Взаимосвязь теорий предельной полезности и потребительского выбора

Как мы уже отмечали, между тео­рией потребительского выбора и теорией предельной полезности существует определенная взаимо­связь: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации по­лезности другой. Рассмотрим кривую безразличия на рис. 5.7.

Рис. 5.7. Кривая безразличия

Перей­дя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получает дополнительное количество товара X (Qx), потеряв некоторое количество товара Y (Qy). Дополнительная полезность, полученная от потребления дополнительного количества товара X, равна Qx*MUx, а полезность, потерянная вследствие меньшего потребления товара Y, равна – Qy * MUy. Исходя из того, что потребитель остался на том же уровне полезности, двигаясь вдоль одной и той же кривой безраз­личия, то та полезность, которую он приобрел вследствие потребле­ния большего количество товара X, равна той полезности, которую он потерял вследствие потребления меньшего количества товара Y:

Qx* MUx = Qy * MUy, или Qx / Qy = MUx / MUy, но Qy / Qx = Px / Py (согласно теории ординалистов предельная норма замены одного то­вара другим равна обратному отношению цен), следовательно:

MUx / MUy = Px / Py, или MUx / Px = MUy / Py (5.7*)

Итак, из правила максимизации полезности теории ординалис­тов мы вывели правило максимизации полезности теории кардиналистов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы пос­ледний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, при­носил бы одинаковую предельную полезность, т. е. действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, резуль­тат оказывается одинаковым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: