Что же следует отнести к атрибутам игры и досуга?

Все мате­риализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и ус­ловности, важные в системе взаимоотношений партнеров по до-суговому общению.

Анализ досуговой деятельности позволяет представить типологию атрибутивности:

- атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, твор­честву, самовыражению (игровые аксессуары: мячи, биты, лаптовки, спортивные и театральные костюмы и т.д.);

-атрибуты, заменяющие в досуге номинальные предметы (палка вместо клюшки, банка вместо шайбы, песок и зелень как бы продукты питания в игре, бумажки вместо денег и др.);

-атрибуты, несущие символическую условность (ствол елки как пулемет, венок из березовых листьев как лавровый венок чемпиона, самодельные ленты победителей состязаний; знаки командного различия — погоны, нашивки, аксельбанты и т.п.);

-атрибуты-игрушки, самоценные предметы (игрушки как об­легченные или уменьшенные предметы: игрушечные часы, пы­лесосы, мебель, музыкальные игрушки и др.);

-вспомогательные атрибуты досуга (любые предметы и явле­ния, вписывающиеся в контекст досуговой деятельности: приро­да, территория, время суток, время года).

Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие пред­ставителем другого предмета, явления, процесса5.

Проблема зна­ка трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово.

Фило­софская трактовка: "Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)"6.

В семиотике — отрасли науки, кото­рая занимается сравнительным изучением знаковых систем, — указывается, что обозначения предметов необычайно разнород­ны: "символ", "эквивалент", "репрезентант", "обозначающее", "копия", "индекс", "изображение".

Понятие "знак" в научной литературе трактуется по-разному: материально выраженная замена предметов, понятий, явлений; указатель, изображение, метка (мета); понятие; символ; худо­жественный образ; метафора и т.д.

. СУЩЕСТВУЕТ ПОНЯТИЕ о знаках момента, которые не всегда следует принимать за истину. С од­ной стороны, переломный момент социальной жизни Россий­ской Федерации перенасыщен западными, особенно американскими, знаками, а именно: чужой рекламой, чужой терминоло­гией (названия фирм, частных предприятий, музыкальных мо­лодежных коллективов и т.п.), чужим языком общения (слэнг), чужими песнями, танцами, музыкальными пьесами, фильмами, чужой одеждой и амулетикой, жвачкой, сладостями и др. С другой стороны, эта наносная культура — явление временное. Русская культура, к счастью, все-таки хранится в сознании многих людей. И что бы ни случилось, ни происходило "навер­ху", наша культура останется жить, пока живы мы.

Наши предки практически на каждой вещи ставили знаки дос-говой практики — рисунки, насечки, орнаменты, узоры. Знаки, нанесенные на полотенца, сарафаны, рубашки, головные плат­ки, ложки, коромысла, наличники окон, сундуки, соединяли человека с его представлением о празднике жизни, придавали конкретным вещам заряд духовной энергии.

Нам представляется, что вхождение детей в культуру идет иным, чем у взрослых, путем, и прежде всего через знаки куль­туры досуга: игрушки, имитирующие предметы; предметы, ис­пользуемые как игрушки; условия среды, стимулирующие детей к досуговой деятельности, озорству, забавам.

Знаковая культура для детей — обретение смысла того или иного поведения в досуговом пространстве. Досуговые ценности у ребят равного возрас­та меняются, выстраиваются по иерархическому принципу, и отдельные знаки досуга или их формы становятся доминирую­щими в качестве ориентации поведения.

Сегодня для нас, к при­меру, очевидно: молодежная культура у каждого поколения своя и относиться к ней следует уважительно. Знаковые формы ее могут приходить из других стран, и задача воспитателей ли­бо, если они не противоречат нашей духовности, принят!, их как составную часть отечественной культуры, либо противопоста­вить нечто лучшее, либо, если это невозможно, наполнить их новым содержанием (костюмы, прически, музыка, танцы, амулетика и др.). Дети в досуговой деятельности создают свои предикаты знаков, которые отражают реальные признаки пред­метов, явлений, материалов, аксессуаров, игрушек, включаемых в процесс досуга, с одной стороны. С другой — знаки восприни­маются подростками как показатели, возникающие из вообра­жения, представления, из магического "как будто бы", т.е. из образа, придуманного детьми. Есть и третья сторона — это реф­лексивный предикат, который появляется спонтанно в процессе развития игрового действия и коммуникативных отношений партнеров по досугу.

Знак — корневое понятие для таких рас­пространенных слов, как "знаю", "знакомить", "знакомство",

"ознакомить" и др. Поэтому исторически знак — это то, что не­сет знание, информативный заряд.

Символ — образ, являющийся представителем других обра­зов, содержаний, отношений. Символ родствен понятию "знак"7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: