Профессиограмма учителя

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю.

По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новиков, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям:

- обладать способностью правильно и чисто рассуждать;

- уметь подходить к детям;

- быть добронравным;

- знать русский и иностранный языки;

- иметь хорошее произношение;

- доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения…».

В советской школе профессиографическое учение труда и личности учителя наиболее активно проводилось еще в 20-30-е годы, когда закладывались основы советской школы. Личность учителя рассматривается как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности.

Исследовались личностные качества, которыми должен обладать советский учитель, анализировались типичные затруднения, встреча­ющиеся в работе учителя; характер взаимоотношений учителя и уча­щихся в условиях новой школы; методы изучения личности учителя и особенности его работы; психотехника учителя и пути ее развития; сущность педагогической работы и требования, предъявляемые ею к психофизическому аппарату мышления учителя.

Н.К. Крупская неоднократно обращалась к вопросу о личностных и профессиональных качествах учителя. Важнейшими качествами учите­ля она считала любовь к детям, педагогическую увлеченность, ува­жение к личности ребенка, знание предмета, умение передать свои знания, необходимость учета своеобразия личности ребенка, его возрастных особенностей, психологическую проницательность и наблюдательность, педагогическое мастерство.

Интерес к разработке этих вопросов возродился с 60-х годов благодаря исследованиям двух ленинградских школ, возглавляемых Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Позднее к этим исследованиям присоединилась московская школа под руководством В.А. Сластенина. Исходя из понимания функций учителя, Московская научная школа во главе с В.А. Сластениным разработала профессиограмму педагога, которая включает в себя четыре раздела: свойства и характеристики личности учителя; требования к психолого-педагогической подготовке; объем и состав специальной подготовки; содержание методической подготовки по специальности.

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы быть у него в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Вместе с тем профессиограмма учителя – это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

К настоящему времени в нашей стране разработаны ряд профессиограмм для конкретных педагогических специальностей: учителей биологии, математики, русского языка и литературы и др. Такова, например, профессиограмма учителя русского языка и литературы, разработанная З.С. Смелковой. Структурные элементы модели будущего учителя она определяет так: чему он будет учить, как и какими средствами, каков должен быть он сам – организатор воспитывающего и развивающего обучения.

Важнейшими качественными характеристиками выпускника данной специальности, по ее мнению, являются следующие:

- фундаментальность специальных филологических знаний;

- готовность к коммуникативно-обучающей деятельности;

- нацеленность на творческое применение полученных знаний с опорой на новейшие достижения дидактики, частных методик, способность к творческой деятельности;

- владение профессиональными навыками формирования личности школьника;

- способность воспитывать учащихся средствами своего предмета, приобщать их к духовным ценностям;

- сформированность личных качеств интеллигента, гуманиста, обладающего духовной самостоятельностью, развитой эмоциональной и речевой культурой, нравственной стойкостью, творческим отношением к любому виду деятельности.

Н.И. Болдырев выделил приоритетные качества классного руководителя:

- идейность;

- нравственную и гражданскую зрелость;

- общественную активность;

- увлеченность профессией воспитателя;

- любовь к детям;

- гуманное, заботливое отношение к ним;

- высокую требовательность к себе и ученикам;

- коммуникативность;

- дружеское расположение;

- вежливость в общении;

- психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н.И. Болдырева, необходимо знать основы теории и методики воспитания, овладеть необходимыми умениями и навыками.

Немаловажную роль Н.И. Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Классному руководителю важно знать:

- основы теории и методики воспитания, уметь работать с родителями, планировать воспитательную работу;

- отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;

- правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;

- выявлять и организовывать актив;

- осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Психолог В.А. Крутецкий предлагает структуру профессионально значимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю:

1. Мировоззрение личности (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное – любил бы других людей);

2. Положительное отношение к педагогической деятельности речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом);

3. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются – или нет – в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря – педагогические способности);

4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: