Лекция № 3 (28 ноября 2008 г.)

Тезис № 1.

Поскольку философия науки занимается деятельностью по производству знаний, то мы должны иметь самое общее представление, что такое наука вообще. Согласно русской традиции, а именно Далю, наука есть учение, выучка, научение. В современной же философской литературе наука как правило трактуется в узком и широком смыслах.

Широкий смысл понимания науки: наука – специфическая форма познавательной и одновременно практической деятельности человека, функцией которой (деятельности) является выработка и теоретическая систематизация знаний об определённой действительности, обладающая предметностью объективностью, с целью получения объективной истины. В этом аспекте в науке не может быть никакого плюрализма, а истина не множественна, а одна (единственна) – объективная истина.

В узком смысле слова, наука есть система логически взаимосвязанных предложений (суждений) и умозаключений, выработанных с использованием научных законов с целью получения в процессе развивающихся знаний объективной истины.

Тезис № 2.

Исходя из определения науки, выделяются два её элементы: 1) выработка (накопление) и систематизация развивающегося научного знания; 2) определённый образ науки в конкретно-историческое время. Здесь речь идёт, по существу, об определённых традициях в науке, получивших название «научная картина мира», например, ньютоновская картина мира 17 – 18 столетия, квантово-механическая картина мира 20 столетия, в 50 – 60 гг. прошлого века – квантовая хромодинамическая картина мира, сейчас – постмодернистская концепция картины мира.

Наука занята поиском, открытием и формулировкой научных законов, поэтому идеальным гносеологическим образом науки нового времени является (являлся) принцип, согласно которому, чем меньше вносит учёный своего, т.е. субъективного в исследуемый им объект познания, тем соответственно объективно истиннее (результат) научное познание, т.е. в классической науке (17 – 18 столетие), по существу, элиминируется (?) сам человек, учёный, субъект познания, а главным полагается выявление логики движения и развития самого объекта познания. В гносеологической науке того времени признаются (?) человек (субъект), познавательный объект, но взаимодействие субъекта и объекта выносится за скобки.

Тезис № 3.

Наука ориентирована в отличие от религии на разум и на поиск объективной истины, религия же базируется на религиозной вере в догматы, который признаны в той или иной религии за канонические.

Тезис № 4.

Исторически любая наука выступает, с одной стороны, как кумулятивизм и, с другой стороны, в науке происходят научные революции, т.е. коренные перестройки и ломка собственно научных и философских оснований науки. В частности, по данным науковедов и социологов науки, если в прошлом веке (20 век) наука удваивалась раз в 10–15 лет, то в настоящее время удвоение осуществляется за 3–5 лет, но в то же время, по мнению самих выдающихся учёных, по мнению Алфёрова, Шафаревича, с 60-х годов прошлого века никаких фундаментальных открытий не произошло.

Тезис № 5.

Для того, чтобы возникла наука, необходимы определённые социальные, культурные, цивилизационные и собственно научные факторы или предпосылки возникновения науки. В этом аспекте научноведы выделяют следующие факторы:

1. В истории человечества должны были быть выработаны логические правила последовательности мышления человека, поскольку очевидно, что человек не рождается выработанной логикой мышления. Поэтому способность логически мыслить и сами правила логического мышления сформировались к 4 веку (осевое время) до нашей (новой) эры (возникли 3 культурных центра пронауки: Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Европа).

2. Для того, чтобы наука стала возможной, необходимо было выработать язык, пригодный для научного описания, отличающийся точностью и общезначимостью для научного сообщества.

3. Нужны были выработанные методы объективного познания, которые устраняют все психологические и культурные влияния, позволяющие выразить знания в объективированной форме.

4. Необходимо, чтобы полученные знания были доступны проверке, обоснованию и доказательству, были наблюдаемы всяким в любой момент, когда соблюдены определённые условия (воспроизводимость эксперимента).

5. Необходимо, наконец, чтобы сложилось сообщество специалистов по получению нового знания, которое приняло бы на себя функцию культивировать полученные методы и навыки познания, равно как и сформировалась бы область их занятий.

6. Необходимо было, чтобы общество или цивилизация прочно перешли от присваивающей экономики и соответствующих способов хозяйствования к производящей экономике и способам хозяйствования, когда прочно появляется излишний прибавочный продукт и постепенно выделяются люди, занятые преимущественно духовным производством. («Глупо было бы считать, что Кант стал тем, кем он есть, размышляя о вечном в пещере», учтонить цитату?).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: