Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа

Символы — это, скорее, наглядно-об­разное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было у первоначально изобретенного символа. Ассоциации ребенка питают их содержание. Символы оживля­ют, конкретизируют любые вещи,

Молодежи нужны такие символы, которые работали бы на уровне человеческого подсознания, влияя на поведение детей, на их поступки и особенно на их мировоззрение. Официальные символы общности должны быть доступными и легко понятны­ми для каждого молодого человека. Осознание юными гражда­нами доступности культурных ценностей поможет заложить на­дежные камни в федеративный фундамент культуры, в которой символы — образные репрезентации.

Знак и символ выполняют прежде всего функциональное наз­начение — опосредованное раскрытие сущности, в них отражен­ной. Полнота воспроизведения реальности в знаках и символах зависит от сохранения связей с этой реальностью. Поэтому мы склонны считать знак обозначением содержания, а символ тем, что выражает к этому содержанию отношение, своеобразный его функционал.

Поскольку человек живет не только в материально-вещном мире, но и в духовно-символическом, символы, знаки и сигналы не столько расширяют мир реалий, сколько выступают в ка­честве его нового отражения.

. Знак, символ, сигнал рождаются в практической деятельности, фиксируются преимущественно в различных формах культуры. Они помогают ребенку адаптироваться в жизни. Пиаже в этом плане рассматривает знаки и символы в качестве индивидуаль­ных факторов развития ребенка. Символы и знаки в досуговой сфере кооперируют детей, обогащают их общение" 9. Знаки досуга не носят иконический (символический) характер, они, скорее, отражают поведенческие стороны человека.

В разных видах деятельности ребенка используются различ­ные по способам построения и функционирования системы знаково-символических средств, определяемые прагматическими назначениями деятельности.

ИТАК ВСЕ ИГРОВЫЕ УСЛОВНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ сигналы, знаки, символы, используемые детьми в досуге.МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ

1 ПОДХОД По классификации Пирса, такие знаки делятся на иконические (копия объекта), индексы (признаки объекта) и символы (связь знаков с объектами условна);

2 ПОДХОД 1. С точки зрения способа их воздействия на зрение, слух. Сюда можно отнести:

а) визуальные, зрительно-видимые, обозреваемые знаки. Знаки на лице, теле (рисунок, макияж, татуировка) как свиде­тельства взросления, принадлежности к той или иной группе, компании, тусовке, религиозному сообществу.

Эмблемы и знач­ки на одежде, головных уборах, необходимые либо для игры, либо для карнавала, либо для постоянной или временной при­надлежности к досуговой группе. В этом значении визуальные знаки могут быть компонентом принятой эстетики, моды или стимулом возникновения и развития неформальных отношений, демонстрации принадлежности к "братству", союзу "посвящен­ных".

Мы сюда бы отнесли знаки, значки-амулеты (лат. — "амулет"; "оберег") в виде мелких предметов, которые охраняют владельца от бедствий, неприят­ностей, "злых чар", болезней. Мода на амулеты в среде молоде­жи увеличилась в последнее время. Визуальные знаки — это знаки-признаки, знаки-ориентации в детском сообществе. Это знаки о себе, знаки преподнесения себя другим. Среди визуаль­ных знаков досуга можно выделить:

-значки и эмблемы, связанные с играми;

-тайные знаки, придуманные детьми для засекречивания де­ятельности и общения;

-знаки зодиака, амулеты, украшения, аппликации (орнамен­ты, изображения, вышивки и т.п.), рисунки на одежде; экслибрисы на книгах, игрушках;

-знаки различия по субординации самоуправления в детских организациях, объединениях, клубах, спортивных и иных командах;

-костюмы, головные уборы, специальную форму команды;
прически особого типа;.

-изображения животных, птиц, рыб, цветов на костюмах, на лицах и т.п.; -татуировки и др.

б) оптико-кинетические (визуально — статико-динамичес-кие) знаки с долей экспрессии. Это игровые жесты ребенка (знаки-жесты), пластика его движений, мимика лица (знаки- взгляды), знаки-приветствия.

А.Валлон, рассматривая эмоции ребенка, регулирующие мир его общения, считает, что деятельность детей в их мотивах и способах определяется средой, условиями окружения, что благо­даря своим эмоциям ребенок сначала принадлежит этой среде, потом уже самому себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: