В нашем общественном сознании прочно укоренился взгляд на историю России как на смену общественно-экономических формаций, описываемых упрощенным схематичным вариантом марксистской философии истории. В связи с этим и современные историки и социальные философы, а также различного рода политические идеологи и рассуждают о «российском феодализме», «российском капитализме», «российском социализме» и т.д. Причем различия между взглядами самых противоположных течений в этом вопросе не очень-то и существенны. Все они считают, что есть только один, столбовой путь развития, годный для всех народов и цивилизаций, начинающийся с первобытнообщинной формации и затем, в силу развития техники и форм хозяйствования, проходящий стадии рабовладения, феодализма и капитализма. Причем, раньше всех остальных цивилизаций путь этот прошла цивилизация Запада, поэтому все незападные страны обречены на повторение того, что Запад уже успешно преодолел.
Все различие между российскими коммунистами-западниками или вульгарными марксистами и либералами-западниками состоит лишь в том, что первые считают: за этапом капитализма есть еще более прогрессивный этап – социализм, Россия в 1917 году уже «прорвалась» к нему, но вот теперь, после либерального переворота 1991 года она снова отброшена назад, к капитализму, вторые же считают: капитализм есть высшая точка общечеловеческого прогресса, построение некоего, невиданного «социализма» было опасной авантюрой и теперь Россия вернулась на «столбовой путь цивилизации», к капитализму западного образца…
|
|
Этот формационный взгляд на историю Россию начал вырабатываться еще в конце 19 века, когда в России стали возникать первые марксистские кружки и группы. Мы не должны забывать, что первоначально марксизм в России был сугубо западнической теорией, отрицавшей особый путь развития России. Первые марксисты – Струве, Аксельрод, Плеханов, да и молодой Ленин периода работы о капитализме в России резко полемизировали с народниками, которые были своеобразными революционными продолжателями традиций славянофильства и отстаивали точку зрения, что капитализм в России не нужен, так как наша страна издавна имеет социалистическую форму хозяйствования – крестьянскую общину, на ее основе можно построить особенный, неевропейский, крестьянский социализм (отличающийся от пролетарского социализма евроцентристов). Русские марксисты утверждали, что напротив, община есть анахронизм, что разрушение ее и установление капиталистических отношений есть благо для России, поскольку сделает ее цивилизованной страной, подобной странам Западной Европы и тем самым приблизит мировую пролетарскую революцию. Это кажется парадоксом, но в смысле теоретическом первые русские марксисты вполне были согласны со Столыпиным как экономистом (хотя естественно, они не разделяли его политических взглядов и возмущались его террористическими средствами насаждения «капитализма» в деревне) и уж тем более были согласны с русскими либералами. Читатель начала XXI века обыкновенно удивляется той теплоте, с которой русские дореволюционные либералы отзывались о Марксе и марксистах, естественно, ведь для современного читателя марксизм ассоциируется со Сталиным и Зюгановым – своеобразными «красными славянофилами», но разгадка проста и она состоит в западничестве первых русских марксистов.
|
|
Затем, когда после 1905 года Ленин начинает дрейфовать к идее революции с участием крестьянства, класса архаичного, принадлежащего отмирающему феодальному обществу, согласно догматике западнического марксизма. Меньшевики и бундовцы будут за это прямо клеймить его как «славянофила». А идеи Ленина периода НЭПа об особом «кооперативном социализме» и об особом неевропейском пути индустриализации и модернизации вообще будут объявлены меньшевиками «бредом».
Но это еще полбеды: очерняя крестьянскую общину, отпевая ее раньше времени, российские марксисты-западники, представленные на рубеже веков в основном меньшевиками, фактически стали исключать русскую общину из рассмотрения, что понятно: община воспринималась ими как отклонение от нормы и значит, не учитывалась при анализе, исходящем из установок «нормального», то есть западного капиталистического общества. Надо сказать, что сами Маркс и Энгельс при всем своем евроцентризме до этого все же не доходили, и как мы покажем позже, фактор русской общины со счетов не сбрасывали, хотя и разделяли ее оценку как анахронизма.
Исходя из этой «эвристической слепоты» меньшевиков легко понять их растерянность перед социальным катаклизмом Октября 1917-го. По всем подсчетам Плеханова и Мартова в России, которую они считали страной не качественно отличной от Запада, а лишь века на два отставшей от него, то есть «аналогом» Запада 18 века, в Феврале 1917-го произошла буржуазно-демократическая революция, подобная Французской революции 1789 года. Поэтому меньшевики и выступили с поддержкой буржуазных партий, прежде всего кадетов, хотя сами меньшевики и были социалистами и марксистами по убеждениям; они просто считали, что лозунги буржуазии на данный момент являются для «отсталой России» самыми прогрессивными. Меньшевик Либер так говорил об этом на внеочередном съезде социал-демократов (меньшевиков) в 1917 году: «Мы знаем, что в буржуазной революции во власти должна участвовать буржуазия: средняя и мелкая буржуазия – вот основа власти в буржуазной революции. Но мелкобуржуазное крестьянство не было сознательной политической силой; и социал-демократии (то есть меньшевикам – Р.В.) пришлось принять участие во власти и принести с собой не удельный вес своего класса, а свои государственные способности».
И вдруг – тектонический сдвиг Октября 17-го, гражданская война, большевистское государство рабочих и крестьян… В меньшевистскую евроцентристскую схему это просто не укладывалось, признать специфику России, не хронологическое, количественное, а цивилизационное, качественное отличие России от Запада, вызвавшее отклонение от повторения западного пути к индустриальному обществу, меньшевики не хотели и не могли, как и всякие догматики-западники. Мартову и Плеханову оставалось проклинать «злого гения Ленина», который якобы нечеловеческой силой своих политических интриг толкнул Россию «не туда, куда ей следовало идти», «террористическую диктатуру большевиков», «деклассированную армию» и т.д. Октябрьская революция была для них «аномалией», досадным отклонением от пути, предсказанного «единственно верной теорией», отсюда уверенность меньшевиков, что власть Ленина и Троцкого вскоре рухнет, поскольку ставит неосуществимые задачи, и тогда в России установится «нормальная» буржуазная республика, подобная западноевропейским – с Учредительным собранием, «вольной прессой» и т.д. История показала насколько догматики-меньшевики были неправы: и большевизм оказался всерьез и надолго, и после того как Советская власть рухнула никакого «нормального» западного капитализма все равно не получилось…
|
|
С политической смертью меньшевизма «марксистское западничество» в России, увы, не умерло. Уже через несколько лет после революции оно возрождается в лице вульгарного советского марксизма («истмата»). Гениальные «цивилизационные» интуиции зрелого и позднего Ленина, заставляющие видеть в нем теоретика особого, незападного, русского коммунизма, равно как и весьма плодотворные мысли по «русскому вопросу» Маркса и Энгельса, высказанные ими в полемике с нашими «народниками», были совершенно проигнорированы этим официальным марксизмом, клявшимся к месту и не к месту именами Маркса, Энгельса и Ленина. Он возродил старую западническую схему о феодализме и капитализме в России и приправил ее тезисами о некоем «высокоразвитом капитализме в предреволюционной России», выдвинутыми молодым Лениным в ходе его полемики с народниками. Вульгарные марксисты старались молчать или не слишком-то обращать внимание на поворот зрелого Ленина к народническим по сути идеям крестьянской кооперации, на спор позднего Ленина с меньшевиком Сухановым, где Ленин высказал мысль о «евразийском лике России» и об особом русском пути к модернизации и построению материального базиса социализма. Таким образом, пользуясь западнической схемой молодого Ленина, от которой тот сам, по сути, отрекся, вульгарный марксизм «обосновал» закономерность «социалистической революции» в России, каковой он объявил Октябрьскую революцию 1917 года (вопреки тому, что поздний Ленин в полемике с Сухановым однозначно утверждал, что Октябрьская Революция 1917 года не была социалистической, так как царская Россия не имела материального базиса для социализма; Октябрьская революция и порожденное ей советское государство, по мысли Ленина, призваны лишь подготовить в России материальный базис для социализма, а переход к социализму осуществится лишь после пролетарской революции на Западе).
|
|
Неудивительно, что в 20-е годы вульгаризация марксизма пошла именно в направлении наполнения его западническими стереотипами. Вспомним, что у истоков вульгарного марксизма стояли такие деятели большевистской партии как Бухарин2. «Национал-патриотический поворот» Сталина, покончивший с западническим крылом ВКП (б) – троцкистами, бухаринцами, зиновьевцами – в политическом смысле, идеологически и теоретически полноценного выражения и закрепления не получил (были выдвинуты лишь общие лозунги вроде «возможности построения социализма в одной стране», а настоящей глубокой теории русского коммунизма или даже ее наброска создано не было). В 60-е – 80-е годы советскими «генералами от философии» – Ойзерманом, Келле, Ковальзоном, Спиркиным и другими было завершено строительство такой версии вульгарного марксизма, в которой были законсервированы западнические, европоцентристские установки восприятия мировой истории вообще и российской истории в частности. Неудивительно, что неолибералы, разрушавшие СССР – Гайдар, Попов, Старовойтова и другие в своих теоретических построениях опирались именно на советский, вульгарный марксизм с его евроцентризмом и экономикоцентризмом3. Да собственно, и сами создатели вульгарного марксизма вроде Ойзермана во время перестройки и уж тем более после нее выступили уже как совершенно откровенные западники и русофобы, так что стало ясно, что о примате базиса над настройкой они писали искренне и всерьез, а вот об исторической неизбежности Октябрьской революции – через силу, наступая на горло «западнической песне», «заигрывая с властью», дабы не лишиться академических званий и зарплат (так что ошибаются те, кто упрекает их в полном конформизме: в главном – в своем западничестве и экономикоцентричном восприятии истории – они остались верны себе).