В исследовательских программах есть некие нормативные стандарты, которые определяют пути прогрессивного развития науки, Лакатос их называет «положительной эвристикой». Одновременно в исследовательских программах есть нормативные стандарты, придерживаясь которых мы избегаем развития научного знания – это отрицательная эвристика.
Тезис № 5.
В развитии исследовательских программ, по Лакатосу, можно выделить две стадии:
первую – прогрессивную, т.е. сохраняющую свою положительную эвристику и защитную оболочку;
вторую – вырожденную стадию научно-исследовательских программ, по Лакатосу, где эта программа на ней (стадии) теряет свою эвристическую мощь, а в самой программе нарастает число гипотез «ad hoc», что в переводе на русский язык с латинского означает относящихся только к данному случаю.
В заключение отметим, по нашему мнению, что концепция научно-исследовательских программ Имрэ Лакатоса вслед за фальсификационизмом Карла Поппера обращает внимание на реальный исторический опыт эволюции научного знания в различных предметных областях, которая (концепция) содержательнее, богаче и диалектичнее, нежели представление логических позитивистов о представлении и развитии научного знания.
|
|
Лекция № 16 (02 апреля 2008 г.).
Эпистемологический анархизм Феерабента
Тезис № 1.
Пауль Феерабенд родился в 1924 г. в Вене, т.е. в то время, когда формируется венский кружок вокруг журнала «Эркентнис» в Вене. С 1958 г. живёт в США и становится Полом Феерабендом, преподаёт философию в Калифорнийском университете и публикует там сенсационную концепцию анархизма в теории познания. Долгое время Феерабенд разделял взгляды Поппера (попперианец), а в США дружил с Томасом Куном и Имрэ Лакатосом.
Согласно этому философу, толчком к формулировке собственной концепции послужило ознакомление на старости лет с работами Владимира Ильича Ленина, в частности, «О лозунге соединённых штатов Европы», «Материализм и эмпириокритицизм» и др. труды В.И. Ленина.