Анализ эффективности решения проблемы

Заключительный этап решения проблемы включает в себя следующие компоненты.

Контроль и оценка результатов решения проблемы. Для согласования фактических результатов с ожидаемыми необходимо обеспечить систему их отслеживания и контроля. Оперативный контроль осуществляется, начиная с момента реализации принятого решения.

В условиях решения проблемы педагогом речь идет о самоконтроле. Г.Альтшуллер предлагает следующие вопросы для отслеживания правильности решения задачи:

1. Проведите анализ хода решения. Ответьте на следующие вопросы:

- Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу?

- Почему я так долго не мог найти хорошего решения?

- Что мне помогло догадаться?

2.Проведите анализ причин появления решенной вами проблемы.

- Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной?

- Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил?

- Чему меня научила эта задача?

- Что осталось нерешенным? Кто остался недовольным?

- Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи - это совершенная ранее ошибка.

3.Определите возможность появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность.

- Действует ли еще причина появления задачи?

- На какой срок удалось решить конфликт?

- Кто остался недовольным?

4. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите превентивные меры, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

Сделайте запись в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу"[25].

Анализ эффективности решения проблемы

Л. Ф. Спирин предлагает следующий алгоритм анализа решения педагогических задач:

- анализ постановки задачи;

- анализ программирования педагогических действий;

- анализ педагогических действий;

- диагностика профессионального развития педагога[26].

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Как определяется педагогическая проблема? Какие формы выявления проблем существуют в педагогической практике? Дополните их своими примерами.

2. Что такое педагогический диагноз? На основании чего он ставится?

3. Соотнесите подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы, представленные в табл. 22. Какой вариант является для вас предпочтительным и почему?

4. Обоснуйте роль каждого этапа в общей технологии решения педагогической проблемы.

5. Какие требования предъявляются педагогу, осуществляющему выбор и принятие решений педагогической проблемы?

6. Можно ли перенести данную технологию в другую сферу человеческой деятельности?

7. Сформулируйте стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи по конкретной педагогической проблеме, выявленной вами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: