Содержание профессиональной подготовки

Содержание психолого-педагогической подготовки студентов высшей педагогической школы состоит из трех основных компонентов. Первый компонент содержания – фундаментальные знания в области педагогики и психологии, которые приобретаются в процессе изучения нормативных психолого-педагогических дисциплин. Второй компонент содержания – дисциплины по выбору с учетом специфики факультетов. Третий компонент содержания – самостоятельная работа студентов по интересам, направленная на развитие индивидуальных творческих способностей, индивидуального стиля деятельности. Надо отметить, что во многом содержание педагогической подготовки учителя в университете зависит и от направления, выбираемого самим студентом. Таких направлений, предлагаемых университетом, как правило, несколько:

а) педагогическое образование как основное;

б) педагогическое образование как дополнительное (в рамках соответствующих факультетов. Выпускник получает дополнительную квалификацию «Преподаватель»);

в) педагогическое образование как основное с применением в социальной службе;

г) педагогическая подготовка, получаемая традиционно выпускником университета.

Курс педагогики в университете, прежде всего, должен представлять целостную науку, ориентирующую на профессиональное решение педагогических задач. Содержание на уровне методологии и логики его построения способствует не только свободному использованию знаний, но и становлению педагогического мышления.

Методологическая функция курса педагогики проявляется в педагогической компетентности учителя, его целеполагании. Ее производными являются как фактические знания предмета, так и результат педагогической импровизации студентов (работа с понятиями, составление моделей, таблиц, аннотирование педагогической литературы), что позволяет преодолеть абстрактность педагогических знаний. При характеристике ответов студентов на экзамене по педагогике отмечается основной недостаток: низкое качество использования понятийного аппарата, нестрогое его применение (отождествление принципов, методов, средств, форм).

Профессионально-информирующая функция курса педагогики ориентирует преподавателя на выделение целеобразующих единиц, вокруг которых выстраивается учебный материал: информация о специфике педагогической профессии, о предмете и структуре педагогической деятельности, о критериях и уровнях ее продуктивности. Качество профессионального информирования влияет на характер принятия педагогической роли, на удовлетворенность будущей профессией.

Знакомство с педагогической теорией, среди источников которой и педагогический опыт, выводит студента на осознание своей педагогической состоятельности. Он непроизвольно дает самооценку тем проблемам, которые анализируются на лекциях по педагогике и описываются в специальной литературе. Педагогическая информация способна вызывать как оптимистические, так и пессимистические настроения после результатов самодиагноза. Почему так значима диагностическая функция предмета педагогики и управление ею (обращение студентов к научным методам диагностики, к самодиагностике).

Помня завет учителя русских учителей К.Д. Ушинского, что «пора позаботиться о том, чтобы все учителя действительно хорошо знали педагогическую теорию», преподаватель курса с помощью различных методов стремится формировать познавательные потребности студентов и стойкий познавательный интерес путем сравнения различных точек зрения, проблемным изложением материала. Так реализуется ориентирующая функция курса педагогики.

Содержание педагогического образования становится ценностью, если соединяется с духовно-нравственной установкой на обучение и воспитание других, если становится доминантой поведения учителя, его образа жизни. В этом заключается формирующая функция курса педагогики, проектирующая соединение теоретического изучения педагогики с практической деятельностью.

Педагогическая подготовка учителя-филолога в ЕГУ им. И.А. Бунина осуществляется на протяжении всех десяти семестров вузовской жизнедеятельности:

I курс — установочно-корректировочный, начало систематического педагогического образования. Основная задача — помочь студенту утвердиться в выборе профессии, раскрыть роль личностного начала в профессии учителя, создать мотивационные основы учения, сформировать потребность и умения самостоятельного учебного труда.

II курс. Целенаправленное формирование фундаментальных теоретических знаний, базовых профессионально-педагогических умений, формирование основ профессионального мировоззрения, педагогической культуры.

III курс. Развитие знаний по общефилософским проблемам воспитания, формирование педагогического сознания, поведения и действия.

IV курс. Определение научных интересов студента, приобщение к научно исследовательской работе, создание базы для самостоятельной исследовательской деятельности.

V курс — завершающий этап педагогического образования. Обобщение, систематизация знаний на уровне современного состояния педагогической науки, совершенствование умений самостоятельно пополнять знания, проверка (коррекция) готовности к самообразованию.

Структура педагогической подготовки учителя-филолога в Елецком университете выглядит следующим образом:

1 семестр. Введение в педагогическую деятельность

2 семестр. Общие основы педагогики. НПП.

3 семестр. Теория обучения. НПП.

4 семестр. Теория и методика воспитания. Педагогика меж-национальных отношений. НПП.

5 семестр. История образования и педагогической мысли. Социальная педагогика. Курсовые работы.

6 семестр. Психолого-педагогический практикум. ЛПП.

7 семестр. Управление образовательными системами. ВКР.

8 семестр. Курсы по выбору. ВКР. Педагогическая практика.

9 семестр. Основы специальной педагогики. ВКР. Педагоги-ческая практика.

10 семестр. Философия образования. ВКР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: