double arrow

Лекция № 7 (27 декабря 2008 г.)


Тезис № 1.

Третий этап протонауки – 13–15 века н.э. – этот период (этап) называют периодом книгопечатания, а впоследствии в наше время эрой Гуттенберга, который в 1450 г. изобрёл печатный станок, соответственно этому, начиная с 60-х – 80-х годов прошлого века, т.е., по существу, современность называют постгуттенбергской эрой и цивилизацией, связанной с небывалыми достижениями в области электроники, всеобщей компьютеризации и компьютерных технологий. Постгуттенбергская эпоха, эра, цивилизация характерна тем, во-первых, что мы по существу на новом витке прогресса человечества возвращаемся к неомеханической картине мира, где человек является лишь исполнительным элементом в сверхмашине или мегамашине социотехногенной цивилизации; во-вторых, современная социотехногенная цивилизация полностью размывает грани добра или блага по Платону и зла. Современный человек, в том числе и отечественный, превратился (превращается) из человека хомо сапиенс (homo sapiens) в человека хомо экономикс (homo economic), т.е. человек начинает терять свою человеческую сущность, одной (сущностью) из которых, если не основной, которая сохраняется как архетип у разных народов, является творение добра (блага по Платону), в-третьих, современная цивилизация (постгуттенбергская) создаёт виртуальную реальность, которая является философией беспредметности, а сама виртуальная реальность заменяет физическую реальность.

Третий период в развитии протонауки характеризуется также регулярным мореплаванием людей, массовым изобретением и применением огнестрельного оружия, к концу этого периода – возрождением человеческой культуры. Приращение научного знания происходит в основном не во вновь возникших университетах, поскольку в этих университетах преимущественно практиковалась поздняя схоластика и религиозно-философское мировоззрение, а в школах мастеров–ремесленников. Именно там были изобретены часы, компас, телескоп, рисовальные и измерительные приборы, производились расчёты механических процессов, и именно эта среда подготовила почву для таких гениев как Леонардо да Винчи, Стевин (начало паротехники) и т.д., но в школах мастеров–ремесленников этого времени ценились, по существу, практические навыки, а именно наблюдательность и, главное, умелые руки, для того, чтобы производить и усовершенствовать технические и другие устройства, но не развивалась наука как таковая, т.е. поиск научной истины ради самой себя.

Тезис № 2.

В результате изобретения Гуттенбергом печатного станка возникает множество типографий, где наряду с трактатами по магии, алхимии, религиозными текстами печатаются и собственно научные тексты, в которых высказываются резко антирелигиозные мысли. Учёные этого времени (периода) всё более склоняются к приоритету опытного знания над схоластически умозрительным знанием.




Тезис № 3.

В 16 веке начинается эпоха преднауки, она происходит в условиях секуляризации, т.е. в условиях отделения церкви от государства, образования и науки от религии, что происходило в трагических условиях жёсткой борьбы с церковью, и эта борьба имела свои подвиги и жертвы: Джордано Бруно, Сервет (биолог), Галилей, Коперник и др. мыслители.

Историки выделяют следующие основные характеристики всего этапа преднауки:

1. Впервые начинает формироваться менталитет учёного, в занятиях которого ценится, прежде всего, опыт, а не расхожие мнения других людей или традиции. Именно опытом опровергают аристотелевско-птоломеевскую систему, а именно Галилей в механике и Кеплер в астрономии.

2. Формируется система приборов для получения точных знаний в опытно-экспериментальной сфере (часы и линейка). До этого периода положение с измерением времени было ужасным, а именно оно определялось по положению небесных светил или по сгоранию свечи, песочным или иным часам. Ещё парадоксальнее складывалась ситуация с измерением длины предмета (фут – длина стопы короля или герцога), его объёма (рюмка, ведро, четверть…). В раннем средневековье время измерялось молитвами, сколько прошёл человек при чтении молитвы.

3. Возрождается идея атомизма как самое, пожалуй, опасное оружие в борьбе с религией. Следует напомнить, что и в Древней Греции атомисты преследовались, а именно сжигались их рукописи, либо они безжалостно критиковались философами-идеалистами. В частности, Платон в своих диалогах подвергает резкой критике атомизм, не называя фамилии Демокрита (а покажите мне материю, где материя как таковая?). Решающий удар против религиозного мировоззрения нанёс английский философ Роберт Бойль, который, по существу, первым возрождает идеи античного атомизма с учётом достижений преднауки и т.д.



4. Происходит в этот период формирование химии, отбрасывающей алхимию, в недрах которой она первоначально возродилась. Это происходит благодаря, главным образом, художникам, которые сами изобретали для себя краски, и медикам, которые изготавливали лекарства. Один из учёных этого времени, Бернардо Палисси, выдвигает основные принципы опытного знания:

а) необходимо спрашивать у природы путём эксперимента и обращаться к опыту как высшей и последней инстанции;

б) нельзя выдвигать никаких теорий, прежде чем они будут экспериментально подтверждены;

в) в науке нельзя опираться ни на что кроме опыта, поэтому отвергаются ссылки на авторитет священного писания (религии), древних философов, авторитет умозрения, на авторитет философии.

5. Под влиянием книгопечатания быстро распространяются анатомические знания преднаучных (научных) схем, таблиц и т.д., что привело к эволюции (революции) в живописи, скульптуре, моде, интерьере жилищ, медицине.

6. Развивается алгебра и механика (динамика): применяются точные методы при изучении баллистики, точные методы к теории машин с развитием часового дела и водяных машин, точные знания в области рычага (в парусном деле и т.д.).

7. В связи с развитием науки начинается борьба против университетов, которая касалась (велась) не против самого этого института, а против засилья религиозного мировоззрения.

8. Делаются попытки выработать новое воззрение на природу. Так, Жироламе Фрокасторо в «В симпатии и антипатии» ?, Бернардино Гелезио «О природе вещей» – всё материально и сводится к уплотнению и расширению.

Наряду с наступлением эпохи возрождения и реформации всё же в этот период ещё имеют место занятия астрологией, магией, алхимией и т.д. И только последующее формирование собственно науки, которая формирует научное мировоззрение, позволяет освободиться от этих занятий (воззрений), которые происходили в этот период в более примитивной форме, чем в средневековье.

Собственно наука возникает в конце 17 (последняя четверть 17 века) – 18-е и последующие века. Наука в её развитии делится на 3 этапа:

1. Конец 17-го – 18-е века.

2. Классический этап в развитии науки и научного знания, с 17 века по 80-е годы 18 века.

3. Постнеклассическая наука, последняя четверть 19 столетия и до современности.

Первый этап, собственно наука:

1. В конце 17–18 столетий, во-первых, формируется в основном понятийный и логико-математический аппарат науки, вводятся фундаментальные понятия, такие как закон природы (мировые физические константы и т.д.), вероятность (понятия, основана на разновозможности исходов при возникновении т.д.), сила, даётся более точное определение фундаментальных понятий, таких как пространство, время, движение, причина и следствие (концепция жёсткого лапласовского детерминизма), уточняется дедуктивная логика и индуктивная логика как методы в науке (Френсис Бэкон «Новый органон», Энгельс называл этот период и его представителей «индуктивными ослами»);

во-вторых, происходит почти полная капитуляция университетской науки перед опытно-экспериментальными методами исследования, получает широкое распространение экспериментальный метод в науке, а сама наука становится самостоятельным институтом по отношению, собственно, к философии и тем более к религии;

в-третьих, формируется цельное научное мировоззрение. По мнению Владимира Ивановича Вернадского, по своим последствиям и воздействию на позднейшую историю и общественный быт научное мировоззрение несравнимо с эпохой с эпохой возрождения и великих научных открытий (больше, меньше???);

в-четвёртых, все науки базируются на основе принципа детерминизма, согласно которому всякое состояние вселенной вытекает из предшествующего состояния вселенной. В медицине принцип детерминизма распространяет французский учёный Клод Бернар, на биологию – франц. учёный Ле Дантек, на физиологию – Сеченов, на социологию – английский философ и учёный Герберт Спенсер;

в-пятых, в эту эпоху открываются сначала закон всемирного тяготения, а затем и закон сохранения энергии, который к концу этого периода получил переистолкование «сохранение и превращение энергии»;

в-шестых, в этот период происходит великий промышленный переворот, который связан с периодом от мастерских и мануфактур к заводам и фабрикам на базе вначале паровой техники, а затем электротехники;

в-седьмых, впервые в науку входит представление о развитии всех сложных систем (происхождение и эволюция солнечной системы, происхождение и эволюция геологических слоёв, пластов, платформ (Лайель) на Земле, происхождение и эволюция клетки, теория эволюции живого (Чарльз Дарвин), происхождение и эволюция человека и т.д.);

в-восьмых, в силу названных открытий ведущим фактором во всей культуре, в преобразовании государства стилем мышления людей становится наука, т.е. сциентизм;

в-девятых, в конце 19 столетия впервые возникают (в классический период развития науки) такие дисциплины и развиваются практически самостоятельно друг от друга как история науки и техники, технознания (специальный институт им. Вавилова по указанию Сталина) и история философии.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: