диа­лектической связи между кре­стьянской общиной и самодер­жавным государством, идеали­зируя первую и демонизируя второе. И здесь, думаем, Эн­гельс выказывал глубокое по­нимание самобытной структуры российского общества и госу­дарства. Действительно, идеа­лом народников была некая крестьянская, социалистическая Россия, существующая как фе­дерация, построенная снизу и управляемая органом широкого народного представительства, свято охраняющем политиче­ские свободы – свободы слова, печати, собраний, выборов… Самодержавие они считали лишь уродливым паразитиче­ским наростом на теле кресть­янской России. Энгельс, поте­шаясь над такой наивностью, показывает, что несмотря на из­вестное отторжение от государ­ства крестьян, виду того, что длань государства в России всегда была тяжела, особенно, для простых людей, община не только не антагонистичная ав­торитарной государственности и даже деспотизму, но и прямо предполагает их, является их основой. Энгельс пишет: «Рус­ский крестьянин живет и дейст­вует только в своей общине… Подобная изоляция отдельных общин друг от друга, создающая по всей стране, правда, одина­ковые, но никоим образом не общие интересы, составляет естественную основу для вос­точного деспотизма; от Индии до России везде, где преобла­дала эта общественная форма, она всегда порождала его, все­гда находила в нем дополнение. Не только русское государство вообще, но даже специфиче­ская его форма, царский деспо­тизм, вовсе не висит в воздухе (это полемический упрек П. Тка­чеву, так как именно он говорил, что русское государство нена­видимо всеми в России и «висит в воздухе» – Р.В.), а является необходимым и логическим продуктом русских обществен­ных условий»

Итак, формула русского, и го­воря шире восточного своеоб­разия, отличия этих цивилиза­ций от Запада, по Энгельсу та­кова: авторитаризм в политике, социализм в экономике или правая политика, левая эконо­мика. Россия, как и остальные неевропейские, восточные страны, да и сама Европа в глу­бокой древности – это кентавр «сильное государство-община». Причем под сильным государст­вом понимается антипод запад­ного демократического государ­ства, ограниченного граждан­ским обществом, не вмеши­вающегося в жизнь людей без крайней надобности. Сильное российское государство не ос­тавляет за людьми права на приватную жизнь, оно проникает везде, даже в самые глубинные слои социума, я бы назвал его тоталитарным, если бы этот термин не был нагружен отри­цательными ассоциациями.

По Энгельсу получается, что Россия имела и имеет как бы две истории: с одной стороны в ней имелись внешние проявле­ния формаций, которые описы­вает марксизм – феодализма, капитализма (естественно, рус­ский феодализм и русский капи­тализм также сильно отлича­лись от западных аналогов, но все же тут возможно хотя бы проводить параллели). С другой стороны, с доисторических вре­мен до 19 века в России сохра­няется неизменным ядро ее на­ционального бытия, сочетание крестьянской общины и автори­тарной политической власти (помещик и сельская община, вече и князь и т.д.).

Наконец, Энгельс был реши­тельно не согласен с народни­ками в том, что на основе об­щины можно совершить прыжок в социализм, минуя капитализм. Капитализм, по Энгельсу, есть необходимая ступень при вос­хождении к социализму, по­скольку социализм невозможен без индустриального базиса, а создание его, модернизация, как показал опыт Запада, предпола­гает развитие торгово-денеж­ных, рыночных, капиталистиче­ских отношений. В 1922 году, полемизируя с меньшевиком Сухановым, Ленин, правда, «поправит» Энгельса, конечно, не называя великого имени. Ле­нин будет утверждать, что есть еще и другой, незападный, рос­сийский и восточный путь мо­дернизации – построение со­временной промышленности и проведение культурной рево­люции под руководством силь­ного, так сказать, «предсоциа­листического» государства. Бо­лезнь и скорая смерть поме­шали Ленину развить эту ориги­нальную мысль в полноценную концепцию, но очевидно, что, начни он ее создавать, он обра­тился бы к своей теории импе­риализма: Запад, перейдя к им­периалистической фазе, сам перекрыл другим странам путь капиталистической, рыночной модернизации; Западу не нужен высокоразвитый российский ка­питализм, Западу нужна Россия как сырьевой придаток, поэтому нам никакой другой модерниза­ции, кроме государственной, и не остается (подробнее об этом смотрите в нашей работе «Ле­нин как левый патриот»). Од­нако, Энгельс, конечно, ничего не знал о теории империализма, они с Марксом рассуждали в рамках теории «равномерного» распространения капитализма по миру, отсюда вывод Эн­гельса о прогрессивности капи­тализма в России, он ведь не знал, что это будет сырьевой, периферийный капитализм.

Правда, все равно Энгельс не особенно верил в перспективу российского капитализма. Он был убежден, что очень скоро начнется пролетарская револю­ция на Западе, которая покон­чит с мировым капитализмом, а значит, и с российской его раз­новидностью. И только в этом случае, замечает Энгельс, об­щина, если она к тому времени сохранится, станет основой для социалистического строитель­ства в России (под которым, как видим, Энгельс имеет в виду «нормальный» (с его точки зре­ния) социализм, «как на За­паде», а не специфический «русский социализм»).

С другой стороны Энгельс не сомневался, что Россия и сама по себе стоит на грани револю­ции. «Что положение русских крестьян со времени освобож­дения от крепостной зависимо­сти стало невыносимым, что долго это удержаться не может, что уже по этой причине рево­люция в России приближается, – это ясно» – писал Энгельс и далее спрашивал – вопрос лишь в том, каков будет резуль­тат этой революции?». Энгельс отмечал при этом, что револю­цию начнут «высшие классы столицы», а затем подхватят крестьянские массы (и в этом он оказался совершено прав). Итак, по Энгельсу выходило, что к «настоящему», то есть инду­стриально-западническому со­циализму Россию еще не го­това, потому что для него нет индустриального базиса, капи­тализм в России слаб и глубоко развиться ему не даст сама по­литика правительства, которая буквально подталкивает народ к революции. Следовательно, ре­волюция в России будет анти­капиталистической и крестьян­ской и породит некий общинный проект, отражающий привычное для русского крестьянина об­щинное жизнеустройство. Кроме того – Энгельс это прямо не пи­шет, но это легко выводится из его рассуждений о специфике России – это общинная эконо­мика постреволюционой России будет иметь надстройкой госу­дарство, напоминающее преж­нее самодержавие или, как вы­ражался западник Энгельс, «восточный деспотизм».

Если затем произойдет ком­мунистическая, пролетарская революция на Западе, то под руководством передового за­падного пролетариата этот кре­стьянский проект можно будет «подтянуть» к «более прогрес­сивному», пролетарскому со­циализму, и соответственно, надстройку «нового самодержа­вия» преобразовать в «проле­тарскую демократию».. Если же нет, то Россия так и остается страной общинной, но не со­циалистической в марксистском смысле слова, и, как и прежде, крайне авторитарной.

Удивительно, что Энгельс оказался подлинным пророком, гораздо более прозорливым, чем все русские демократы-на­родники и марксисты-западники вместе взятые. Его анализ, дей­ствительно, показывает самую суть советского строя, который, действительно, представлял собой традиционный для Рос­сии синтез общины и сильного государства, но в новой форме – в качестве общины выступали советские заводы, фабрики и колхозы с их коллективистским жизнеустройством, в качестве служилого самодержавного го­сударства – партия коммунистов с вождем во главе.

В отличии от меньшевиков, Энгельс не только предвидел Октябрьскую революцию, не ук­ладывавшуюся в схемы вуль­гарного марксизма, но и пра­вильно, по сути, объяснил ее характер, движущие силы и на­правленность (конечно, при этом давая ей оценки противо­положные тем, какие ей давали наследники славянофилов, на­пример, евразийцы).

Энгельс, правда, не мог пред­положить, что эта крестьянская и этатистская по сути револю­ция будет возглавлена марксис­тами, и потому крестьянский общинный проект да еще с до­веском вождистской идеократии будет осмыслять себя в терми­нах сильно упрощенного и идеологизированного мар­ксизма. Кроме того, Энгельс не мог даже догадываться, что не­обходимую задачу модерниза­ции России, перехода ее от аг­рарной к индустриальной дер­жаве осуществит не «прогрес­сивная русская буржуазия» и даже не «еще более прогрес­сивные» победившие пролета­рии Запада, …пришедшие на помощь «отсталым крестьянам Востока», а … то самое общин­ное и «деспотичное» государ­ство, которое он объявлял ана­хронизмом. Что ж, здесь нашей стране помог гений Ленина, а затем и Сталина.

Между прочим, энгельсовская «теория России» объясняет в определенной мере не только зарождение советского проекта, революцию 1917 – го, но и его крах в 1991 году. Объективная историческая миссия советского проекта, по Энгельсу, состояла в модернизации России: инду­стриализации, культурной рево­люции и т.д. Эта задача была успешно выполнена в эпоху Ле­нина и Сталина, фактически, к 1950-м годам. Дальше, по мысли демиурга советской ци­вилизации – Ленина ничего не оставалось, как ждать револю­ции на Западе. А она не про­изошла. Советское общество должно было поставить перед собой иную, новую историче­скую задачу, но это мешала сделать идеология вульгарного марксизма, которая не позво­ляла даже осмыслить историче­ское предназначение советского проекта. Таким образом, обще­ство без цели стало деградиро­вать и разлагаться и знамени­тая «оттепель» 60-х была уже началом этого разложения. Высшей же степени оно дос­тигло в наши дни …

3. «Взгляд справа»: евра­зийцы об особенностях Рос­сии

Не может не удивлять тот факт, что в данном вопросе ха­рактеристика особенностей России, данная Энгельсом, сов­падает с характеристикой, дан­ной ей русскими консерватив­ными мыслителями ХХ века, хотя, разумеется, они исходили из разных мировоззренческих оснований и соответственно да­вали различные, диаметрально противоположные оценки этим особенностям. Это совпадения взгляда «слева» и взгляда «справа» само по себе показа­тельно и говорит о том, что пе­ред нами не абстрактная теоре­тическая конструкция, оторван­ная от жизни, а реальный факт, лишь по-разному оцениваемый разными политически-идеоло­гическими направлениями.

Речь идет о русских евразий­цах ХХ годов ХХ века – П.Н. Са­вицком, Н.С. Трубецком, Н.Н. Алексееве и других, и «левом крыле» их современных после­дователей – С.Г. Кара-Мурзе, Т.А. Айзатуллине и т.д., которые создали достаточно стройную концепцию России как особой цивилизации, отличной от Вос­тока и от Запада и переплавив­шей в своем культурно-истори­ческом тигле черты Европы и Азии в самобытном евразий­ском синтезе.

Основоположник евразийства П.Н. Савицкий писал в статье «Евразийская концепция рус­ской истории»: «… русское го­сударство XVI-XX веков явля­ется в большой мере продолже­нием скифской, гуннской и мон­гольской державы… Тот строй, в котором все классы общества являются «служилыми», где не­сут «тягло», где не существует настоящей частной собственно­сти на землю и где значение ка­ждой социальной группы опре­деляется ее отношением к госу­дарству – этот строй глубоко ко­ренится в историческом укладе кочевых держав. Он был вос­принят Московской Русью и дал ей огромную политическую силу…». Другой теоретик клас­сического евразийства – Н.С. Трубецкой подчеркивал идео­кратический, религиозный ха­рактер традиционного для Рос­сии государства: «.. московская государственность явилась пре­емницей монгольской … в са­мом своем идейном содержа­нии… И тут, и там основой госу­дарства … являлась опреде­ленная форма быта, нераз­рывно связанная с определен­ной психологической установ­кой: в монархии Чингисхана – кочевнический быт, в Москов­ском государстве – православ­ное бытовое исповедничество. И тут, и там верховный глава государства являлся наиболее ярким идеальным представите­лем, примерным образцом этого бытового идеала … И тут, и там государственная дисцип­лина строилась на всеобщем подчинении всех граждан и са­мого монарха неземному, боже­ственному началу.. И тут, и там добродетелью подданного при­знавалось отсутствие привязан­ности к земным благам … при крепкой преданности религи­озно осознанному долгу…». Итак, особенность российской цивилизации с точки зрения ев­разийцев состоит в наличие служилого, тяглового, идеокра­тического государства, которое в отличие от государства запад­ного имеет надклассовый ха­рактер, так как отбор в это госу­дарство ведется среди всех слоев населения, а не только среди высших классов, и не по принципу верности интересам крупных собственников, а по принципу верности государст­вообразующей идеи и ее жи­вому земному воплощению – царю. Естественной опорой та­кого государства являются не частнособственнические, осно­ванные на конкуренции, а об­щинные взаимоотношения представителей «производя­щего сословия».

Таким образом традиционное для России устройство обще­ства не имеет ничего общего с такими сугубо западными фор­мациями как «феодализм» и уж тем более, «капитализм». Фео­дализм – это общество, где го­сударство выражает интересы крупнейших земельных собст­венников – феодалов, где ко­роль – лишь «первый среди равных» в кругу феодалов, где существует сложная система договоров между сеньорами и вассалами, она сложилась в За­падной Европе и отражала ин­дивидуалистические и материа­листические наклонности ро­мано-германцев даже в те вре­мена, когда их цивилизация не­сла в себе очень много тради­ционных черт. Что тут похожего на царство Иоанна Грозного, где все – от боярина до холопа за­висят от воли царя, где царь волен приблизить к себе, заста­вить служить сына холопского и прогнать сына боярского, где никто, даже представители древнейших аристократических родов не гарантированы от цар­ского гнева и наказания, коли они отступят от государствооб­разующей идеи? Если Россия и знала нечто похожее на запад­ный феодализм, то только в по­слепетровскую эпоху, когда страна наша начинает перени­мать и даже слепо копировать различные европейские формы. Однако институты западного феодализма были лишь внеш­ней надстройкой, а внутри на­личествовало то же самое слу­жилое, тягловое государство: это видно хотя бы потому, что сама петровская вестернизация проводилась волею царя, обла­давшего почти безграничной властью ради новой идеи, кото­рая пришла на смену идее пра­вославного Третьего Рима – идеи превращения России в ев­ропейскую державу. Превраще­ние дворянства из служилого сословия в сословие наследст­венных аристократов, обла­дающих неотчуждаемыми пра­вами, независимо от доли сво­его участия в государственных делах, то есть в феодалов за­падного типа, сразу же отозва­лось бунтом возмущенного кре­стьянства, пошатнувшим устои Империи, а затем привело к от­далению верхов России от нее низов и к социальному расколу 1917 года.

То же самое можно сказать и о российском «капитализме», который был весьма далек от общества всеобщей конкурен­ции и торжества рыночных от­ношений, сложившегося в За­падной Европе и в США. Доста­точно указать на то, что при до­революционном «капитализме» российское государство тем не менее обладало огромным влиянием на экономику, держа в своей собственности большую часть земель, леса, российские «капиталисты» из купцов-старо­обрядцев были не частными собственниками в западном смысле слова – рациональными эгоистами, стремящимися лишь к прибыли, а скорее, ставленни­ками старообрядческих общин, семей и т.д., и т.п.

Итак, с точки зрения евразий­цев Россия не знала в полной мере своих «феодализма» и «капитализма», так как будучи неевропейской цивилизации, она имела и имеет свой собст­венный путь развития. Это лиш­ний раз подтверждается тем, что стоило России в 1917 году скинуть с себя дворянский, пра­вящий слой, после Петра Вели­кого выполнявший роль провод­ников и культуртрегеров запад­ных идей и институтов, как сразу, будто из-под спуда, яви­лись черты России традицион­ной, чрезвычайно напоминаю­щие допетровский православ­ный Третий Рим, Монгольскую Орду Чингисхана – служилое, тягловое, идеократическое го­сударство. Изменилось, ко­нечно, содержание – на место православию пришел комму­низм, на место служилых, госу­даревых людей – партия, на ме­сто царя – вождь, но формы ос­тались прежними. Как писал об этом тот же П.Н. Савицкий: «возрождение «тягловых» и «служилых» начал наблюдается сейчас в современном полити­ческом и социальном режиме СССР. Из этого же источника идут и принципы этатизма, ог­ромная роль государства (госу­даря) в хозяйстве …».

окончание следует

http://novsoc.ru/r-vahitov-pravoe-gosudarstvo-pri-levom-narode/

-- ------------------------------------------

ТОВАРИЩИ!

БЕЗ ВАШЕЙ РЕГУЛЯРНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЮЛЛЕТЕНЬ

«ЗА СТАЛИНА!»

ВЫХОДИТЬ НЕ СМОЖЕТ!

ЖДЕМ ПОМОЩИ!

_____--------

Редакция благодарит

Г. П. Асинкритова из Твери,

В. Н. Скворцову из

Минеральных Вод

и В. И. Новицкого из Омска

за регулярную поддержку!

------------------------------------------------------

Внимание!

Все номера бюллетеня до № 117 включительно и

документы «Сталинского блока Красноярья»

выложены на страничке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: