double arrow

Тезис № 1

Науковедами, философами в эволюции и развитии науки выделяются следующие периоды или этапы рациональности. В основе периодизации рациональности положены глобальные научные революции, имевшие место, начиная с 17-го столетия. В этом аспекте выделяются классический тип рациональности (и соответственно этап, период), в основе которого положены две глобальные научные революции, додисциплинарная глобальная научная революция (17 век – третья четверть 18-го столетия) и дисциплинарная глобальная научная революция (вторая половина (четвёртая четверть) 18 столетия – начало 19 столетия, включая 70-е года 19 столетия). Второй этап в эволюции и развитии рациональности – неклассический тип рациональности. Связан он хронологически периодом третьей глобальной научной революции (последняя четверть 19 столетия – до половины 20 столетия). Третий этап в эволюции и развитии рациональности – постнеклассический этап рациональности, связанный с четвёртой глобальной научной революцией.

Классический этап рациональности связан с тем, что естествознание вырабатывает свои специфические методы познания, а именно научное наблюдение и научный эксперимент, и формирует свои специфические нормы и идеалы научного познания. Лидером естествознания, безусловно, выступает механика, целью которой является поиск в самих вещах, телах (потом мы их назовём объектами) механических причин и субстанций. Нормой и идеалом этого времени для учёных является принцип исследования природы (и, соответственно, явлений) самой по себе. Чем меньше учёный вносит субъективного в исследования, тем истиннее научное знание. Философскими же основаниями этого типа (этапа, периода) рациональности является механицизм, а соответственно механическая картина мира, следовательно, идеалом классического типа рациональности выступает следующая схема:

Субъект®Средства (приборы, установки) ®Объект (тело, явление и т.д.). При этом ценностями и мировоззренческими идеалами пренебрегают.

Для классической науки является само собой разумеющимся принцип, который впоследствии академик Фок (в 30-е–40-е годы) назвал «принципом абсолютности к средствам наблюдения и эксперимента». Согласно этому принципу, классический макроприбор вносит настолько ничтожное (малое) изменение в объект, что при описании объекта этим малым воздействием можно пренебречь.

Вторая глобальная научная революция связана с тем, что с прогрессом научного познания оказалось, что философский механизм и идеалы механики (механическое описание мира как машины) не работают в области биологии и химии, а тем более в социальном знании, и это произошло благодаря трём великим научным открытиям:

1. Открытие Шлейденом и Шванном клеточного строения живого.

2. Открытие закона биологической революции Чарльзом Дарвином: естественный отбор на основе борьбы за существование (современный дарвинизм или синтетическая теория эволюции).

3. Закон сохранения и превращения энергии.

В этом аспекте (трёх великих открытий) оказалось, что не только в биологию и химию, но и в астрономию, космологию и т.д. начинает проникать принцип эволюционизма, который лёг в основу междисциплинарного синтеза не только механики, но и биологии, химии, астрономии, социологии и т.д. и оказалось, что идеалы механики не работают в других отраслях науки.

Второй этап – неклассический этап (наука) в эволюции и развитии рациональности (третья глобальная научная революция, последняя четверть 19 столетия – до второй половины 20 столетия). Возникла на основе достижения квантово-релятивистской физики и дискуссий вокруг неё. Квантово-релятивистская физика, согласно Фоку, принципиально базируется на гносеологическом принципе («принцип относительности к средствам наблюдения и эксперимента»), согласно которому макроприбор (средство исследования) вносит такое сильное возмущение на квантово-механический объект, что при описании его необходимо описание макроустановки. Используя один макроприбор (средство наблюдения и эксперимента), мы можем дать описание корпускулярных свойств микромира (кристаллическая решётка), а используя другой макроприбор, мы описываем и объясняем волновые свойства описываемого объекта, а в реальности микрообъект обладает и волновыми, и корпускулярными свойствами. Для неклассического типа рациональности господствует схема:

Субъект®(Средства®Объект), скобки означают объединение = гносеологический объект.

Третий этап в эволюции и развитии рациональности (четвёртая глобальная научная революция) – постнеклассический тип рациональности (с 50-х годов прошлого века и по настоящее время). Он связан, в первую очередь, с выдающимися достижениями в области физики, а именно термодинамики, а точнее термодинамики нелинейных процессов, т.е. открытых (в других типах рациональности были закрытые системы) систем (Пригожин и его школа); во-вторых, он связан с выдающимися достижениями в области генетики и молекулярной биологии; и, наконец, с достижениями астрофизики. В этом аспекте постнеклассический этап основывается на:

1) принципе эволюционизма;

2) принципе историзма;

3) принципе самоорганизации и развития сложных и открытых систем.

Отражением постнеклассической науки и третьего этапа рациональности является следующая схема:

(Субъект®Средства®Объект)

­внутринаучные ценности и идеалы

­мировоззренческие идеалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: