Шестой день творения

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду ее. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" (Быт. 1,24-31).

В вышеприведенном отрывке мы находим описание этого творения: животные были сотворены в один день с человеком и получили ту же среду обитания. При этом перечислены следующие группы животных: скот (приручаемые млекопитающие, не только стадные, но и тягловые, вьючные и верховые животные), пресмыкающиеся (большие и маленькие ползающие наземные животные) и остальные "звери земные" (не приручаемые и порой - даже до грехопадения - опасные для человека животные, весь остальной животный мир). Разумеется, мы имеем здесь не биологическую классификацию, а скорее деление животного мира по его значению для человека. Далее, во второй половине дня на свет появляется первый человек, вершина божественного творения, повелитель всей сотворенной для него Богом природы. Триединый Бог советуется Сам с Собою и говорит: "Сотворим человека!" В Быт. 2,7 мы находим более подробное описание этого великого события; "И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Как живое, материальное существо человек не был чем-то особенным в творении: до него Бог уже сотворил различные виды животных. Поэтому Библия использует для описания процесса создания тела человека тот же глагол "создал". Новым в человеке было то, что он наряду с телом и душой обладал духом. Он был образом и подобием Божиим, Бог Сам вдунул в него дыхание жизни. Дух человеческий исходит от Бога (Еккл. 12,7), и именно благодаря этому человек становится вершиной Божьего творения. Потому мы и читаем здесь: "Бог сотворил". Это слово "бара" (творить) три раза встречается в первой главе: в ст. 1 при описании сотворения неба и земли, в ст. 21 при сотворении животных (в отличие от растений, не наделенных душой) и в ст. 27 при сотворении человека.

Человек является подобием Божиим в том смысле, что он имеет право повелевать на земле, он - домоуправитель Того, Кто восседает на небесном троне над всем сущим. Земля и все живущее на ней отданы под власть человека. Человек не равен Богу, но подобен Творцу в том, что отличает его от животных: наличием духовных и моральных качеств. Они позволяют человеку властвовать над землей (во всяком случае, это было так до грехопадения) и иметь общение с Богом. Говоря "человек", мы не имеем в виду только мужчину: Бог сотворил человека в двух образах - мужском и женском. Мужчина и женщина являются, если так можно выразиться, двумя представителями группы творения "человек", хотя позже Библия говорит преимущественно о "человеке" и его жене, потому что по божественному плану муж является главой семьи и несет за нее ответственность (ср. 1 Кор. 11,3,7-9). Лишь во второй главе книги Бытия нам подробнее повествуется о том, как Бог сотворил первых мужчину и женщину: сначала Он создал человека из праха земного и вдохнул в негр жизнь, сделав его живым существом (ст. 7). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, потому что взята от мужа" (ст. 21-23).

Что представляет из себя человек?

На основании первых двух глав книги Бытия мы можем заключить, что человек является особым творением Божьим. Слова Библии не оставляют места для предположений, что человек произошел от животного царства. Человек - продукт третьего, последнего творческого акта Бога (см. выше), он - не облагороженное животное, а представитель совершенно иной категории живых существ. Именно непризнание этой исключительности человека в конце концов привело нехристианских философов к мысли о происхождении человека от животных. Но особый мир, в котором, будучи мыслящим существом, живет человек, недоступен растениям и животным. Итак, что же, согласно Быт. 1-2, отличает человека от животных?

1) Человек обладает способностью к аналитическому мышлению, он может рассуждать и доказывать, благодаря этой способности он мог понять происхождение своей жены (Быт. 2,23).

2) Человек творит свою историю, он может прогрессировать технически и интеллектуально, поэтому он и смог исполнить Божью заповедь: "Наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1,28).

3) Человек способен к общению посредством языка и знаков, поэтому он смог дать названия животным и своей жене (Быт. 2,19,20,23).

4) Человек - общественное существо (при этом человеческое общество нельзя путать с групповым проживанием некоторых животных), то есть он способен к сознательному общению с окружающими, к взаимопониманию и совместному проживанию. Например, создание человеком семьи - общественное явление.

5) Человек хозяйственное существо (при этом, например, сбор человеком урожая в корне отличается от инстинктивного собирания некоторыми животными запасов на зиму), он способен сознательно и ответственно управлять доверенными ему средствами (Быт. 1,28; 2,15).

6) Человек - эстетическое существо, он наделен способностью ценить прекрасное. Поэтому Адам видел в своей жене не только источник сексуальных наслаждений, он ценил ее красоту (Быт. 2,23), и вместе они могли любоваться прекрасным Едемским садом (Быт. 2,9).

7) Человек обладает правовым сознанием, поэтому ему доступны такие понятия, как преступление и наказание. Поэтому Бог мог предупредить человека (что лишено смысла для животного): "В день, в который ты вкусишь от него (дерева познания добра и зла), смертию умрешь" (Быт. 2,17).

8) Человек имеет моральное сознание. Он может различать добро и зло и имел (первоначально) потребность делать добро из любви к своему Творцу и к ближним. Со времени грехопадения это "познание добра зла" проявляется в нем скорее с плохой стороны (Быт. 2,16).

9) Человек знает, что такое вера: это доверие, первоначально основывавшееся на Боге (которое вновь обретают христиане), но имеющее у отвергших Бога людей ложное основание. Бог хотя и повелевал животными, но никогда не беседовал с ними, однако с человеком Бог неоднократно говорил и даже первоначально имел с ним регулярное общение (Быт.1,28-30; 2,18-23; 3,8-13).

Как же можно говорить о происхождении человека от животных при наличии стольких коренных отличий? Такие мысли могут прийти в голову разве что человеку, отрицающему свою духовную сущность. Именно так и поступают многие нехристианские философы, не признающие различия между сотворенными формами бытия. Они низводят человека до уровня чисто душевной (психологизм, социал-дарвинизм), биологической (биологизм) или даже материальной формой бытия (материализм). Эта абсолютизация определенных форм бытия есть не что иное, как идолопоклонство (ср. Рим. 1,20-25). Не существует никакого абсолюта, кроме единого Бога, властвующего над Своим творением и находящегося вне его. Каждая новая форма бытия появляется в результате отдельного творческого акта Бога. Мы имеем описание сотворения неорганического мира в ст. 1, организмов - в ст. 11, одушевленных существ - в ст. 20 и духовных -в ст. 26. Сотворение человека - совершенно особый творческий акт, его можно одновременно назвать неорганическим ("прах земной", Быт. 2,7), органическим ("плодитесь", Быт. 1,28), одушевленным ("душа живая", Быт. 2,7) и духовным ("образ - подобие - дыхание жизни", Быт. 1,26; 2,7). Корни происхождения человека ни в коем случае не уходят в царство животных. Если, как мы уже видели, даже органическая форма бытия была сразу сотворена во множестве независимых друг от друга видов, то очевидно, что сами формы бытия также были сотворены отдельно. Этим Библия пресекает и попытки объяснить происхождение человека от обезьяны путем "управляемой свыше эволюции", что Бог будто бы использовал для сотворения человека обезьяну, наделив ее духом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: