Существуют и рефлективные знаки телесного контакта — удары, толчки, которые носят промежуточный характер, они выражают ассоциативные отношения детей и подростков. Существуют в отдельных коллективных играх (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и т.д.), в коллективных танцах, в коллективном восприятии музыкальных молодежных жанров искусства, в коллективном "болении" за любимые команды знаки и символы, которые реализуются под влиянием и обаянием масскульту-ры: вставания, вскидывание рук, размахивание флагами и т.п. Роль таковых знаковых обрядов в генезисе психики молодежи, в усвоении молодежной культуры досуга значительна.
К кинетическим знакам досуга детей можно отнести:
-знаки внешнего приветствия детей друг друга в досуговом общении (командные приветствия в играх и личные приветствия);
-символические жесты (салют, ритуал, отдание чести и др.);
-танцевальные жесты (па, образные движения и т.п.);
-жесты протеста;
-жесты общности, солидарности на массовках и тусовках;
-знаки-симптомы (радость, восторг);
-дискретные знаки и др.;
в) экстралингвистические знаки как выразительное использование голоса, речи (знаки-звуки, языковые знаки). Чаще всего они используются детьми в синтетических моделях песни и танца: коллективные выкрики, междометия, свист. Данные знаки присущи вокальным показателям, темпоречи детей, паузам и даже дыханию.
.
Д.Б.Эльконин отмечает свойственный речевой игре "двойной символизм", использование в игре знаков-заместителей, замещающих действий 72.
ВажнОЕ значениЕ речевых знаков социализации мысли детей в их досуговой практике и подражательность, которая свойственна имитационным и другим играм. Речевой знак, воспринимаемый на слух, содержит в себе различную информацию, важную детям. Знания, приобретаемые или через экстралингвистические знаки, мобильны, независимы и наиболее обобщены.
К экстралингвистическим досуговым знакам можно отнести:
-разнообразные фольклорные "сигналы" (речевки, дразнилки, говорилки, считалки и т.п.);
-прозвища, отражающие имена действительных или вымышленных героев сказок, книг, мультфильмов, животных; речевые приветствия детей друг друга;
-сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских и молодежных групп и подгрупп, и др.
3 ПОДХОД. Существуют субстратно-субстанциональные знаки признания успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои символические эквиваленты и используются с точки зрения типа функционирования внутри системы досуга. Это, скорее, знаки символы,, иррациональные предметы:
- знаки различия и памятные знаки (спортивных обществ, творческих коллективов, знаки принадлежности к ученическому классу, школе, году выпуска из школы и т.п.);
- знаки-поощрения (наградные значки, ленты, вымпелы, кубки, медали и др.);
- знаки присвоения "званий", классности, разряда, выбора в официальный актив;
- талисманы (предметы, приносящие удачу; предметы, демонстрирующие посвящение в ту или иную общность) и др.
4 ПОДХОД Существуют также знаковые предметы, обозначающие сферу действия детей в той досуговои области, в которой они используются (игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты и др.).
Особую игровую методику использования знаков и символов как механизма освоения социального опыта создал Л.С.Выготский,
Ребенок, проходя опыт символического представления жизненного опыта, развивает язык, мышлени е,
Таким образом, в научной психологической литературе отмечается, что знаки — это обозначения, свободные от контекста, в то время как символы зависят от него.
Вспомним знаменитую русскую матрешку — игрушка игрушек, она символизирует то, что каждый из нас живет не ради себя, а ради кого-то и чего-то, существующих вне нашего понимания.
. Обряды, обычаи, ритуалы, церемонии как пласт традиций игровой культуры
Традиция— всегда передача (лат— "передаю"). Передача и сохранение значимых элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению, способствующих развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре в целом.
Традиция — то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения людей., КОТОРЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ИГРАХ
ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИИ
1. Длительность, повторяемость в общественной практике,
привычность в восприятии коллектива, одобрение коллективом.
Традиция — то, что устоялось, отложилось, приложилось и
постоянно воссоздается в жизни детского коллектива. Никто из
детей специально не думает о том, почему надо шить бальное
платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го
сентября./
2. Своеобразие, самобытность — пафос традиции. Традиции
не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
Прекрасная русская актриса В.Комиссаржевская считала, к
примеру, что настоящее следование традиции заключается в
том, чтобы, владея ею, все делать по-своему.