double arrow

Лекция № 2 (21 ноября 2007 г.)

(Лекция № 1 – вводное занятие, на котором самой лекции не касались).

Тезис № 1.

В 20-м (21-м?) столетии ни один элемент в духовной культуре человечества не оказал такого влияния как наука. В этом аспекте, и нашем мировоззрении, и в мире вещей мы сталкиваемся с наукой и её достижениями. В настоящее время, к сожалению, практически никто не изучает науку, да и не знает её (по трудам Галилея, Ньютона, Максвелла, Чарльза Дарвина и даже Бора, Гейзенберга, Эйнштейна и др.). Дело в том, что науке даже при упоминании имён чужд индивидуализм, наука – надличностное образование, и, следовательно, вся устремлена в будущее. Научные идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью.

Тезис № 2.

Науку как специфическую форму общественного познания исследуют различные дисциплины, в частности история (науки, отрасли научного знания, дисциплин), социология (науки), экономика (науки), науковедение и другие науки. Философию же науки прежде всего интересует специфическая предметная область – производство знаний. В этом аспекте в философии науки, как впрочем и в любой другой науке, выделяется предмет философии науки, а под ним понимаются определённые фрагменты действительности (производство знаний), под объектом же философии науки имеется в виду исследование закономерностей производства знаний (физику (объект) интересуют законы развития физической реальности, биологию – биологическое движение материи в виде классических наук: антропологии, зоологии, …, генетики, молекулярной биологии и т.д.)

Тезис № 3.

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы:

1). Что такое научное знание?

2). Каковы методы и принципы науки, её функционирование и развитие?

3). Что представляет собой производство научных знаний?

4). Каковы законы и закономерности формирования отдельных наук и их междисциплинарное взаимодействие?

Наука использует в своём функционировании и развитии три уровня методов методологий:

а) первый уровень выработки и использования методов – уровень конкретно-научных методов и конкретно-научной методологии (свои методы исследования; Юм «Архетип младенца»);

б) второй уровень – общенаучные методы и общенаучная методология. К общенаучной методологии и методам принадлежат математика (Кант: «Наука является наукой только тогда, когда использует число…»), в 60 – 80 гг. возникает системный подход к науке и системные методы в науке, позже появляются информационные методы и т.д.;

в) третий уровень – общефилософские методы и общефилософская методология в научном познании (Кант «Критика чистого разума», любой человек мыслит категориально (что такое категория?)). Мыслит человек с помощью форм: категории понятия (?), философские категории, категории рассудка и т.д. Философия изучает единство исторического и логического подхода к объекту исследования. При этом возникли две крайности: а) вульгарный историзм (ничто не вечно под луной, ключ лежит в прошлом); б) логический метод исследования – абстрактный актуализм (ключ к прошлому лежит в настоящем)*.

Тезис № 4.

Современный позитивизм под названиями неопозитивизм (новый позитивизм) и постпозитивизм. Представители современного позитивизма, к сожалению, отождествляют общефилософскую общенаучную методологию с конкретно-научной методологией и провозгласили лозунг «Наука – сама по себе философия», поэтому задача философии сводится лишь к анализу логики «языка науки» (решающий удар по этому направлению (неопозитивизм) в 1932 г. нанесла теорема Гёделя (а что это такое?)).

Тезис № 5.

Поскольку философия науки связала себя с производством знаний, постольку она подчёркивает деятельный характер функционирования развития (?что означает данное словосочетание) науки и производства знаний. В этом аспекте производство знаний и их деятельный характер включают:

а) экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, приборы и установки, средства измерения, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся (отличие науки от лженауки – воспроизводство эксперимента);

б) методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования;

в) люди, занятые научным исследованием, написанием статей и монографий;

г) учреждения и организации типа лабораторий, институты, академии, научные журналы и энциклопедии;

д) системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек, научные конференции, научные экспедиции; защиты диссертаций, научные дискуссии и т.д.

Тезис № 6.

Наука как надличностное образование должна характеризоваться чем-то особенным в её ипостаси. В этом аспекте наука (и философия науки) выступает нераздельных аспектах:

1) философия науки как деятельность по производству знаний (Гегель: «Законы небесной механики не начертаны на небе»);

2) наука как надличностная традиция.

При этом и сама деятельность по производству знаний, и научные традиции (революции) исторически меняются.

Известный географ и почвовед Б.Б.Полынов, цитируя, якобы, выдержки из дневника одного иностранного ученого, писал: «Что бы я ни взял, будь то пробирка или стеклянная палочка, к чему бы я ни подошел: автоклаву или микроскопу, – все это было когда-то кем-то придумано, и все это заставляет меня делать определенные движения и принимать определенное положение. Я чувствую себя дрессированным животным, и это сходство тем полнее, что, прежде чем научиться точно и быстро выполнять безмолвные приказания всех этих вещей и скрытых за ними призраков прошлого, я действительно прошёл долгую школу дрессировки студентом, докторантом и доктором». И далее: «Никто не может меня упрекнуть в некорректном использовании литературных источников. Самая мысль о плагиате вызывает у меня отвращение. И всё же с моей стороны не потребовалось особенного напряжения, чтобы убедиться, что в нескольких десятках моих работ, составивших мне репутацию оригинального ученого и охотно цитируемых моими коллегами и учениками, нет ни одного факта и ни одной мысли, которая не была бы предусмотрена, подготовлена или так или иначе провоцирована моими учителями, предшественниками или пререканиями моих современников».

Может показаться, что перед нами карикатура. Но сам Б.Б. Полынов подытоживает приведенные записи следующим образом: «Все, что писал автор дневника, есть не что иное, как действительные реальные условия творчества многих десятков, сотен натуралистов всего мира. Мало того, это те самые условия, которые только и могут гарантировать развитие науки, т.е. использование опыта прошлого и дальнейший рост бесконечного количества зародышей всякого рода идей, скрытых иногда в далеком прошлом».

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Тезис № 7.

В современном научном познании собственно стёрлись грани между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. При этом следует различать научное социогуманитарное и просто социогуманитарное знание. В частности, последнее, как правило, использует в себе не только научные, но и вненаучные (какие?) формы познания. Первое же строится с использованием (основывается на) уже открытых и сформулированных научных законов социогуманитарного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: