Сигнал — процесс или явление (внешнее или внутреннее, сознаваемое или неосознаваемое), несущее сообщение о каком-либо событии и ориентирующее живую систему относительно этого события.
Сигнал — условный знак для передачи каких-нибудь сообщений, распоряжений, предупреждений^.
Опорные сигналы детского досуга — голос (слово), атрибут (предмет, костюм, аксессуар игры, досуга), знак (свернутое смысловое содержание).
Голос — характеризует индивида, ПРИМЕР КАКОГО АРТИСТА ВЫ УЗНАЕТЕ ПО ГОЛОСУ
Пение в церкви – сам голос заставляет себя чувствовать тварью дрожащей, Окраска голоса его интонация – ПРИМЕР С ДЕТЬМИ ИЗ ЦЕННТРА, СОДЕРЖАНИЕ ОДНО- ИНТОНАЦИЯ РАЗНАЯ
Такие слова-понятия, как "социализм", "коммунизм", "революция", "партия" тиражировались ежедневно, включались в контекст любой информации, а значит и в сознание. Слова данного типа были скорее инструктивны, чем информативны, как и тысячи слов из "первоисточников"
В языкЕ детского досуга, пока слова-сигналы, бытовавшие в досуговом опыте детей 30-х и более поздних лет, были частично идеологизированы. Дети клялись друг другу в чем-то, доказывая истинность слов такими "формулами": "под салютом всех ВОЖДеЙ", "за дело Ленина-Сталина", "честное пионерское". Они делали это искренне. Дети обычно не лгут, они фантазируют, поддаваясь магии навязанных слов. Обманывать их учат взрослые. Многообразные игровые "говорилки", слэнг — это скрытые слова досуга, слова — "тайные знаки".
При вступлении в пионеры с детей брали "расписку" (пионерскую клятву), что они будут верны всем законам и правилам детской организации. Так слово превращалось в свой "обратный" знак. Знак-антипод. Школа — мир душевных человеческих отношений и прикосновений, а это вечный закон педагогической этики. Голос и слово могут огрублять детское сердце, делать его равнодушным к окружающему миру и к самому себе, могут учить обманывать.
В условиях досуга голос и слово соотносятся с возникающими в ходе неформального общения с партнерами образцами установленных ценностей, служат им.
К сигналам детского досуга следует отнести и особые жесты-знаки. ПРИМЕР (ПОКАЗАТЬ РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ ВИКТОРИЯ И РОКЕРСКАЯ КОЗА) жест-символ — пионерский салют, означающий приветствие членов детской организации и уважение (дань памяти) установленным уставом вещным символам — знамени, флагу страны,
. Существуют и другие социальные коды неформального общения — знаки вежливости, поддержки (аплодисменты, коллективные покачивания и др.), знаки протеста (топанье ногами, размахивание руками). Еще одним сигналом досуга мы считает его атрибуты. Они так же, как голос, слово или жест, информативны.
Атрибут (от лат.— "придаю", "наделяю") — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Понятие "атрибут" рассматривается в науке и практике шире.
Например, в языкознании однозначно это определение. В философии это необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Демокрит рассматривал атрибут как основное свойство субстанции. Дидро и Робине — мышления. Спиноза считал протяженность и мышление атрибутами единой субстанции. Атрибуция как производное от атрибута также означает "приписывание", "наделение". К примеру, приписывание индивиду или социальной общности характеристик, не представленных в поле восприятия.
Атрибут дополняет, достраивает то, что недостаточно для адекватного взаимодействия, раскрытия в социальном окружении.
В педагогике он чаще воспринимается как нечто вещное, материализованное. Например: древко — атрибут знамени, посох — атрибут туриста, пилотка — атрибут пионерской формы, мяч — атрибут игры и т.п.
Оперирование понятном "атрибут" восходит ко временам Аристотеля, который отличал атрибуты от акциденций (лат. ассЫепз — "случайность") -- чего-то временного, переходящего, несущественного в отличие от субстанционального.
Значит, атрибут, с одной стороны, существенные свойства, признаки, детали, с другой стороны, это то, что приписывается объекту, с третьей — это просто часть, деталь, компонент объекта материального и социального мира (атрибу ты детской пионерской или скаутской организаций; атрибуты костюма, формы; атрибуты праздника и т.д.).
Ф.Хайдер, разработал категории и принципы АТРИБУТИВНОСТИ
атрибуты существуют во всех сферах, видах человеческой деятельности, в сфере межличностных отношений, восприятия социальных объектов и т.п.