Хозяйственно-правовые формы торговых организаций

Хозяйственно- правовая форма - комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и др. субъектами хозяйствования и органами власти.

Этими нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельности предприятия. ХПФ позволяет человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно-признанным участником торгово-хозяйственной деятельности.

Хозяйственно-правовые формы организаций (юридические лица):

Коммерческие организации Некоммерческие организации
Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Потребительские кооперативы
Полные товарищества Общества с ограниченной ответственностью (ООО) Общественные и религиозные организации (объединения)
Коммандитные товарищества Общества с дополнительной ответственностью (ОДО) Фонды
  Акционерные общества открытого и закрытого типа (ОАО и ЗАО) Учреждения
Личные/индивидуальные предприятия  
  Производственные кооперативы  
  Унитарные предприятия (УП)  

Все организации в зависимости от основной цели своей деятельности делятся на:

-некоммерческие

-коммерческие

Некоммерческие организации - ставят своей целью выполнение определенных функций, не связанных первично с получением прибыли и ее распределением.

Коммерческие организации - ориентированы на получение прибыли и её распределение, в том числе между участниками создания или функционирования предприятия.

Характеристика хозяйственно-правовых форм организаций:

1. Хозяйственные товарищества - организационно оформленное добровольное сотрудничество юридических или физических лиц в какой-либо сфере деятельности.

В зависимости от принятой в Уставе степени имущественной ответственности, различают 2 вида хозяйственных товариществ:

- полное - товарищество, все участники которого занимаются уставной деятельностью в рамках одного предприятия и несут неограниченную ответственность по долгам перед кредиторами или иными третьими лицами.

-коммандитное - одни участники выступают как полные товарищи, а другие-в качестве вкладчиков (коммандитов), которые несут риск убытка хозяйственного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности от имени хозяйственного товарищества.

2. Хозяйственные общества- объединения капиталов, не требующие обязательного личного участия в деятельности общества. Хозяйственное общество отвечает по своим обязательствам как самостоятельный субъект, а участники несут риск потерь в размере принадлежащей им доли (пая). При этом государственные органы и органы местного управления не могут быть участниками хозяйственного общества.

Виды хозяйственных обществ:

--- ООО - форма совместной деятельности, которая предполагает наличие уставного фонда, разделенного на доли, размер которых определяется учредительными документами.

Уставный фонд(УФ) - сумма средств, необходимая для начала деятельности предприятия и создаваемая за счет взносов партнеров-учредителей, включая основные и оборотные средства.

--- ОДО - общество, УФ которого разделен на доли, определенные учредительными документами, а в Уставе определен размер имущественной ответственности участников при недостаточности имущества для обеспечения ответственности предприятия (величина дополнительной ответственности).

--- Акционерное общество (АО) - общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, как правило, равной номинальной стоимости, и которое несет ответственность по обязательствам только своим имуществом.

В зависимости от способа распространения акций различают ОАО и ЗАО

3. Предприятия на основе единоличного владения - реализуются в 2 формах:

- индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица

- частное предприятие, принадлежащее гражданину или членам его семьи на праве собственности; соответственно этому выделяют единоличные и семейные предприятия.

4. Производственный кооператив - коммерческая организация, основанная на имущественно-паевых взносах участников, их личном трудовом участии в деятельности кооператива. Участники ПК несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных или иных долях, установленных Уставом в пределах наименьшей величины, полученной ими в кооперативе государственного дохода.

Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность перед кредитором совместно с должником.

Паевый взнос- доля каждого члена кооператива в формировании объявленного УФ.

Устав - документ, определяющий правовое положение юридического лица, утверждённый участниками, собственником или уполномоченным им органом.

5. Государственное предприятие- предприятие, имущество которого принадлежит государству.

Виды государственных предприятий:

--- основанные на республиканской собственности (собственности РБ)

---основанные на коммунальной собственности (собственности местных органов управления).

6. Унитарное предприятие (коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество). Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между участниками предприятия.

УП может создаваться в форме республиканского УП, казенного предприятия, коммунального УП и частного УП.

Кроме того, предприятия и организации могут объединяться с целью ведения совместной деятельности и достижения общих целей. Различают такие виды объединений, как: ассоциация, союз, концерн, консорциум и др.

Тема 1.2. Планирование деятельности торговых организаций.

Планирование и прогнозирование- основа успеха деятельности организации.

Планирование - особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития организации и его структурных подразделений на определенный период времени в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Назначение планирования состоит в стремлении max-но учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Функции планирования:

1. Ориентир для руководителя на будущее

2. Координация действий руководства, согласование целей и задач предприятия в целом и его структурных подразделений

3. Оптимизация показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой.

4. Оптимальная оценка потенциала предприятия

5. Выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия

6. Делает предприятие более подготовленным к изменениям экономической ситуации

7. Взаимосвязь между должностными лицами и степенью их ответственности

8. Позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики деятельности предприятия.

Планирование - это процесс разработки плана программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.

В настоящее время торговые организации осуществляют планирование в условиях неопределенности, неустойчивых темпов развития, низкой покупательной способности населения и т.д.

Это требует тщательной предварительной обработки будущих действий, что составляет основу прогнозирования - важнейшего элемента планирования.

Прогнозирование отличается от планирования тем, что оно носит многовариантный характер, а главным в планировании является принятие конкретного решения плановой задачи.

Стадии процесса планирования:

---формулирование проблемы

---определение целей и постановка задач

---планирование средств достижения целей с учетом ресурсного обеспечения

---проектирование, внедрение и контроль

---анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на будущий период.

Указанные стадии находятся в непосредственной взаимозависимости между собой. Последовательность данных стадий не регламентирована.

Процесс планирования может производитсяся в 2-х направлениях:

1. Прямой - рассматриваются текущие факторы и предложения, а затем переходят к определенным целям.

2. Обратный - начинается с желаемых целей, затем исследуются факторы и ресурсы.

2.Принципы и методы планирования в рыночной экономике.

Основным элементом системы планирования являются принципы планирования:

1. гибкость или адаптивность - реакция на изменение условий, которое проявляется в способности планов менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному снижению эффективности деятельности предприятия.

2. непрерывность - предполагает внесение изменений в процесс составления и реализации планов, а также продление планов для достижения намеченных целей.

3. оптимальность и экономичность

оптимальность - это выбор из альтернативных вариантов развития того, который обеспечит max эффективность функционирования экономического объекта

экономичность- это достижение поставленных целей наиболее рациональным способом.

4. комплексность - это взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов системы планирования.

5. вариантность - это рассмотрение всех возможных альтернатив

6. целенаправленност ь - это разработка планов для достижения конечного числа намеченных целей.

7. научность - это научное обоснование принятого варианта плана

8. координация - означает, что необходимо планировать как деятельность предприятия в целом, там и его структурных подразделений, т.е. должна быть ориентация на комплексное решение проблем.

9. интеграция - предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления.

В процессе разработки планов торговые организации используют различные методы планирования ( совокупность конкретных способов и приемов составления планов ):

1. технико-экономических расчетов (нормативный) -основан на использовании в процессе планирования различных норм, нормативов, тарифных ставок (нормы амортизации, нормативы товарных запасов)

2. расчетно-аналитический (экономико-аналитический)- предполагает:

---анализ отчетных данных за предшествующие периоды

---оценку достигнутого уровня развития, принимаемого за исходную базу

---экспертную оценку изменения показателей и проведение на их основе расчета плановых показателей

3. экономико-математический -суть состоит в том, чтобы представить экономическую задачу в математической форме, т.е. в виде формул, уравнений.

Экономико-математическая модель- этосовокупность математических формул, характеризующих поставленную задачу.

4. балансовый -предполагает увязку взаимосвязанных показателей (балансы доходов и расходов населения, балансы ресурсов)

5. оптимизации плановых решений - предполагает многовариантные расчеты плана и выбор из многих вариантов оптимального плана по определённым критериям (max прибыли, min издержек обращения)

6. программно-целевой - в его основе лежит определение конечных целей развития, средств их достижения путем составления программ и подпрограмм.

Любой план находит свое непосредственное выражение через совокупность определенных показателей. Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги развития торговой организации.

Классификация показателей:

1. По форме выражения:

а)---натуральные - характеризуют экономические явления в натуральных единицах (торговая S, емкость складов и др.)

---стоимостные - характеризуют экономические явления в денежном выражении (розничный и оптовый товарооборот, стоимость основных фондов, оборотных средств)

б)---абсолютные

---относительные (%, коэффициенты, индексы)

2. По содержанию:

---количественные (объемные) - характеризуют количественную сторону экономических явлений (объем товарооборота, численность работников, численность обслуживаемого населения)

---качественные – относительные (уровни доходов, производительность труда, товарооборот на 1м2 S, коэффициент использования оборудования, сменности).

3. По методам применения:

---расчетные

---утвержденные

3.Виды планирования. План хозяйственной деятельности торговой организации.

По характеру планирования различают:

Индикативное планирование - система, которая направлена на выявление желательных целей. Оно осуществляется посредством интеграции и координации, т.е. носит информационно-справочный характер.

Директивное (централизованное) планирование - представляет установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей, натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др.

Свое материальное воплощение процесс планирования находит в плане.

План- это документ, в котором фиксируются цели деятельности предприятия, согласованные действия предприятия и его структурных подразделений, варианты решения проблем в условиях неожиданного изменения ситуации.

Классификация планов и планирования:

1. В зависимости от стадии общественного производства:

---планы производства ---планы распределения

---планы обмена ---планы потребления

2. По степени комплексности:

---сводные ---специальные (более узкая направленность)

3. По степени охвата планированием:

---общее ---частичное

4. По предмету планирования:

---целевое ---программное

---планирование действий

5. По длительности планового периода:

---долгосрочное (стратегическое) - на срок более 5лет

---среднесрочное - конкретизирует долгосрочные (от 1-5лет)

---краткосрочное (текущее, оперативное) - до 1года

6. По функционально-целевому назначению:

---план торговой деятельности в разрезе основных показателей (товарооборот, издержки обращения, доходы)

---производственно-торговый

---финансовый (доходы и расходы предприятия)

---коммерческий (связанный с товароснабжением и оценкой использования товарных запасов)

---план социального развития предприятия

---инвестиционный (план капитальных вложений)

---бизнес-план

Выделяют также такие виды планирования, как:

-Стратегическое - основной задачей является оценка возникших последствий происходящих перемен и их предвидения. В стратегическом плане формируются главные приоритетные цели и задачи.

-Тактическое - призвано направить текущую деятельность предприятия на достижение стратегических целей и обеспечить согласованную работу структурных подразделений.

-Оперативное - это планирование конкретных действий, мероприятий, направленных на достижение заданных целей. Оперативный план имеет узкую направленность, высокую степень детализации (конкретизированный), и характеризуется использованием различных приемов и методов при его обосновании.

Отдельным видом планирования выступает бизнес-планирование.

Бизнес - план – описание исходного состояния экономической системы и направлений её изменения для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности и этапов реализации, технико-экономическое обоснование проекта.

С учётом целевой направленности можно выделить следующие основные виды бизнес - планирования:

---инвестиционного проекта

---вновь создаваемого предприятия

---для получения кредитных ресурсов

---приватизируемого предприятия

Цель разработки бизнес - плана – иметь план хозяйственной деятельности на краткосрочную и среднесрочную перспективу, отвечающий потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов.

Может разрабатываться на 1 год или укрупнено на 4-5 лет. При подготовке инвестиционного проекта бизнес-план разрабатывается на период его осуществления.

Задачи составления бизнес-плана:

1).описать вид и тип предприятия

2).определить конкретные направления деятельности (специализация, рыночная ниша, возможное место на данном сегменте рынка)

3).рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата денежных сумм

4).уточнить направления использования денежных средств

5).определить потребность в кадрах, их количестве, квалификация и оплате труда

6).составить план действия по выходу и закреплению на рынке

7).учесть положение действующего законодательства

8).оценить конкурентное окружение и изучить рынок

9).разработать программу продвижения товаров на рынок, включающую затраты на рекламу, стимулирование продаж, расширение каналов сбыта и т. п.

10).определить ценовую политику предприятия и динамику цен на выбранном рыночном сегменте

11).установить цели по объёмам продаж с выделением отдельных этапов, выбрать формы и методы продажи товаров

12).исследовать условия предложения товаров производителями (поставщиками)

13).составить план доходов и расходов и др. разделы финансового плана

При разработке бизнес-плана для того, чтобы он отвечал требованиям пользователей (менеджеров, банков, инвесторов) следует учитывать принципы, выработанные международной практикой (ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надёжность, преемственность).

Бизнес план, разработанный с учётом основных принципов, является инструментом управления на предприятии. Он оформляется в виде текстового, табличного и графического материала. Структура и объём разделов бизнес-плана определяется разработчиком самостоятельно с учётом особенностей применяемой технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуги).

4. Роль экономического анализа для обеспечения прогнозирования и планирования.

Под экономическим анализом понимают процесс комплексного исследования хозяйственной деятельности предприятия, результаты которой проявляются под воздействием экономических законов развития общества и множества факторов субъективного порядка.

Экономический анализ система приёмов и методов для изучения хозяйственно - финансовой деятельности предприятий.

Основное назначение экономического анализа оценка состояния экономической системы (предприятия торговли) и определение наиболее эффективных путей использования имеющихся на предприятии ограниченных ресурсов в соответствии с принятыми критериями.

Основные задачи анализа:

1.оценка текущего экономического состояния предприятия

2.сравнение фактических результатов с установленными заданиями и известными достижениями

3.поиск наилучших вариантов использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых)

4.разработка прогноза изменения результата хозяйственной деятельности на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Этапы экономического анализа:

1.составление плана анализа (цель, форма анализа, источники и перечень информации, содержание аналитической работы, сроки и исполнители).

2.получение информации и её проверка в части полноты, взаимоувязки и согласованности данных различных источников, правильности заполнения реквизитов, документов.

3.аналитическая обработка данных.

4.составление заключения с выводами и предложениями по результатам анализа.

Виды анализа хозяйственной деятельности:

1. Предварительный – осуществляется перед совершением хозяйственных операций, связанных с планированием, прогнозированием, разработкой и принятием оптимальных управленческих решений.

2.Оперативный – проводится в ходе выполнения плана хозяйственной деятельности за короткие промежутки времени.

3. Текущий – применяется для всесторонней и объективной оценки выполнения плана, результатов расчётов за отчётный период и разработки рекомендаций по повышению эффективности хозяйствования.

С помощью экономического анализа изучаются возможности повышения эффективности деятельности предприятия, т. е. улучшения соотношения между затратами и результатами:

---оценка производительности труда работников торгового зала

---степень использования торговой площади

---рациональность использования складских и служебных помещений

---оценка доходности каждой ассортиментной позиции, размеров затрат по статьям расходов

---материальное стимулирование сотрудников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: