Символы — это, скорее, наглядно-образное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было у первоначально изобретенного символа. Ассоциации ребенка питают их содержание. Символы оживляют, конкретизируют любые вещи,
Молодежи нужны такие символы, которые работали бы на уровне человеческого подсознания, влияя на поведение детей, на их поступки и особенно на их мировоззрение. Официальные символы общности должны быть доступными и легко понятными для каждого молодого человека. Осознание юными гражданами доступности культурных ценностей поможет заложить надежные камни в федеративный фундамент культуры, в которой символы — образные репрезентации.
Знак и символ выполняют прежде всего функциональное назначение — опосредованное раскрытие сущности, в них отраженной. Полнота воспроизведения реальности в знаках и символах зависит от сохранения связей с этой реальностью. Поэтому мы склонны считать знак обозначением содержания, а символ тем, что выражает к этому содержанию отношение, своеобразный его функционал.
Поскольку человек живет не только в материально-вещном мире, но и в духовно-символическом, символы, знаки и сигналы не столько расширяют мир реалий, сколько выступают в качестве его нового отражения.
. Знак, символ, сигнал рождаются в практической деятельности, фиксируются преимущественно в различных формах культуры. Они помогают ребенку адаптироваться в жизни. Пиаже в этом плане рассматривает знаки и символы в качестве индивидуальных факторов развития ребенка. Символы и знаки в досуговой сфере кооперируют детей, обогащают их общение" 9. Знаки досуга не носят иконический (символический) характер, они, скорее, отражают поведенческие стороны человека.
В разных видах деятельности ребенка используются различные по способам построения и функционирования системы знаково-символических средств, определяемые прагматическими назначениями деятельности.
ИТАК ВСЕ ИГРОВЫЕ УСЛОВНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ сигналы, знаки, символы, используемые детьми в досуге.МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ
1 ПОДХОД По классификации Пирса, такие знаки делятся на иконические (копия объекта), индексы (признаки объекта) и символы (связь знаков с объектами условна);
2 ПОДХОД 1. С точки зрения способа их воздействия на зрение, слух. Сюда можно отнести:
а) визуальные, зрительно-видимые, обозреваемые знаки. Знаки на лице, теле (рисунок, макияж, татуировка) как свидетельства взросления, принадлежности к той или иной группе, компании, тусовке, религиозному сообществу.
Эмблемы и значки на одежде, головных уборах, необходимые либо для игры, либо для карнавала, либо для постоянной или временной принадлежности к досуговой группе. В этом значении визуальные знаки могут быть компонентом принятой эстетики, моды или стимулом возникновения и развития неформальных отношений, демонстрации принадлежности к "братству", союзу "посвященных".
Мы сюда бы отнесли знаки, значки-амулеты (лат. — "амулет"; "оберег") в виде мелких предметов, которые охраняют владельца от бедствий, неприятностей, "злых чар", болезней. Мода на амулеты в среде молодежи увеличилась в последнее время. Визуальные знаки — это знаки-признаки, знаки-ориентации в детском сообществе. Это знаки о себе, знаки преподнесения себя другим. Среди визуальных знаков досуга можно выделить:
-значки и эмблемы, связанные с играми;
-тайные знаки, придуманные детьми для засекречивания деятельности и общения;
-знаки зодиака, амулеты, украшения, аппликации (орнаменты, изображения, вышивки и т.п.), рисунки на одежде; экслибрисы на книгах, игрушках;
-знаки различия по субординации самоуправления в детских организациях, объединениях, клубах, спортивных и иных командах;
-костюмы, головные уборы, специальную форму команды;
прически особого типа;.
-изображения животных, птиц, рыб, цветов на костюмах, на лицах и т.п.; -татуировки и др.
б) оптико-кинетические (визуально — статико-динамичес-кие) знаки с долей экспрессии. Это игровые жесты ребенка (знаки-жесты), пластика его движений, мимика лица (знаки- взгляды), знаки-приветствия.
А.Валлон, рассматривая эмоции ребенка, регулирующие мир его общения, считает, что деятельность детей в их мотивах и способах определяется средой, условиями окружения, что благодаря своим эмоциям ребенок сначала принадлежит этой среде, потом уже самому себе.