Кардиналистская теория полезности

Основные гипотезы:

1. Общую полезность можно количественно измерить (в ютилях).

2. Существует функция полезности, разная для разных субъектов рынка, которая позволяет для любого набора товаров определить совокупную полезность: Uj(q1,q 2,...,qn), где n - количество товаров на рынке, qi - объем покупаемого i-го товара.

Таким образом, каждый j-й потребитель может измерить в ютилях полезность любого приобретаемого им товара.

Функция полезности показывает изменение полезности блага с ростом его количества.

3. Каждый потребитель стремится так расходовать свой бюджет, чтобы приобретаемый им набор товаров имел максимальную полезность:

ìmax Uj(q1,q 2,...,qn)

íp1q1+p2q2+...+pnqn=I

îq1³0, q2³0,..., qn³0,

где p1,p2,...,pn - цены соответствующих товаров.

Предельная полезность некоторого i-го ресурса для j-го потребителя MUij – это полезность последней единицы покупаемого ресурса, (та дополнительная полезность, которую дает последняя единица блага), т.е.:

MUij = U(q1,q2,...,qi+1,...,qn) – U(q1,q2,...,qn).

Графики общей и предельной полезности

Речь идет не о полезности блага вообще, а о полезности определенного количества того или иного блага. Причем потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Функция полезности лежит в основе потребительского выбора.

При моделировании поведения потребителя экономисты основываются на:

· ограниченности дохода потребителя;

· аксиоме ненасыщенности (потребитель старается иметь большее количество любых благ);

· аксиоме желания увеличения общей полезности;

· аксиоме убывания предельной полезности.

I закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): предельная полезность блага (или ресурса) в единовременном акте потребления убывает, то есть полезность каждой следующей единицы блага, получаемая в рассматриваемый момент времени, меньше, чем у предыдущей единицы, хотя может быть и остается неотрицательным, значение маргинальной (предельной) полезности

MUi =

Чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.

Таким образом цена блага определяется не общей, а его предельной полезностью для потребителя.

Как может потребитель увеличить общую полезность, если его предельная полезность убывает?

II закон Госсена: если потребитель выбрал наивыгоднейшим образом некий набор продуктов (благ), то по всем тем благам, которые он реально покупает, должна быть одинаковая отдача от покупки:

... = ,

q1>0, q2>0,..., qк>0,

то есть отношение предельной полезности к цене должно быть постоянно.

Это значит, что блага должны приносить равную полезность на единицу затрат.

Пример 6. Известны цены товаров p1=10, p2=2 и предельные полезности MU1=50, MU2=6 и у потребителя имеется 80$ на покупки. Вопрос: правильно ли он поступит, если купит 3 единицы первого товара и 25 единиц второго товара? Запишем II закон Госсена:

= 5 ¹ = 3

Поскольку этот закон не выполняется, то потребитель поступил неправильно. Надо уменьшить количество второго покупаемого товара. Попробуем купить товары в комбинации: q1=4, q2=20. Тогда

MU1=40, MU2=8 и = 4 = =4, то есть потребитель в данном случае поступил правильно: набор q1=4, q2=20 - набор с максимальной полезностью.

Таким образом, предельная полезность является базой сопоставимости благ. Обмен осуществляется на базе равенства предельных полезностей благ.

Перераспределяя свой доход потребитель постарается уравнять свои предельные полезности. При этом он достигает положения равновесия (максимума благосостояния).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: