Тезис № 1. Современный этап развития общества в целом многие исследователи называют социотехногенной цивилизацией

Современный этап развития общества в целом многие исследователи называют социотехногенной цивилизацией. Идея социотехногенной цивилизации была, по существу, изложена в концепции американского учёного, политика, антинаучного коммуниста Уильяма Ростоу в его работе «Пределы роста», 1956 г. – перевод на русский язык. Согласно ему, всякое общество проходит следующие стадии развития: доиндустриальная стадия, индустриальная стадия в развитии общества, постиндустриальная стадия развития общества, которую сейчас также называют информационным обществом или социотехногенным обществом или цивилизацией. Ростоу полагал, что индустриальная стадия была достигнута в США в 20-е годы прошлого века, в Англии и Франции – в 40-е годы прошлого века, в России – 1956 г. Социотехногенная цивилизация характеризуется следующими признаками:

1) прогрессивным развитием и ценностью в обществе научных знаний и инновационных технологий;

2) постиндустриальная стадия характеризуется превращением самого человека и человеческого общества в сложную социотехногенную машину или мегамашину (Мэмфорд);

3) всеобщая информатизация общества привела к тому, что человек имеет дело прежде всего с так называемой виртуальной, а не объективной реальностью;

4) важнейшее влияние в современном обществе науки и информационных технологий приводит к противоречивым взглядам на будущее общество, что привело к возникновению в понимании роли науки сциентизма и антисциентизма.

С точки зрения сциентистов, развитие науки является главным и приоритетным в развитии постиндустриального общества. В этом аспекте, сторонники этого направления занимают также позицию технофильства (обожествления техники и технологий) или полагают, что элитнейшим классом в обществе должны быть учёные, представители высшей (фундаментальной) науки, которые обеспечат научное управление людьми, производством и технологиями.

Согласно сциентистам, наука также решит однозначно проблему жизни бытия людей и экологии.

Развенчание сциентистского видения общества и его проблем нашло блестящее художественное отражение в антиутопии Замятина «Мы».

Противоположное направление на судьбы социотехногенного общества выражается в антисциентистском направлении. Антисциентистское направление связывается с именами Бердяева, классического экзистенциализма (особенно в лице Мартина Хайдеггера и Пола Феерабента). В частности, согласно сциентистам:

1) наука основывается на необходимости и законе, наука носит дескриптивный (предписывающий) характер, наука номологична (основывается на законе), следовательно, по Бердяеву и Хайдеггеру, наука куёт цепи, лишая человека свободы;

2) представители антисциентизма занимают позицию технофобии (резко отрицательное отношение к науке, изобретениям и т.д.);

3) с точки зрения антисциентистов, наука, технознание и техника превратились в государственный институт и их средствами нельзя решить острейшие экологические проблемы современности.

В вопросе о роли и месте науки, технознания, техники и технологии крайне важно избегать этих двух крайностей. В этом аспекте нужно понимать сущность техники и технологии (будет в следующей лекции), а не как её понимают современные технари – инструментальное понимание техники.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: